1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Организует мотивацию к учебной деятельности. Слайд 1 -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, лист с самостоятельной работой и пенал с канцелярскими принадлежностями, лесенка успеха. -Посмотрите на слайд и прочитайте высказывание русского советского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Слайд 2 «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» К. Паустовский -Как вы понимаете это высказывание? -Верно. Это высказывание о лучших качествах русского языка и о любви к нему. А должны ли мы учить язык всю свою жизнь? -Да, ведь так наша речь будет становиться богаче и грамотнее. Для этого сегодня на уроке мы продолжать изучать русский язык. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Осуществляют самоопределение к учебной деятельности. Высказывают своё мнение о смысле высказывания о русском языке. -Да. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Слайд 3 -На слайде мы видим два мешка. Что в них? Какие в первом мешке? Во втором? -Верно. Что мы можем составить из согласных и гласных звуков? Какие? -Запишите в тетрадях число и «Классная работа». Сейчас мы проведём минутку чистописания. Пропишем аккуратно и правильно в своих тетрадях получившиеся слоги. Ниже пропишите слова с этими соединениями. -Проведём словарную работу. Запишите слова под диктовку, через запятую. Подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова и поставьте ударение. Сахар, дорога, берёза, ягода. Слайд 4 -Давайте проверим работы соседа по парте по слайду. Если ошибок нет, то поставьте «плюс». Если есть ошибки, исправьте их ручкой другого цвета. | Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу и минутку чистописания. -Буквы. В первом согласные, во втором гласные. -Слоги. -ра-ре-ма-ме- Выполняют задание «минутки чистописания». Выполняют словарную работу под диктовку. Сахар, дорога, берёза, ягода, осина. Осуществляют взаимопроверку по слайду. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: сравнивать объекты сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. Р:корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3.Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Осуществляет деятельность по постановке темы и формулировке цели урока. -В словарной работе вы определяли ударный слог в словах. Как вы это делали? -А знаем ли мы как правильно определять ударный слог? Слайд 5 -Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? -Верно! А какая цель у нас будет поставлена на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, ставят цель. Отвечают на вопрос. -Нет. -«Как определить ударный слог?». -«Научиться определять ударный слог». | | К: соблюдать правила ведения диалога; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. -Приступим к выполнению первого пункта плана. Для этого обратимся к 101 упражнению в учебнике на 70 стр. Алгоритм выполнения упражнения: -Кто желает прочитать устные задания? (1 ученик) -Кто хочет перечислить задания по шагам? (2 ученик) -Итак, кто желает прочитать стихотворение? -Чем же необычна эта запись? -Что за знак стоит над буквами? -Как вы думаете, что обозначает этот знак? -Кто желает прочитать строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог? -Значит, верно ли мы предположили, что этим знаком мы выделяем голосом один из слогов в слове? -Кто желает произнести строки наизусть? -Мы выяснили, что в словах есть ударные слоги, над ними стоит знак ударения. Какие слоги остаются? -А чем они отличаются друг от друга? -Давайте прочитаем правило в жёлтой рамке на стр.70. -Верно ли мы предполагали ранее? Слайд 7 -Прочитайте со слайда предложение. «Миша нарисовал замок» -Какая из иллюстраций подходит к этому предложению? -А от чего зависит то, что нарисовал Миша? -Прочитайте предложение в двух вариантах. -Какой слог выделяем голосом в первом случае? Во втором? Над какой буквой поставим ударение? -Значит, что нам помогает различать ударение? -Какие это слова? Слайд 8 -Сейчас я предлагаю вам игру «Цветочный магазин». Вы сами соберёте цветы. На слайд представлены слова. Работаем в своих тетрадях в парах и группах. Первому ряду необходимо найти слова с ударением на первый слог, второму-на второй, третьему – на третий. -Давайте проверим как вы выполнили задание. Если не согласны с ответом, то хлопните в ладоши. -Назовите слова с одним слогом. - Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произношении таких слов? -Какой вывод можем сделать? Слайд 9 -Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? -Запишите эти слова в тетрадь и поставьте ударение. -Над какой буквой поставили ударение? -Верно, буква эта особенная, в словах, где есть эта буква она всегда ударная. -Давайте немного разомнёмся. Для этого встанем. Я буду произносить слова, если произнесу правильно, вы поднимете руки, если нет-присядете. свЁкла, тортЫ, звОнит, щавЕль, шарфЫ, тУфля, баловАть. | Выполняют упражнения для реализации построенного проекта. Один ученик читает все устные задания. Второй ученик перечисляет по шагам: 1.Прочитать строки из стихотворения А. Пушкина. 2. Ответить на вопросы: «Чем необычна эта запись?», «Что за знак стоит над буквами?», «Что обозначает этот знак?». 3. Прочитать строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог. 4. Произнести строки наизусть. Читают стихотворение. Все слова разбиты на слоги. -Знак ударения. -Выделенный голосом ударный слог. Читают. -Да. По желанию читают наизусть. -Безударные. -Ударные слоги мы произносим сильнее и громче. Читают правило. -Да. Читают. -Обе. -От ударного слога. -В первом -за-, во втором -мок-. В первом случае над а, во втором – о. -Сила голоса. -Одинаковые по написанию, но разные по значению слова. Работают над заданием по рядам. 1 ряд: лилия, роза, астра, ландыш. 2 ряд: ромашка, пион. 3 ряд: хризантема, одуванчик, василёк. Осуществляют взаимопроверку. Называют слова. -Нет. -Если в слове один слог, то знак ударения ставить не нужно. -Самолёт, орёл, ёлка, свёкла. Записывают в тетрадях: Самолёт, орёл, ёлка, свёкла. -йо. Выполняют физминутку. | Различать ударные и безударные звуки. Определять в слове ударный слог. | К: соблюдать правила ведения диалога. П:согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту; делать выводы. К: соблюдать правила ведения диалога. П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; делать выводы; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. Р:корректировать учебные действия для преодоления ошибок. П:делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по первичному закреплению с проговариванием во внешней речи. Слайд 10 -Обратите внимание на 102 упражнение в учебнике. Его мы выполним с вами у доски. Алгоритм выполнения упражнений: -Кто прочитает все задания? -Кто перечислит по шагам? - Почему не над каждым словом стоит знак ударения? -Выходим к доске по желанию и выписываем слова, проговаривая. | Выполняют упражнение у доски. Один ученик читает все задания. Второй ученик перечисляет по шагам: 1.Прочитать. 2. Ответить на вопрос: «Почему не над каждым словом стоит знак ударения?». 3. Записать слова в 4 столбика в порядке расположения представленных схем. -В некоторых словах один слог, ударение ставить не нужно. Выходят к доске, записывают слова в столбики. | Различать ударные и безударные звуки. Определять в слове ударный слог. | П:определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. -Обратите внимание на лист с самостоятельной работой. Самостоятельная работа 1.Прочитайте слова. Выпишите только те, в которых ударение ставится во втором слоге. Арбуз, картофель, дверь, солнце, азбука. 2. Вставьте буквы, поставьте в словах ударение: Ябл…ня, ябл…к…, ск…зу…мое, р…сун…к, быстр… 3.Найдите и подчеркните слова, в которых ударение ставится в третьем слоге. 1. Диван. 2. Магазин. 3. Капуста. 4. Алфавит. 5. Сантиметр. Слайд 11 Проверьте свою работу по эталону на слайде. Если выполнили правильно, поставьте «плюс». Если нет, то исправьте ошибки. | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют свою работу по эталону на слайде. | | П: сравнивать объекты сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. Р:корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | |