Пушкин и Натали.
(Сценарий литературной гостиной)
Лицейская Пушкиниана «Пушкин и Натали»
(Слева и справа на сцене стоят Ведущие. В глубине сцены,слева, - мольберт
с портретом Натальи Николаевны Гончаровой. Пушкин входит под руку
Натальей Николаевной, усаживает её рядом с мольбертом. Звучит
негромкая музыка. Лист «Грёзы любви»).
Пушкин: Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём средь медленных трудов
Одной картины я желал быть зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.
1-я Ведущая: Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто - Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни. Кто же она, эта женщина, которой
выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. Пушкин как будто чувствовал. Что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ
прекрасной женщины для потомков.
(Ведущая подходит к мольберту).
Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд…А платье Натали надела то, в котором Александр Сергеевич её впервые увидел и полюбил. Это был самый счастливый день в их жизни…
(Звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта)
Пушкин: Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 г. на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с
порога кричит…
(Вбегает Вяземский)
Вяземский: Пушкин! Милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!
Пушкин и Вяземский убегают за кулисы. Звучит музыка вальса, пары танцуют, кто-то общается, Натали стоит среди других барышень, беседует. Выходит на центр Пушкин. Музыка фоном.
Пушкин: Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молоденьких поклонников, в окружении многочисленной родни…Я шагнул навстречу своей судьбе.
(Пушкин приглашает Натали на танец. Они танцуют вальс под музыку Штрауса «Поппури»)
2-я Ведущая: С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже неё. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.
(Пушкин и Натали, держась за руки, смотрят друг на друга, массовка замерла)
Пушкин: Я думал, сердце позабыло способность лёгкую страдать.
Я говорил тому, что было: «Уж не бывать! Уж не бывать!».
Прошли восторги и печали, и легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало пред мощной властью красоты…
Натали: Звезда моя! Свет предречённых дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
Твой луч светя звучит в душе моей,
В тебе она заветное читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь,
Гори, гори! Не выгорит он весь!..
Массовка подходим к Пушкину и Натали, берутся за руки, поклон. Парами под звуки вальса спускаются в зал.