Материал подготовила
Кудряшова Инна Викторовна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Школа развития детского творчества города Пензы
имени Юрия Ермолаевича Яничкина.
(МБОУ ДО ШРДТ города Пензы им. Ю.Е. Яничкина).
Преподаватель высшей категории, руководитель детской театральной студии.
Театральные игры и упражнения как средство развития актерских способностей обучающихся хореографического коллектива.
Цель: развитие актёрских способностей исполнителя хореографического коллектива.
Задачи:
Обучить освобождению от мышечных и психологических зажимов, зажатости, стеснения, боязни выразить своё творчество в движении.
Способствовать формированию сплочённого творческого коллектива, где преобладает радость за успех других, взаимопомощь, понимание, взаимовыручка, поддержка и коллективное творчество.
Развивать эмоциональность, выразительность движений.
Развивать мимику.
Теория:
Особенности развития актерских способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятия танцами.
Начинать обучение актёрскому мастерству лучше с младшего школьного возраста. Именно в данный период у детей возникают способности и интерес к самостоятельной и творческой работе. Сохраняются такие качества, как легкомыслие, наивность, глубокая восприимчивость, открытость, стремление выплеснуть свои эмоции. В младшем школьном возрасте дети очень любят игры, эмоционально реагируют на музыку, образное слово, движение. Дети быстро запоминают отдельные слова и наиболее яркие словосочетания, пытаются подражать взрослому и затем действовать самостоятельно. В младшем школьном возрасте дети достаточно самостоятельны в инсценировке небольших стихотворений. К тому же ещё один немаловажный фактор – потребность ребенка в собственном росте, самосовершенствовании, развитии своих способностей.
Любой человек без актерских способностей может пережить и переживает вымышленное и предполагаемое событие, страхи или радости, но повторить их не всякому удается. Умение в танце передать живые эмоции является изначальным свойством артистической натуры.
Театральный тренинг даст возможность педагогам помочь ребёнку научиться раскрепощаться, не бояться раскрыть перед зрителем свою душу и показать свой внутренний мир, своё восприятие в движении и эмоциях.
Тренинг включает в себя театрализованные упражнения, игры на развитие внимания, творческого воображения, пантомимики, фантазии и других важнейших качеств, составляющих актерские способности. Многие задания далеко не простые (и не только для детей). Однако на практике уже доказано, что дети легко включаются в подобные игры и, если педагог сумеет их интересно преподнести, играют с удовольствием.
Творческие задания можно придумывать до бесконечности. Важно, чтобы они проводились как совместная деятельность детей и взрослых, где учащийся и педагог играют каждый свою роль по общим правилам. Безусловно, педагогу в данной ситуации приходится решать множество сложных задач: постоянно поддерживать интерес к игре, быстро и тактично реагировать на проявления каждого ребёнка и нестандартно, творчески играть свою роль. Однако такой стиль общения педагога с детьми ведёт к важным результатам: развивает не только актерские, но и творческие, и коммуникативные способности, обогащает новыми знаниями‚ и способствует более тонкому восприятию окружающей действительности, развивает умение сочувствовать и сопереживать и, что очень важно, делает сам процесс общения правдивым.
Театральный тренинг как способ развития актерских способностей исполнителей хореографического номера.
Театральный тренинг – это система упражнений, направленных на развитие и совершенствование актёрских способностей исполнителей.
Существует несколько требований к проведению театрального тренинга.
Во-первых, действие всегда должно быть личностным. Оно не может совершаться само по себе, либо от имени кого-то. Действую всегда «Я». Это важное условие тренинга. «Я» ловлю хлопок. «Я» занимаю пространство. «Я» пробиваюсь ростком к солнцу сквозь поляну земли, «Я» освобождаюсь ото льда и т.д. Если человек не научился слышать себя, разве сможет он услышать другого? Если не полюбил себя таким, какой он есть, разве сможет он принять и полюбить другого, принять и полюбить окружающий мир таким, какой он есть?
Во-вторых, действие всегда целенаправленно. Без цели не может быть действия. Часто цель не осознаётся, но это не значит, что ее нет.
