СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техкара урока русского языка "Обобщение знаний о родственных словах и синонимах" Дифференцированная технология обучения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техкара урока русского языка "Обобщение знаний о родственных словах и синонимах" Дифференцированная технология обучения.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема

Обобщение знаний о родственных словах и синонимах

Класс

2

Учитель

Виноградова Н.А.

Цель урока

-Формирование умения находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов.

-развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, называть формы слова.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Планируемый результат

предметные:

  • нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму.

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использует знако-символические средства при выполнении заданий;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Используемые образовательные технологии


гуманно – личностные, здоровьесберегающие, игровые.

Оборудование урока:


  • Индивидуальные карточки.

  • Электронная презентация.

  • Словари.

  • Рабочие тетради.

  • Нетбуки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная.

Методы

Словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.





Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивационный компонент, составление плана работы Этап самоопределение к деятельности.

Словесный: Слово учителя.

  • Учитель и ученица.

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо и что не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

- Я желаю, чтоб вам на уроке было действительно интересно и комфортно.

- И вы, пожалуйста, пожелайте друг другу удачи и новых открытий.

  • Составление плана

- Сегодня на уроке все мы - исследователи. Как вы планируете построить наш урок?

- Что должно быть в уроке – исследовании?

(проблема)

- Как решаем?

( в парах или группах)

- С помощью чего?

(учебник, словарь)

- Где и как оформляем, чтоб запомнить и рассказать о своей работе другим?

(в тетради, правильно и аккуратно)

- А если устанем?

(физкультминутка)

Психологический настрой на урок, на интересную работу. Организация внимания.







Дети общаются друг с другом.

Снятие эмоционального напряжения, подготовка к сотрудничеству.





Фронтальная работа.

Дети предлагают варианты, учитель располагает на доске иллюстрированный вариант работы.

Развитие умения планировать свою работу.


Л.: самоопределение к деятельности.

Р: самоорганизация.

К: формулирование ответов,

П: построение речевых высказываний.

2. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный:

учебный диалог

Практический: звуковой анализ

  • Работа на индивидуальных карточках.

- Перед вами на карточках даны слова. Прочитайте их: лесок, в лесу, лесной, леса, лес, лесник. Какое задание мы можем дать друг другу?

(найти орфограммы, разделить на две группы: родственные слова и форма одного и того же слова, составить словосочетания, разобрать по составу и т.д.)


- Разделите слова на группы: родственные слова и форма одного и того же слова и запишите. Обоснуйте свой выбор.


- Кому нужна помощь консультанта?



- Проверим.


- Какое слово основополагающее?

(лес)

  • Работа с синонимами.

- Подберите синонимы к данному слову.

(бор, дубрава, роща, чаща)

- Кто может объяснить значение слов «бор», «дубрава», «чаща»?


  • Работа в тетрадях

- Выпишите слова, в которых встретились орфограммы.

  • Взаимопроверка.



- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения друг у друга.


На партах лежат индивидуальные карточки с заданием. Дети работают на них.





Дети, опираясь на опыт работы на предыдущих уроках, предлагают вид задания.

Индивидуальная работа.

Логические действия анализа, сравнения, классификации.

В классе ежедневно выбирается консультант по предметам, который может оказать помощь одноклассникам.

Развитие коммуникативных навыков

Слайд 1.

Развитие самоконтроля.

Фронтальная работа.

Слайд 2.

Опора на опыт учащихся.

Самостоятельная работа.

Дети работают в тетрадях.

Взаимопроверка. Развитие коммуникативных навыков, итогового контроля

Л.: самоопределение к деятельности.

К: Участвуют в учебном диалоге.

К: формулирование ответов,

П: построение речевых высказываний.

3. Постановка учебной задачи.

Наглядный: предметная картинка, звуковая схема.

Практический: постановка темы и цели урока.

  • Определение темы урока.

- Подумайте и скажите, с чем мы работали сейчас, и что же мы будем исследовать сегодня на уроке?

(работали со словом, значит, будем исследовать слово)

- А вот с каким словом мы будем работать нам с вами нужно определить.

- Что вы можете сказать об этой записи?

(это буквы, они гласные и согласные, есть буквы, которые не обозначают звука, согласные парные и не парные ит.д.)

- Я уберу буквы, которые не обозначают звука (Ъ и Ь). Используя оставшиеся буквы, составьте слово.




Учащиеся анализируют, формулируют тему исследования.



На доске на карточках даны буквы: в, ъ, е, р, т, е, ь.

Учитель активизирует внимание учащихся. Игровая ситуация. Дети анализируют, сравнивают буквы с целью выделения признаков и обосновывают свое мнение.

К: формулирование ответов,

П: построение речевых высказываний.

4. Открытие нового знания.

Наглядный: предметная картинка, звуковая схема.

Практич.: хоровое чтение слогов.




3. Работа со словом.

  • Работа со словарем.

- А где мы можем узнать научное объяснение слову «ветер»?

(в толковом словаре)

- Кого выберем научным толкователем?

  • Работа в тетради.

- Запишите слово «ветер», поставьте ударение.

  • Работа в парах.

- Измените слово так, чтоб безударная гласная стала ударной.

- Какой вывод мы можем сделать?

(слово изменить нельзя, оно словарное, правописание нужно запомнить)

  • Подбор родственных слов.

- Подберите родственные слова к слову «ветер».

(ветерок, ветрище, ветреный, ветерочек)

- Что позволяет вам определить, что это родственные слова?


4. Физкультминутка.

- Изобразите слово «ветер», «ветрище», «ветерочек».

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все ниже-ниже.

- Выполним упражнения для глаз.

Синтез.

Дети составляют слово «ветер».

Дети выбирают одноклассника, который читает в словаре толкование слова. Слайд 3.

Слайд 4.

Работая в парах. Проблемная ситуация. Дети пытаются изменить слово, но приходят к выводу, что это невозможно – логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Знаково-символические действия моделирования – строение слов.

Дети делают вывод, что у всех слов разные основы, но один корень.

Здоровьесберегающие технологии.

Дети могут покачаться, выполнить движения руками, подуть и т.д.

Снятие статистического напряжения. Учащиеся следят за предметом на экране, не поворачивая головы.

К: формулирование ответов,

П: построение речевых высказываний.

вести поиск и выделять необходимую информацию.

уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.


5. Первичное закрепление во внешней речи.

Практич.: хоровое чтение слов.

Практич.: выборочное чтение

Наглядный: презентация

Практич.: дидактическая игра.

5.Работа на нетбуках (фразеологизмы)


- Подготовим нетбуки к работе.

Перед вами две группы выражений. Постарайтесь правильно по смыслу соотнести выражения первой и второй групп.

- Проверим вашу работу.


  • Работа в группах. Игра «Слово-магнит».

- Сегодня мы поработаем в группах. Мы делимся на 3 группы: слова-названия предметов, слова-названия признаков предметов и слова-названия действий предметов. Выберите, в какой группе вы хотите поработать.

- Мы с вами знаем, что любое слово может быть магнитом и притягивать к себе как положительные слова, так и отрицательные. Работая в группах, подберите такие слова к слову «ветер».


- Послушаем друг друга. Группа №1.

-А вот какие слова выбрал у нас компьютер:

«+» «-»

прохлада страх

бриз ураган

свобода север

смерч

буря

вихрь

- Прочитайте. Найдите синонимы.

(ветер, бриз, ураган, смерч, буря, вихрь)

- Запишите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Оцените ответ с помощью сигнальных карточек

(вихрь)

- Как вы понимаете, что такое ураган, смерч, вихрь?

- Проверим себя по словарику.


- Расположите слова по силе природного явления, начиная с самого слабого.

(бриз, ветер, вихрь, буря, ураган, смерч)

- Проверим нашу работу.


- Послушаем друг друга. Группа №2.

-А вот какие слова выбрал у нас компьютер:

«+» «-»

нежный злой

прохладный ураганный

легкий северный

игривый холодный

- Прочитайте. Найдите синонимы.

(легкий – игривый, северный - холодный)

- Запишите слова с парным согласным звуком и безударной гласной и подберите проверочные слова.


- Послушаем друг друга. Группа №3.


