Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Мотивационный компонент, составление плана работы Этап самоопределение к деятельности. Словесный: Слово учителя. | - Поговорим? - О чем? - О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим? - Поговорим. Нам будет интересно. - Я желаю, чтоб вам на уроке было действительно интересно и комфортно. - И вы, пожалуйста, пожелайте друг другу удачи и новых открытий. - Сегодня на уроке все мы - исследователи. Как вы планируете построить наш урок? - Что должно быть в уроке – исследовании? (проблема) - Как решаем? ( в парах или группах) - С помощью чего? (учебник, словарь) - Где и как оформляем, чтоб запомнить и рассказать о своей работе другим? (в тетради, правильно и аккуратно) - А если устанем? (физкультминутка) | Психологический настрой на урок, на интересную работу. Организация внимания. Дети общаются друг с другом. Снятие эмоционального напряжения, подготовка к сотрудничеству. Фронтальная работа. Дети предлагают варианты, учитель располагает на доске иллюстрированный вариант работы. Развитие умения планировать свою работу. | Л.: самоопределение к деятельности. Р: самоорганизация. К: формулирование ответов, П: построение речевых высказываний. |
2. Актуализация знаний и мотивация. Словесный: учебный диалог Практический: звуковой анализ | - Перед вами на карточках даны слова. Прочитайте их: лесок, в лесу, лесной, леса, лес, лесник. Какое задание мы можем дать друг другу? (найти орфограммы, разделить на две группы: родственные слова и форма одного и того же слова, составить словосочетания, разобрать по составу и т.д.) - Разделите слова на группы: родственные слова и форма одного и того же слова и запишите. Обоснуйте свой выбор. - Кому нужна помощь консультанта? - Проверим. - Какое слово основополагающее? (лес) - Подберите синонимы к данному слову. (бор, дубрава, роща, чаща) - Кто может объяснить значение слов «бор», «дубрава», «чаща»? - Выпишите слова, в которых встретились орфограммы. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения друг у друга. | На партах лежат индивидуальные карточки с заданием. Дети работают на них. Дети, опираясь на опыт работы на предыдущих уроках, предлагают вид задания. Индивидуальная работа. Логические действия анализа, сравнения, классификации. В классе ежедневно выбирается консультант по предметам, который может оказать помощь одноклассникам. Развитие коммуникативных навыков Слайд 1. Развитие самоконтроля. Фронтальная работа. Слайд 2. Опора на опыт учащихся. Самостоятельная работа. Дети работают в тетрадях. Взаимопроверка. Развитие коммуникативных навыков, итогового контроля | Л.: самоопределение к деятельности. К: Участвуют в учебном диалоге. К: формулирование ответов, П: построение речевых высказываний. |
3. Постановка учебной задачи. Наглядный: предметная картинка, звуковая схема. Практический: постановка темы и цели урока. | - Подумайте и скажите, с чем мы работали сейчас, и что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (работали со словом, значит, будем исследовать слово) - А вот с каким словом мы будем работать нам с вами нужно определить. - Что вы можете сказать об этой записи? (это буквы, они гласные и согласные, есть буквы, которые не обозначают звука, согласные парные и не парные ит.д.) - Я уберу буквы, которые не обозначают звука (Ъ и Ь). Используя оставшиеся буквы, составьте слово. | Учащиеся анализируют, формулируют тему исследования. На доске на карточках даны буквы: в, ъ, е, р, т, е, ь. Учитель активизирует внимание учащихся. Игровая ситуация. Дети анализируют, сравнивают буквы с целью выделения признаков и обосновывают свое мнение. | К: формулирование ответов, П: построение речевых высказываний. |
4. Открытие нового знания. Наглядный: предметная картинка, звуковая схема. Практич.: хоровое чтение слогов. | 3. Работа со словом. - А где мы можем узнать научное объяснение слову «ветер»? (в толковом словаре) - Кого выберем научным толкователем? - Запишите слово «ветер», поставьте ударение. - Измените слово так, чтоб безударная гласная стала ударной. - Какой вывод мы можем сделать? (слово изменить нельзя, оно словарное, правописание нужно запомнить) - Подберите родственные слова к слову «ветер». (ветерок, ветрище, ветреный, ветерочек) - Что позволяет вам определить, что это родственные слова? 4. Физкультминутка. - Изобразите слово «ветер», «ветрище», «ветерочек». Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все ниже-ниже. - Выполним упражнения для глаз. | Синтез. Дети составляют слово «ветер». Дети выбирают одноклассника, который читает в словаре толкование слова. Слайд 3. Слайд 4. Работая в парах. Проблемная ситуация. Дети пытаются изменить слово, но приходят к выводу, что это невозможно – логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Знаково-символические действия моделирования – строение слов. Дети делают вывод, что у всех слов разные основы, но один корень. Здоровьесберегающие технологии. Дети могут покачаться, выполнить движения руками, подуть и т.д. Снятие статистического напряжения. Учащиеся следят за предметом на экране, не поворачивая головы. | К: формулирование ответов, П: построение речевых высказываний. вести поиск и выделять необходимую информацию. уметь осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. Практич.: хоровое чтение слов. Практич.: выборочное чтение Наглядный: презентация Практич.: дидактическая игра. | 5.Работа на нетбуках (фразеологизмы) - Подготовим нетбуки к работе. Перед вами две группы выражений. Постарайтесь правильно по смыслу соотнести выражения первой и второй групп. - Проверим вашу работу. - Сегодня мы поработаем в группах. Мы делимся на 3 группы: слова-названия предметов, слова-названия признаков предметов и слова-названия действий предметов. Выберите, в какой группе вы хотите поработать. - Мы с вами знаем, что любое слово может быть магнитом и притягивать к себе как положительные слова, так и отрицательные. Работая в группах, подберите такие слова к слову «ветер». - Послушаем друг друга. Группа №1. -А вот какие слова выбрал у нас компьютер: «+» «-» прохлада страх бриз ураган свобода север смерч буря вихрь - Прочитайте. Найдите синонимы. (ветер, бриз, ураган, смерч, буря, вихрь) - Запишите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Оцените ответ с помощью сигнальных карточек (вихрь) - Как вы понимаете, что такое ураган, смерч, вихрь? - Проверим себя по словарику. - Расположите слова по силе природного явления, начиная с самого слабого. (бриз, ветер, вихрь, буря, ураган, смерч) - Проверим нашу работу. - Послушаем друг друга. Группа №2. -А вот какие слова выбрал у нас компьютер: «+» «-» нежный злой прохладный ураганный легкий северный игривый холодный - Прочитайте. Найдите синонимы. (легкий – игривый, северный - холодный) - Запишите слова с парным согласным звуком и безударной гласной и подберите проверочные слова. - Послушаем друг друга. Группа №3. -А вот какие слова выбрал у нас компьютер: «+» «-» обдувает рвет играет хлещет шевелит бьет ласкает гоняет - Прочитайте. Найдите синонимы. (хлещет- бьет, обдувает-ласкает) - Какие слова нам больше нужно использовать в общении друг с другом, чтоб нам всем было уютно, комфортно? (слова с положительной энергетикой) | Информационные технологии. Дети включают нетбуки, подключаются к сети. Учащиеся самостоятельно работают на нетбуках, учитель проверяет работу через сеть. Слайд 6. Личностно-ориентированное обучение. Групповая работа. Дети выбирают группу. Если кто не хочет работать в группе, работает индивидуально. Развитие коммуникативных навыков. Учет индивидуальных особенностей учащихся. 1 группа – имя существительное 2 группа – имя прилагательное 3 группа - глагол Проверка идет по группам. Старший группы зачитывает слова. Слайд 7. Фронтальная работа. Дети дают ответы на вопрос. Знаково-символические действия моделирования: звуко-буквенный анализ. Дети работают с сигнальными карточками. Обратная связь. Слайд 8-9. Главный толкователь зачитывает значение слов из словаря. Слайд 10. Логические действия анализа, сравнения. Старший дает ответы на вопрос. Слайд 10а. Фронтальная работа. Самостоятельная работа. Дети работают с сигнальными карточками. Обратная связь. Старший дает ответы на вопрос. Слайд 12. Фронтальная работа. Дети дают ответы на вопрос. Дети самостоятельно приходят к выводу. Слайд 13. Дети предлагают различные виды заданий. Прогностическая оценка. | К: сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий. |
6. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой. Словесн.: учебный диалог. Практич.: работа в парах. Практич.: работа в тетрадях. | (найти орфограммы, составить словосочетания, предложения, рассказ, сделать фонетический разбор, морфологический и т.д.) Я предлагаю вам три задания: - составить словосочетания; - составить предложение; - составить текст из 3-4 предложений. -Кто хочет, может работать в паре. - Кому нужна помощь консультанта? - Послушаем друг друга. - Какие слова с орфограммами нам встретились? - Какие родственные слова встретились в предложениях, словосочетаниях, тексте? | Слайд 14. Личностно-ориентированное обучение. Индивидуальная помощь, помощь в виде карточек. Знаково-символические действия моделирования (усвоение правил строения словосочетания, предложения, текста). Логические действия и установление связей (построение речевого высказывания, работа с текстом, письмо и проверка написанного). Работа в парах по желанию. Выборочная проверка самостоятельной работы. Дети называют слова с орфограммами и называют проверочные. Обратная связь по карточкам | К: Выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий. |
7. Включение в систему знаний. Словесн.: учебный диалог. | 4. Домашнее задание. - Те ребята, кто составлял словосочетания, составьте и запишите, пожалуйста, 2-3 предложения. - Те ребята, кто составлял предложения, попробуйте составить текст из 3-4 предложений. - Те ребята, кто составлял текст, придумайте, пожалуйста, небольшую сказку о ветре. Подведение итогов фрагмента. - Мы очень хорошо поработали. Посмотрите на экран и поделитесь своим мнением об уроке. | Слайд 15. Личностно-ориентированное обучение. Развивающее обучение. Развитие творчества учащихся. | К: правильно работают в парах, слушают других и учитывают их мнение. |
8. Рефлексия деятельности. Словесн.: ответы на вопросы. | Итоги. Организационное завершение урока. -Какую цель мы поставили в начале урока и чему научились? - Помогло вам это выполнить многие задания? -Соответствуют ли смайлики вашему настроению? - Почему у вас хорошее настроение? Что у вас получилось сегодня на уроке? | Слайд 16. Рефлексия. Дети высказывают свое мнение по методике незаконченного предложения. Меня удивило…. Я научился… Никогда не забуду… Обязательно расскажу… Слайд 17. | П: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. |