Движение к главной цели встречает на пути множество препятствий, требующих преодоления. Вся жизнь состоит из конфликтов, разрешающихся в события.
В-третьих, все упражнения тренинга проводятся по принципу - “здесь, сейчас и впервые”. «Нельзя дважды войти в одну реку». В жизни мы и окружающие нас обстоятельства беспрестанно меняемся, и, действуя спонтанно, мы все делаем здесь, сейчас и впервые, даже если какие-то ситуации и кажутся нам похожими, но мы их проживаем заново, по-новому. Действие же, которое становится привычным, перестает быть действием, и переходит в разряд автоматизированных движений, привычек.
Система упражнений построена так, что участник тренинга идет от не нереального - к реальному, от неведомого к узнаваемому, от простого к сложному, постепенно, посильно, радостно.
Принципы организации самого тренинга:
Радость - это ведущая творческая эмоция. Человек рожден для радости и любви. А Человек, Творящий, способен приумножать радость и любовь в мире.
Каждый ребенок может творить сегодня на своем собственном уровне, в соответствии со своими сегодняшними возможностями, но важно отдавать творчеству всего себя, т. е. творить на пределе возможностей и еще чуть-чуть. Только такая работа обеспечивает шаг вперед, создавая новые возможности и открывая пространство для следующего шага. Это и означает — «посильно», т. е. по силам, не больше, но и не меньше.
В освоении упражнений тренинга нельзя спешить. Нельзя подгонять участников, но и не стоит их искусственно тормозить. Причем, чем меньше возраст участников тренинга, тем медленнее проводится, тем тщательнее прорабатывается каждая ступень. Нельзя пропускать ступени или перескакивать. Движение, от первого занятия до финала должно быть поступательным. Каждая неосвоенная ступень, непроработанный элемент обернется потом в работе срывом, фальшью, штампами, жестоко отомстит на сцене.
Входная диагностика актерских способностей детей.
При работе с театральным тренингом необходимо выявить, на каком уровне находятся актёрские способности детей. Для этого необходима входящая диагностика, состоящая из комплекса заданий, упражнений, этюдов.
Основными критериями диагностики являются:
мышление (дивергентное и конвергентное, беглость, гибкость, оригинальность),
воображение (воссоздающее и творческое),
фантазия, творческое самочувствие (интеллектуальное и эмоциональное).
Сущностными характеристиками выделенных показателей стали:
оригинальность мышления, своеобразие, необычность видения, образная гибкость;
точность, глубина и масштабность мысли, отказ от стереотипов и шаблонов;
легкость и точность в исполнении ассоциаций и воспроизведении действий;
В процессе диагностирования и совместной деятельности с ребёнком обратите внимание на внутренние и внешние действия.
Внутренние действия:
уровень развития произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, фантазии;
отношение к самому себе (самоуважение, чувство собственного достоинства, либо, комплексы, зажатость, внутренние зажимы);
способность придумать образ, сочинить сюжет для него и т.д. (отмечается оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).
Внешние действия:
эмоциональность и выразительность исполнения (в движении);
умение выразить свое понимание характера персонажа (в движении, речи);
свобода движения (отсутствие мышечных зажимов);
мимика.
Практика:
Основные упражнения театрального тренинга.
Упражнения приводятся комплексами и делятся на упражнения для внутреннего и внешнего действия. Многие упражнения решают сразу несколько задач.
Внутренние действия:
уровень развития произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, фантазии;
отношение к самому себе (самоуважение, чувство собственного достоинства, либо, комплексы, зажатость, внутренние зажимы).
способность придумать образ, сочинить сюжет для него и т.д. (отмечались оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики)
Сценическое воображение.
1. «Вижу, что дано, отношусь как задано»
Даётся предмет, например, мячик, кегли, книга, шляпа и т.п. Нужно через действия представить и оправдать действиями и поверить, что мячик–это яблоко, горячая картошка, ёлочная игрушка, кислый лимон и т.п.
На следующее занятие предлагаются другие предметы. Например, книга – старая Библия, коробка с конфетами, кегля – хрустальная ваза, кувшин с Джином, граната. Дети сами придумывают из предлагаемых предметов что это может быть.
2.«Этюды на три слова, три предмета»
Произвольно называются слова, записываются на бумажки и перемешиваются. Микро-группы выбирают три слова и готовят в течение 10-15 минут этюды, соединяя в единый сюжет все три слова. Также даются три предметы – сочиняются этюда и показываются.
3.«Что было бы, если бы…»
- Наш город начал летать,
- Все продукты превратились в мороженое,
- Во всём мире исчезла бумага,
- У всех жителей города оторвались пуговицы,
- Ваш лифт взлетел на Луну,
Сценическая воля
1. Цепочка.
Ученики стоят в широком кругу и передают друг другу воображаемые тяжести - кирпичи, ведра с водой. При этом ставится вымышленная цель действия: для чего мы передаем ведра с водой и где мы находимся. На пожаре? Что горит? Откуда первый берет ведра? Может быть, он стоит на берегу пруда и сам наполняет ведра? Тогда к нему, обратным путем по цепочке, должны идти пустые ведра. Кому передает ведра последний игрок?
2. Робот.
Один из учеников (ведущий) – ребенок играющий джойстиком. Перед ведущим ставится цель - прохождение маршрута роботами. Главная задача ведущего, наиболее четко отдавать приказы действий и направлений роботам, как бы управляя движения ребят (роботов) к заданной цели джойстиком. Обращать внимание ведущего на четкую формулировку направления маршрута. Все движения головы, руг, ног, корпуса роботом воспроизводятся одномоментно, без отставания. Начинайте движения очень медленно.
В этой игре развиваются одновременно слуховое и зрительное внимание, согласование действий, воображение, фантазия.
Развитие внимания.
1.Повтори позу!
В центре круга учеников - ведущий. По первому сигналу педагога ведущий кидает свое тело в неожиданную позу. По второму сигналу все ученики воспроизводят позу ведущего, и каждый из них находит позе свое оправдание. Ведущий принимает их работу.
Первый сигнал может быть дан не педагогом, а учениками, стоящими в кругу, - они одновременно хлопают в ладоши.
2. Кто летает?
Для того чтобы определить степень внимательности отдельных учеников, сыграем на одном из первых занятий в какую-нибудь детскую игру.
- Выясним, кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же без паузы отвечайте. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например, отвечайте хором: "летает!"- поднимите руки. Если спрошу о поросенке, молчите и не поднимайте руки. То, что поросенок может лететь с мостков в воду, не считается.
- Орел летает?
- Воробей летает?
- Божья коровка летает?
- Змея летает?
3.Слушай хлопок!
Цель игры: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под «Марш». Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу). На три хлопка, играющие возобновляют ходьбу.
Развитие сценической воли, сценической свободы.
1. Физическое самочувствие.
Упражнение тренирует память кожных и внутренностных ощущений, которые тоже определяют физическое самочувствие человека.
Вспомните, как у вас болел зуб, как вы мучились, и наконец, не выдержав, героически отправились к зубному врачу.
Вспомните, как, где и чем вы порезали руку или ногу, как смачивали рану йодом, забинтовывали ее.
Вспомните, как вам попала в глаз соринка, когда вы стояли у раскрытого окна идущего поезда. Вспомните, как вы пытались избавиться от нее, как долго она мешала вам, и как болел глаз.
Вспомните, как вы, больной, лежали с высокой температурой.
Вспомните, как вы упали и больно расшиблись.
Вспомните, как в один из особенно жарких дней вас томила жажда, как пересыхал рот, как вы, наконец, добрались до воды и пили.
Вспомните, как вы обожглись.
Вспомните, как вы отравились грибами или еще чем-нибудь, и какие рези были в желудке.
Вспомните, как вы запыхались, когда пришлось долго бежать.
Помогайте воспоминаниям - мысленной речью про себя. Вспоминайте все, что вы делали тогда, старайтесь увидеть внутренним зрением как можно больше конкретных видений. Восстанавливайте в воспоминаниях всю былую последовательность происходившего с вами, ничего не пропуская. Вспоминая, действуйте физически. Если вы выполните эти условия, память поможет телу вспомнить былое физическое самочувствие.
Идите на площадку. Попробуйте соединить воспоминание о каком-нибудь физическом самочувствии с вымышленными предлагаемыми обстоятельствами действия: несмотря на недомогание, например, вам необходимо написать срочное письмо. - Все, что с вами происходило в жизни, и все, что происходило в вашей фантазии, может вам понадобиться как материал для творческого процесса. Научитесь воскрешать любое физическое самочувствие - мысленным или реальным повторением былых действий в их логике и последовательности. Потом вы научитесь на основе испытанных физических самочувствий творить новые самочувствия, которых вы не испытывали.
Согласование действий.
Задания на парные физические действия, тренирующие навыки взаимосвязи и взаимозависимости партнеров:
1. Упражнение змейка.
Одно из упражнений на повторение движений партнера. Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу, причем ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. По команде педагога ведущий переходит в хвост змейки, а второй в змейке становится новым ведущим. Это упражнение не преследует цели полного взаимодействия с партнером. Еще нет требования "жить жизнью партнера, мыслить его мыслями, смотреть его глазами". Организованность, рабочая четкость, единственные требования.
2. Пилка дров.
Воображаемое бревно ставится на козлах. Ученики пилят воображаемой пилой, это требует особенно острого внимания к партнеру. Надо добиться, чтобы пила не изменялась в своих размерах, чтобы напряжения и расслабления мышц чередовались целесообразно, чтобы работали все виды памяти чувствований.
3. Насос.
Пожарная помпа, которую качают два человека.
4. Гребля.
Тут может быть два варианта: двое на одной скамейке (по одному веслу у каждого) и на двух скамейках (у каждого по два весла).
5. Кузница.
Один ученик держит воображаемый предмет щипцами на наковальне, другой бьет молотом.
Во всех этих играх для достижения результата, необходимо добиться взаимодействия, и вхождение в образ предлагаемых событий.
Развитие сценического воображения, сценической свободы. Упражнения на эмоционально-образную координацию движений рук.
Рука танцовщика должна быть не только натренированной и пластичной, но и эмоциональной, т. к. эмоции выполняют функцию управления движениями. Страх, ярость, радость, горе, выражающиеся в мышечном тонусе и движениях. Танец требует от исполнителя включения эмоциональной выразительности движений – телесных и ручных. Творческое вдохновение – это состояние эмоционального подъёма, в которое автоматически включается всё тело и рука танцовщика.
Для этого необходимо, чтобы образовалась связь между ощущениями руки и эмоциями разной модальности. Для формирования такой связи она должна обязательно проходить через сознание в специальных упражнениях.
1.Детям дается задание – вылепить в абстрактной форме из пластических материалов разные эмоциональные состояния – нежность, радость, тоску, печаль и т. д. Главная задача, чтобы в руках появилось ощущение нежности, например, через соответствующую форму движений. Для этого могут быть использованы написания линий в двух вариантах: сначала чертить линии в разных ритмах и попытаться почувствовать их влияние на состояние ребёнка, а во втором случае исходить от эмоций.
2. «По воздуху».
Написать одну ту же фразу в разных эмоциональных состояниях. Для этого необходимо представить себя в этом состоянии, которое само направит руку. У одних детей это не получается, и все фразы пишутся одинаково, у вторых вмешивается рациональность, и они пишут фразы по-разному в соответствии с эмоциональным выражением в характере руки. Нужно стремиться к тому, чтобы у детей с самого начала шло вхождение в логику движений в определённых эмоциональных состояниях и отражениях в движении руки.
Также для этого упражнения можно использовать и геометрические формы – квадрат, круг, треугольник – находящиеся в разных состояниях – радости, гнева, страха, неудовольствия.
Игры на непрерывное, активное, распределенное внимание.
Наиболее сложно обстоит дело со вниманием. Дети не могут долго концентрировать внимание на одном объекте, легко отвлекаются. Здесь усилия педагога должны быть наиболее настойчивыми, последовательными и длительными.
Упражнение для тренировки внимания у детей — «поймай хлопок»: педагог хлопает в ладоши и дает задание поймать этот хлопок. Именно поймать. Не хлопнуть вслед за ним, а поймать на лету, как бабочку, как муху, как мячик. Как будто при хлопке из рук вылетает шарик или конфетка. Поначалу ответный хлопок группы будет разрозненным, хлопки детей рассыплются, как горох, и «бабочка» улетит.
Группа должна поймать хлопок, как один человек. Затем нужно добиться того, чтобы хлопок ловился мгновенно, чтобы между «вылетевшей» и «пойманной» «бабочкой» не прошло и мгновения.
Крайне важен именно действенный и целенаправленный характер этого упражнения — поймать. Не позволяя ни себе, ни детям формального выполнения этого простейшего упражнения. Добиться подлинности, действенности и устойчивости внимания у всей группы.
Для этого можно пользоваться маленькими педагогическими хитростями. Допустим, несколько раз хлопнуть, а потом провести ладоши мимо друг друга без хлопка. Если группа хлопок поймала, значит, еще недостаточно внимательна. Или — сделать несколько хлопков в высоком ритме, а затем резкую паузу. Если группа не поддалась инерции, значит, она подлинно внимательна.
Не добившись устойчивого, действенного внимания, переходить к дальнейшим упражнениям не рекомендуется. Время, по траченное на это первое упражнение, сторицей окупится в течение дальнейшего занятия, и наоборот, невнимательная группа разрушит все занятие, какие бы увлекательные упражнения им ни предлагались.
Чтобы сохранить интерес детей, можно менять «вылетающие» из рук «предметы». Мальчишки очень любят «ловить пулю», девочкам можно предложить «поймать колечко» и т. д.
Педагог может смело фантазировать во время занятия, - его творчество за творчество ребенка, ибо только так можно научить творчеству.
«Пишущая машинка».
Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Четыре стихии.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними. Что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз. Если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Игры на развитие памяти.
1.Слушай и исполняй!
Цель игры: Развить внимание и память.
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в которой они были названы.
2. Тень.
Цель игры: Та же.
Звучит музыка. Два ребенка идут друг за другом. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.
3. Вот так поза!
Цель игры: Развивать наблюдательность.
Играющие принимают различные позы. Входящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.
Усложнением этой игры может быть такой вариант. Играющие, начиная с первого, по очереди показывают свои фигуры, но каждый следующий предварительно должен повторить фигуру впереди стоящего игрока. Тот, кто пропустил фигуру, выбывает из игры.
4. Запомни порядок.
Цель игры: Развить внимание и память.
Ребята выстраиваются в определенном порядке. Ведущий, один из ребят, запоминает их порядок. По сигналу ведущий отворачивается. В это время ребята меняют свой порядок. Далее ведущий должен угадать те перемены, которые были произведены ребятами.
Воображение и фантазия.
Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», то есть с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений:
1. Игра «Скульптор и глина».
Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто - «Глина».
Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем играющие меняются ролями.
Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадываю, что слепил Скульптор. После разгадки Скульптора (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.
2. Игра «зеркало».
Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет «3еркалом», а кто - «Человеком, смотрящимся в зеркало».
Далее дети принимают любые позы, а «Зеркало» повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнеры меняются местами.
3.«Переход».
Нужно пройти «по тонкому льду» из конца в конец класса, от одной стены до другой. Потом нужно так же пойти по «вспаханной земле», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу». Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача — поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее Выразительны у современного человека, атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные, но, прежде всего, мы обращаем внимание на ощущения и действия ног.
4. «Диалог ногами».
Нужно передать и получить информацию, что-то сказать и получить ответ, разговаривая ногами. Ноги в данном случае, это голос и язык актера. Невероятность этого задания и позволяет людям совершенно свободно осуществить себя в общении. Наш язык, к сожалению, привык скрывать подлинные чувства и мысли. Разговаривать ногами, это сделать сложнее.
Участники упражнения могут попытаться выяснить у педагога, как именно нужно «разговаривать ногами». В этом случае нужно объяснить им, что это совершенно не важно: как придумают, так и будет правильно. Важно начать действовать и искать. Может быть, кто-то из ваших учеников начнет топать ногами, создавал ритмический рисунок. Кто-то ляжет на пол и начнет выписывать ногами в воздухе невообразимые кренделя. А кто-то будет передавать друг другу информацию через касания больших пальцев. Возможно — все что угодно. Педагог не должен показывать детям своих идей и не останавливать их фантазии.
5. «Диалог шеей».
Так же, как и ногами, нужно затеять диалог шеей, потому что это одна из самых зажатых частей тела. Задача заключается в том, чтобы действовать шеей и понимать шею, а не глаза.
Далее могут разрабатываться любые комбинации: разговор плечами, локтями, коленями. А в заключении — диалог спинами.
6. Игра «Море волнуется раз…»
Эта детская игра проста, но дети ее очень любят. Ее мы немного видоизменили, добавив в задание придумывать не просто фигуры, но и такие варианты фигур, как: фигуры животных, птиц, морских животных, насекомых. Для этого мы с детьми рассматривали животных, их повадки, особенности, что позволило раскрыться фантазии детей. Ведущий выбирает понравившуюся фигуру, но и к этому он должен угадать то, что изобразил выбранный им ребенок.
Этюд на расслабление. Сценическое воображение.
1.На берегу моря (на напряжение и расслабление мышц рук)
Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрываются глаза от яркого солнца. Раскидываются в приятной лени руки и ноги.
2. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок (на выдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.
3. Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).
На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.
4.Солнышко и тучки (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнце зашло за тучки, стало сразу свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться – разморило на солнце. (на выдохе)
5. В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).
В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
6. Отдых. Сон на берегу моря. Дети слушают шум моря. Ведущий говорит детям, что им снится сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза). Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т.д.). (Пауза). Звучит сигнал. Дети энергично (если, этого требует ситуация, медленно и спокойно) встают. Тренировка закончена.
Этюды на выразительность жеста. Мимика, пантомимы.
1. Это я! Это моё!
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая оказывается ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает жестом.
Выразительные движения: Рука, согнутая в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!». Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!»
2. Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей
Задания:
1) Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.)
смотрится в зеркало;
пробует любимое блюдо;
пробует нелюбимое блюдо; выслушивает комплимент;
выслушивает замечание; садится на стул.
2) Диалоги-пантомимы:
- разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например, в магазине, на вокзале, в аптеке и т. д.;
-разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.
3) Загадки-пантомимы:
- в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке.
- в зоопарке – отгадать, кто сидит в клетке;
- отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
- отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.);
- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т.д.);
- отгадать, какая на улице погода;
- определить по походке прохожего (балерина, солдаты «задавака», очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.).
Примечание: в предлагаемых упражнениях играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.
Этюды на общение. Сценическая свобода.
Большинство творческих заданий направлены на развитие коммуникативных способностей. В данных этюдах разыгрываются ситуации, вызывающие наибольшие затруднения у многих детей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, мы предлагаем начинать с «кукольных» разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на другой объект (куклу).
Задания (в руках у детей куклы или обыкновенные игрушки):
1. Куклы встречаются друг с другом и:
а) здороваются,
б) спрашивают друг друга о здоровье,
в) прощаются.
2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извиниться.
3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят ее друзья и:
а) поздравляют с днем рождения и дарят подарки,
б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.
в) один из гостей опоздал — попросить прощение за опоздание.
г) один из гостей нечаянно разлил на стол компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.
2. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:
а) постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);
б) зайти к преподавателю и передать ей сообщение;
в) объяснить «маме», почему испачкана одежда после посещения школы;
г) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.
Примечание: в содержание этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.
Развитие артистической смелости и элементов характерности.
Именно телесная свобода, которая влечет к выполнению правдивого целеустремленного движения, говорит о характерности движения танцора.
1. Лес.
- Вспомните лес. Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения этого леса -
вы - березка,
вы - куст рябины,
вы - огромная сосна,
вы - ромашка,
вы - одуванчик,
вы - трава,
вы - шишка на ветке,
вы - раскидистый старый дуб,
вы - папоротник...
- Раз вы - дерево, значит, ваши руки - самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире!.. А ноги - корни... Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите шум своих листьев?
- А если вы - трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас? - Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь...
Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке?
- Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки трагедия: все лепестки обвисли.
- Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки!
2. Игрушки.
Дети относятся к куклам, как к живым существам. Но если так, нам нетрудно представить себе, что-мы-то и есть куклы!
Вы - громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать "ма - ма",
вы - плюшевый медведь,
вы - заводная мартышка, которая умеет взбираться по дереву, если ее завести,
вы - тигренок из байки,
вы - надувной заяц (следите, чтобы из вас не выскочила пробка, а то воздух выйдет!),
вы - металлическая заводная лягушка,
вы - деревянный Буратино,
вы - пьющий аист (видели такую стеклянную игрушку- аист наклонился и пьет воду?).
"Влезайте в шкуру" игрушки. Не изображайте игрушку, а вообразите себя- плюшевым медведем, например. Как это делается? Решите (и сразу же пробуйте в действии):
1. Как бы вы ходили по комнате, если бы у вас были плюшевые ноги, набитые опилками? Если бы ноги эти не сгибались в коленках? Если бы они присоединялись резинками к вашему плюшевому туловищу? Если бы эти ноги могли вертеться во все стороны (чуть зазевался, и разъехались)? Если бы у вас были такие ноги, разве не пришлось бы вам медленно ступать, переваливаясь с ноги на ногу? Ходите, пробуйте! Не забывайте о коварной резинке, не делайте слишком широких, больших шагов, а то растянетесь на полу!
2. Как бы вы двигали своими руками, если бы они не сгибались ни в кисти, ни в локте? Если бы эти плюшевые руки были прикреплены к вашему плюшевому туловищу такой же коварной резинкой, как у ног. Если бы у вас были такие руки, то как бы вы ими здоровались, отталкивали, притягивали, брали вещи? Пробуйте!
3. Какие бы звуки вы произносили, если бы вдруг чудесным образом превратились в медведя, но сохранили бы свой человеческий ум? Если бы вы были лишены возможности говорить по-человечески, то как бы вы объяснялись? Попробуйте - ревите по-медвежьи, но заставьте окружающих понять, чего вы хотите!
4. Как бы вы смотрели. И как бы двигались ваши оба глаза, если бы они были стеклянными бусинками?
Ставьте перед собой эти и другие "магические если бы" и действуйте!
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
по теме: Театральные игры и упражнения как средство развития актерских способностей обучающихся хореографического коллектива.
Вопрос | Ответ |
С какого возраста лучше начинать обучение актерскому мастерству? | Начинать обучение актёрскому мастерству лучше с младшего школьного возраста. |
Что является ведущей творческой эмоцией? | Радость! |
С чего начинается творчество, по К. С. Станиславскому? | Творчество начинается с магического «если бы» |
Формула сценического внимания, по К. С. Станиславскому? | «Вижу, что дано, отношусь, как задано» |
Что такое биомеханика? | Это театральный термин, введенный для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания. Ориентирована на технические, четкие очертания игрового пространства, жеста, облика, целесообразность движений. |
Что является инструментом актерского искусства? | Тело актера (жест, мимика, голос, пластика) |
Что является материалом актерского искусства? | Действие |
Какими видами внимания пользуется актер на сцене? | Произвольное и непроизвольное, внутреннее и внешнее. |
Что такое беспредметное действие? | Это действие с "воображаемым предметом", т.е. обыгрывание актером несуществующих предметов |
Что такое пантомимика? | Это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. |
Список используемой литературы
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: 1991.
Константинова А.И. «Психогимнастика». – Санкт-Петербург: 1996.
Театральные игры как формы творческой организации детей. Полтава, 1991.
Полякова Э.А. Театральный тренинг как средство развития актерских способностей исполнителей в детском хореографическом коллективе - Методические рекомендации, - Иркутск 2012 год.