-А вот какие слова выбрал у нас компьютер:

«+» «-»

обдувает рвет

играет хлещет

шевелит бьет

ласкает гоняет

- Прочитайте. Найдите синонимы.

(хлещет- бьет, обдувает-ласкает)



- Какие слова нам больше нужно использовать в общении друг с другом, чтоб нам всем было уютно, комфортно?

(слова с положительной энергетикой)

Информационные технологии.

Дети включают нетбуки, подключаются к сети.

Учащиеся самостоятельно работают на нетбуках, учитель проверяет работу через сеть.

Слайд 6.

Личностно-ориентированное обучение.

Групповая работа.

Дети выбирают группу. Если кто не хочет работать в группе, работает индивидуально.

Развитие коммуникативных навыков. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

1 группа – имя существительное

2 группа – имя прилагательное

3 группа - глагол

Проверка идет по группам.

Старший группы зачитывает слова.

Слайд 7.



Фронтальная работа. Дети дают ответы на вопрос.

Знаково-символические действия моделирования: звуко-буквенный анализ.

Дети работают с сигнальными карточками. Обратная связь.



Слайд 8-9.

Главный толкователь зачитывает значение слов из словаря.

Слайд 10.

Логические действия анализа, сравнения.

Старший дает ответы на вопрос.

Слайд 10а.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

Дети работают с сигнальными карточками. Обратная связь.

Старший дает ответы на вопрос.

Слайд 12.

Фронтальная работа. Дети дают ответы на вопрос.

Дети самостоятельно приходят к выводу.

Слайд 13.

Дети предлагают различные виды заданий.

Прогностическая оценка.



К: сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации



Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.




6. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Словесн.: учебный диалог.

Практич.: работа в парах. Практич.: работа в тетрадях.

  • Задание по выбору.

  • - Как много слов мы вспомнили и узнали вновь. А какие задания можно придумать с этими словами?

(найти орфограммы, составить словосочетания, предложения, рассказ, сделать фонетический разбор, морфологический и т.д.)


Я предлагаю вам три задания:

- составить словосочетания;

- составить предложение;

- составить текст из 3-4 предложений.


-Кто хочет, может работать в паре.


- Кому нужна помощь консультанта?


- Послушаем друг друга.


- Какие слова с орфограммами нам встретились?


- Какие родственные слова встретились в предложениях, словосочетаниях, тексте?

Слайд 14.

Личностно-ориентированное обучение.

Индивидуальная помощь, помощь в виде карточек.

Знаково-символические действия моделирования (усвоение правил строения словосочетания, предложения, текста).

Логические действия и установление связей (построение речевого высказывания, работа с текстом, письмо и проверка написанного).

Работа в парах по желанию.

Выборочная проверка самостоятельной работы. Дети называют слова с орфограммами и называют проверочные.

Обратная связь по карточкам

К: Выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.


7. Включение в систему знаний.



Словесн.: учебный диалог.


4. Домашнее задание.

Те ребята, кто составлял словосочетания, составьте и запишите, пожалуйста, 2-3 предложения.

- Те ребята, кто составлял предложения, попробуйте составить текст из 3-4 предложений.

- Те ребята, кто составлял текст, придумайте, пожалуйста, небольшую сказку о ветре.

Подведение итогов фрагмента.

- Мы очень хорошо поработали. Посмотрите на экран и поделитесь своим мнением об уроке.

Слайд 15.

Личностно-ориентированное обучение.

Развивающее обучение.

Развитие творчества учащихся.


К: правильно работают в парах, слушают других и учитывают их мнение.


8. Рефлексия деятельности.

Словесн.: ответы на вопросы.


Итоги. Организационное завершение урока.

-Какую цель мы поставили в начале урока и чему научились?

- Помогло вам это выполнить многие задания?


-Соответствуют ли смайлики вашему настроению?


- Почему у вас хорошее настроение? Что у вас получилось сегодня на уроке?


Слайд 16.

Рефлексия.

Дети высказывают свое мнение по методике незаконченного предложения.

Меня удивило….

Я научился…

Никогда не забуду…

Обязательно расскажу…

Слайд 17.

П: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!