Тема урока: «Число 5. Цифра 5».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении числа 5, цифры 5.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактические средства: учебник Математика, 1 кл., «Школа России», презентация, рабочий лист, листья для рефлексии.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, смарт-доска, колонки.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник математики, пенал с канцелярскими принадлежностями, рабочий лист. Я хочу его начать со стихотворения: Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. -Ребята, а как вы думаете о чём это стихотворение? Что оно нам говорит? | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Высказывают свое мнение о смысле стихотворения. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный(демонстрация) Практический (упражнение) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через устный счёт. -Сейчас мы с вами посчитаем. 1. Счет от 1 до 10. 2. Сосчитайте от 1 до 3. 3. Сосчитайте от 4 до 1. 4. Назовите последующее число для 3,1. Слайд 2 -Посмотрите, где мы оказались? -Верно. На полянке растут необычные цветы. На цветах – цифры. А вокруг них летают волшебные бабочки. Помогите им найти свой цветок, решите примеры. Примеры: 4-1; 1+2; 2+1; 1+1; 3-1; 2+2. -Правильно ли мы решили примеры? -Помогли мы бабочкам найти свой цветок? Слайд 3,4 -Посмотрите, кто ещё нас встретил на волшебной поляне. Это же эльфы. Ребята, они подготовили для вас задания. Задания: Назовите «соседей» числа 2, 3, 4. Вспомните состав числа 2,3,4. -Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задания от эльфов? | Выполняют задания при устном счёте. -На волшебной полянке. Выполняют задание. Проверяют по эталону на слайде. -Да. Выполняют задания от эльфов. Проверяют по эталону на слайде сразу | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. К: соблюдать правила ведения диалога. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
3.Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. Слайд 5 -Посчитайте, сколько на слайде мячей, зайцев и котят. -А какую карточку должна поднять девочка Маша? Есть ли эта карточка у Маши? -Как же называется тема нашего урока? -Давайте сформулируем цель урока. Дополните фразу «Познакомиться с …». | -5 -Карточку с числом «5», но такой у Маши нет. -«Число 5. Цифра 5». -Познакомиться с числом и цифрой 5. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению математики через игровые элементы и практические задания, связанные с числом 5. Стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по составлению плана урока. -Давайте составим план урока. Что мы узнаем сначала? Что научимся решать? Какую цифру научимся писать? | Составляют план урока: Узнаем, как получить число 5. Научимся решать примеры с числом 5. Научимся писать цифру 5. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. -А вот это – цифра пять! До пяти легко считать. Каждый пальчик подержи. Цифру пальчиком скажи. -Покажите пальчиками цифры 1,2,3,4,5. Слайд 6 -Назовите эти числа в прямом порядке. А теперь в обратном. -Какой вывод мы можем сделать? Слайд 7 -Помогите эльфам назвать «соседей» числа 5. -Какой вывод можем сделать? Слайд 8 - Что мы видим на слайде? В сердцевине цветка какое число? Сейчас в своих рабочих листах вам нужно будет на лепестках дописать недостающую цифру, чтобы получилось число, находящиеся в центре, то есть, пять. Организует музыкальную физминутку. Слайд 9 -Посмотрите на слайд, появились ёлки. Сколько их? -Что изменилось? -Сколько их теперь? -Как это записать? -Кто желает выйти к доске и попробовать записать? Слайд 10 -Посмотрим на слайд. Сколько мячей мы видим? -Что изменилось? -Сколько их теперь? -Как это записать? -Кто желает выйти к доске и сделать запись данного примера? -А сейчас мы с вами научимся красиво и аккуратно писать цифру 5. В рабочем листе ищем цифру 5 и обводим её по контуру. На следующей строке пишем сами, пропуская одну клетку. - Начинаю писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки и веду её почти до центра клетки. Затем пишу полуовал. Сверху от палочки пишу вправо волнистую линию. | Выполняют задания. -Число пять, последующее после четырёх. -Четыре и шесть. -Предыдущее число пяти – это четыре, последующее шесть. -Цветы. Пять. Выполняют задание. Выполняют физминутку. -Четыре. -Прибавилась ещё одна. -пять. 4+1=5 Ученик выходит к доске и записывает предложенный пример. -Пять. -Один мяч убавился. -Четыре. 