| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
| Мобилизующий этап | Говорит о том, что, написав на прошл. уроке диктант по теме «Имя сущ-ное», класс получил задание повт-ть орф. «Корни с чередованием». Пришло время проверить д/з. Оценивает работу обоих учеников. Даёт задание литературной группе собрать материал для работы класса. (прил. 1) Даёт задание для инд. работы поискового хар-ра.(прил. 2) | Пишут орф. диктант, который проводит специально подготовившийся ученик. По окончании работы отвечающий у доски садится на место, а проводящий диктант задаёт вопросы классу (по морфемике), итоговым ответом на которые станет слово «прил-ное». Записывают тему урока. Лит. группа приступает к работе. Ученик работает над зад-ем опережающего хар-ра | Постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено, и того, что ещё не известно. Умение работать в группе. Поиск и выделение необходимой информации. | |
| Мотивация | Говорит о том, что бытует мнение о второстепенной роли имени прил-го в коммуникат. процессе по сравнению с сущ. и глаголами. Предлагает рассмотреть фразу: «Петя, сходи за хлебом» с точки зрения информативности. Даёт задание лингвистической группе написать соч.-рассуждение. | Рассуждают о том, что не совсем понятно, в какой магазин идти и какой хлеб покупать. Делают вывод о том, для чего нужны прил-ные в языке; о том, что это важная часть речи. Группа работает над соч. на тему «Для чего нужны и почему важны имена прил.?» | Побуждение к деятельности, самоопределение. Умение строить высказывание в зав-сти от коммуник. ситуации. Установление связи между целью уч. деят-сти и её мотивом. |
| Целеполагание | Сообщает обуч-ся о необходимости сформулировать цели урока. | Делают вывод о том, что целью урока яв-ся получ-е представления об имени прил-ном как части речи и его роли в нашей жизни. | Постановка учебной задачи. |
| Актуализация знаний | Просит вспомнить, из скольких компонентов состоит определение каждой части речи. Обращает внимание на раздаточный материал (прил. 3), просит подписать свой листок и задаёт вопрос о цели заполнения таблицы. | Говорят о 3-частном построении правила, называют каждую из частей. Подписав работу, поочерёдно заполняют верхние строки таблицы. Делают вывод о том, что на основании заполненной таблицы надо будет самостоятельно сформулировать определение имени прил-ного. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что ещё не известно. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
| Открытие новых знаний (1 этап) | Предлагает заполнить 1-ю колонку таблицы. Задаёт вопрос: «Каких признаков было больше: являющихся обычными определениями или эпитетов? Почему?» | Выступает лит. группа. Обуч-ся угадывают героев лит. произведений по их признакам (обычные определения и эпитеты). По итогам выступления группа оценивает свою работу. Класс заполняет 1-ю колонку. Делают вывод о том, что больше эпитетов, т. к. они яв-ся образными опред-ями, т.е. несущими определённое отношение к предмету речи. А герои лит. пр-ний однозначно вызывают к себе симпатию или антипатию. | Прогнозирование рез-та своей деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Этическое оценивание содержания, обеспечивающее нравст. личностный выбор. |
| Открытие новых знаний (2-ой этап) | Предлагает заполнить 2-ю колонку таблицы. Обращает внимание на текст стих-я Е. Руженцева, лежащий на каждом столе (прил. 4). Оттуда нужно выписать формы одного и того же слова (прил.), выделив окончания. | Один ученик выразительно читает стихотворение. Затем обуч-ся анализируют его, выписывают на листок все формы слова «зелёный». Зачитывают получившееся вслух, самост-но заполняют 2-й столбец таблицы. | | | Поиск и выделение необходимой информации. |
| Открытие новых знаний (3 этап) | Предлагает заполнить 3-ю колонку таблицы. Для этой цели вызывается к доске ученик для синтаксического разбора предложения («Лиственные деревья подсказали Васютке, что река близка») | Производится разбор. Обуч-ся самостоятельно заполняют 3-ю колонку таблицы. | | | Структурирование знаний. |
| Подведение промежуточных итогов | Предлагает 2-3 ученикам сформ-ть определение прилаг-ного на основе их таблиц. Предлагает зачитать правило из учебника и сделать вывод о том, насколько точным было сформулированное самостоятельно. Призывает оценить свою работу прилагательными ( моя формулировка «точная», «приблизительная», «неудачная»). Сообщает, что листки со стикерами сдают после урока для оценивания. | Формулируют правило. Сравнивают правило из учебника со своим, говорят о том, что не учли и почему. Приклеивают к листку ярко-зелёный стикер («точная»), оранжевый («приблизительная») или бледно-жёлтый («неудачная») | | | Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. |
| Физкультминутка | Сообщает, что разминку проводит специально подготовившийся ученик. | Выполняют под музыку приседания, хлопки, топают ногами. | | | |
| Мотивирующий этап | Сообщает о том, что определение прилаг-го надо выучить назубок, а не уподобляться герою комедии Д.И. Фонвизина. | Прослушивают краткое сообщение ученика о комедии и её авторе, о проблемах, поднятых драматургом. | | | Установление связи между целью учеб. деят-сти и её мотивом. |
| Усвоение новых знаний | Представляет «актёров» (учеников класса). Просит в ходе просмотра сценки задуматься над вопросом «Во всём ли Митрофан ошибался?» Сообщает о том, что слово «прил-ное» есть калька (поморфемный перевод) с латыни (adjectivum – «прибавление» к сущ-ному). | Специально подготовившимися обуч-ся разыгрывается сценка. По окончании представления делают вывод о том, что герой прав в одном: имя прил-ное – то, что приложено (к сущ-му) | | | Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме. Постановка и формулировка проблемы. |
| Актуализация знаний | Предлагает (раз речь зашла о морфемике) вспомнить суффиксы прил-ного. Показывает слайды с изображением предметов. Спрашивает класс о хар-ре предстоящего задания. (прил. 5) | Называют известные им суффиксы прил-ного. Предполагают, что следует от сущ-ных образ-ть прил-ные, выделить суффиксы. Выполнив работу, проверяют себя. Один из обуч-ся зачитывает получившееся, правильно ставя ударение. Оценивают работу соседа смайликами. | | | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. |
| Получение новых знаний | Сообщает о том, что ученику было дано задание исследовательского хар-ра (на основе работы со словообраз. словарём А.Н. Тихонова). Сообщает о том, что по способу образования прил-ные делятся на отымённые и отглагольные, но об этом речь подробнее пойдёт в 7 классе. | Отчёт ученика о проделанной работе. Излагается задание, сообщается об этапах работы, делается вывод о том, от каких частей речи и при помощи каких суффиксов чаще всего образ-ся прил-ные. | | | Постановка проблемы, самост. создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового хар-ра. |
| Рефлексия | Предлагает подвести итоги урока при помощи прил-ных. Что на уроке было НОВОЕ? ТРУДНОЕ? ПОНЯТНОЕ И ПРОСТОЕ? ИНТЕРЕСНОЕ? | Высказывают свою точку зрения. Определяют своё место на «пьедестале почёта» (в зависимости от степени усвоения материала) | | | Контроль и оценка процесса и рез-тов деят-сти. |
| Итоговое выступление | Оценивает логику и речевую грамотность сочинения. | Лингв. группа выступает с итоговым сочинением-рассуждением о роли имени прил-ного. Обуч-ся задают вопросы членам группы, высказывают своё мнение, конструктивно критикуют. | | | Осознанное и произвольное построение реч. высказывания в уст. и письменной форме. |
| Домашнее задание | Даёт дом. задание на выбор: № 574 или Письменный отчёт о проведённом эксперименте «Речь без прилагательных» Обязательно выучить определение имени прил-го | Записывают дом. задание, делают первичный выбор варианта его выполнения | | | Самост. выбор варианта дом. задания на основе оценивания собственных личностных ресурсов. |
| | | |
| |
СОЗДАЙТЕ ПРИ ПОМОЩИ ОБЫЧНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ЭПИТЕТОВ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ. КЛАСС ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, О КОМ ИДЁТ РЕЧЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (инд. работа на опережение)
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИВЕДЁННОГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ТОМ, ОТ СЛОВ КАКИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЧАЩЕ ВСЕГО ОБРАЗУЮТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. КАКИЕ СУФФИКСЫ В ЭТОМ УЧАСТВУЮТ?
КАКОЕ НАЗВАНИЕ БЫ ВЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ДЛЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОДНОЙ ГРУППЫ, А КАКОЕ НАЗВАНИЕ - ДЛЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДРУГОЙ? ( ПРИ ВЫБОРЕ НАЗВАНИЙ УЧИТЫВАЙТЕ ТО, ОТ КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОБРАЗОВАНА КАЖДАЯ ИЗ ГРУПП)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (таблица, которую заполняет каждый ученик, кроме тех, кто занят инд. и групп. работой)
Здесь подойдут слайды с фотографиями брёвен, гор, груш, деревни, дождя, кухни, мышц человека, слив.
Эти изображения нужны на словообразовательном этапе работы с именем прилагательным.