5-1=4 Ученик выходит к доске и записывает предложенный пример. Выполняют задание «минутки чистописания». | Расширят знания о числе и цифре 5. Получат возможность узнать о составе числа 5. Научатся решать примеры с числом 5. Получат возможность научиться каллиграфически правильно писать цифру 5. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. П:объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. П: устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. | Познавательный интерес к изучению математики через игровые элементы и практические задания, связанные с числом 5. Стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение, показ) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Дополните фразу «К четырём прибавить 1, получится …» Слайд 11 -Рассмотрите картинку на слайде. Сколько на ней мальчиков? Девочек? Полных корзинок? Пустых? Сколько жёлтых яблок на дереве? А красных? -Рассмотрите схемы и запись ниже в своих рабочих листах, и в парах и группах подумайте, как связаны картинка, схема и запись. Первый ряд обсуждает сходство по первой схеме, второй по второй, а третий рассматривает также по первой. Организует физминутку. Мальчик-пальчик. Мальчик-пальчик, где ты был? (сгибание и разгибание большого пальца) Я на речке братьев мыл. («моем руки») С этим братцем в лес ходил (сгибание и разгибание указательного пальца) С этим братцем щи варил (сгибание и разгибание среднего пальца) С этим братцем кашу ел (сгибание и разгибание безымянного пальца) С этим пальцем песни пел (сгибание и разгибание мезинца) | - К четырём прибавить 1, получится 5. Отвечают на вопросы. Рассуждают в парах и группах над заданием. 4+1=5 Связь картинки и кружков: 1.Красные кружки - это число больших ребят(4), синий кружок – это маленькая девочка. Всего 5 кружков. 2. Красные кружки это число корзин с яблоками(4), а синий - это пустая корзина. Всего 5 корзин. 5-1=4. Всего пять ребят (корзин/яблок) – это все круги. Если убрать 1 маленькую девочку (корзину/яблоко) – это синий круг. То останутся только 4 больших ребят (корзины/яблока) – это красные круги. 3+2=5 Связь картинки и треугольников: зелёные треугольники – это число мальчиков (3). Красные треугольники – это число девочек (2). Всего 5 ребят. 5-2=3. Всего 5 ребят – это все треугольники. Красные треугольники – это число девочек . Если их убрать, то останутся только 3 зелёных треугольника – это число мальчиков. Выполняют физминутку. | Расширят знания о числе и цифре 5. Научатся решать примеры с числом 5. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Познавательный интерес к изучению математики через игровые элементы и практические задания, связанные с числом 5. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - В рабочем листе нас ждут интересные задания от наших сказочных эльфов. Я буду объяснять вам их, а вы выполнять. 1 задание: посмотрите на домик, в нём 4 этажа, число 5 на крыше, напротив каждого этажа напишите ту цифру, которая обозначает сколько нам нужно ещё пройти этажей, чтобы добраться до крыши. Таким образом, повторим из чего состоит число 5. 2 задание: выберите для каждого рисунка свою запись. 3 задание: закрасить нужную цифру под картинками. Слайд 12,13,14 Посмотрите на слайд. Вы сделали также? Понравилось ли вам как вы выполнили это задание? | Выполняют задания самостоятельной работы. Оценивают свою работу. | | П:объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. П: устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. -Что нового узнали сегодня на уроке? -Чему научились? -Расскажите всё, что знаете про число 5. -К какому числу прибавили 1, если получилось 5? -Какое число меньше: 5 или 3? 4 или 5? Слайд 15 -Посмотрите на слайд. Верны ли записи, составленные по схемам? | Отвечают на обобщающие вопросы. -К четырём. -3;4. -Да. На первой схеме из четырёх квадратов зачеркнули один, запись 4-1=3. На второй схеме 3 жёлтых треугольника и 2 синих, запись 3+2=5 | | К:воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Давайте вернемся к цели нашего урока. Кто помнит, какую цель мы перед собой поставили? -Мы достигли цели урока? -Вспомним пункты плана. Все ли мы выполнили? -Ребята, оцените свою работу на уроке. На доске нарисовано дерево. У меня в руках есть зелёные, жёлтые и красные листья. Вам нужно выйти сейчас по одному, друг за другом и прикрепить зелёные листья, если вы считаете, что у вас на уроке всё получилось; жёлтые, если вы испытывали трудности в некоторых заданиях; красные, если у вас ничего не получилось на уроке. -На этом наш урок заканчивается. До свидания! | - Познакомиться с числом и цифрой 5. -Да. -Да. Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |