СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техкарта Всеобщая история 5 кл. Родовые общины охотников и собирателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техкарта Всеобщая история 5 кл. Родовые общины охотников и собирателей»

Конспект урока истории Древнего мира по теме: «Родовые общины охотников и собирателей»

(5 класс)

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1) Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих

Приветствие вставанием

2) Проверка д/з по предыдущей теме: «Древнейшие люди»

Какую тему мы проходили на прошлом занятии?

Проверим Д/З.

  1. Терминологический диктант

1) Наука, изучающая историю по вещественным остаткам жизнедеятельности древних людей называется …

2) Люди, которые жили до появления письменности и государств называются …

3) Древнейший коллектив первобытных людей, сближавший их с диким животным миром называют …

4) Первыми занятиями древних людей были …

5) Предмет, с помощью которого человек создает, что-то новое называется …

6) Наука о прошлом и настоящем человечества называется …

7) Воссоздание при помощи модели жизни людей в прошлом называется …

8) Предмет, который помогает историку понять, как жили люди в прошлом, называется …

9) Книги, письма, надписи на камне – это источники …

10) Оружие, одежда, жилище, монеты – это источники …

  1. Вопросы

1. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

-. Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?

2. В чем было главное отличие древнейших людей от животных?

3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить?

4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия. (3 предложения)

-. Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

Ответ: «Древнейшие люди»


Выполняют задания, отвечают на вопросы


археология



первобытные


человеческое стадо



охота и собирательство

орудие труда


история


реконструкция


исторический источник


письменные


вещественные

3) Вывод учителя по прошлому уроку

Таким образом, мы с вами выяснили, как жили древнейшие предки людей, чем они занимались, определили, какие условия влияли на их жизнь.


4) Переход к новой теме

Сегодня мы продолжаем изучение первобытных времен. Давайте выясним главное слово в теме сегодняшнего урока и его название. (вывожу картинки ребус)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?





Ответ: «Родовые общины охотников и собирателей»

5) Изучение новой темы.


Тема урока: «Родовые общины охотников и собирателей»

План урока:

1) Древняя природа и первобытный человек.

















































2) Древнейшая охота. Изобретение лука и стрел.




















3) Переход от человеческого стада к родовой общине.

Записываю тему урока, план, ПЗ, ППЗ

ПЗ: Почему первобытный человек был должен создавать новые виды орудий труда и оружия?

ППЗ: Чем кроманьонец отличается от своих предшественников?



Природные условия на Земле не всегда были такими, какими их сегодня знаем мы. Более 2 млн. лет назад теплый климат в Восточной Африки способствовал выделению из обезьян первых предков человека – австралопитеков. Большое количество съедобных растений и животных, теплое солнце способствовали благополучному увеличению численности этих существ.

Климат Африки со временем менялся, вымирали одни животные и растения, появлялись другие. В связи с этим менялся и предок человека. Около 1 млн. лет назад появился питекантроп. Он стал расселяться в другие районы Африки. Ему ученые, опираясь на результаты археологических раскопок, приписывают создание первых орудий труда из дерева, камня и кости.

Около 600 тыс. лет назад первобытный человек вновь под влиянием природы преобразился, возник новый его вид – неандертальцы. Неандертальцы стали проходить севернее родины предков, на территории, на которых климат был уже холоднее. Так археологи находят их стоянки на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Европе, Средней Азии. По сведениям ученых эти люди уже имели зачатки речи, представлений о вере в сверхъестественное.

Такому развитию человека способствовали переменные смены условий природы. Большое влияние на первобытных людей оказала последняя эпоха Ледникового периода (110-10 тыс. лет назад).

В это время значительную часть материка Евразия, где уже проживал человек, занимали ледники. Снежные зимы, дожди и холодные ветра сильно влияли на природу, территорий, заселяемых человеком. Здесь не было такого как Африке разнообразия растений. Животные здесь проживали крупные, устойчивые к морозам.

В этих условиях около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида – кроманьонец (Человек разумный). Изменился образ жизни человека.

Как суровый климат повлиял на жизнь древних людей?


Вспомните, какие виды деятельности являлись главными в жизни предков людей.

В связи с похолоданием изменились ли занятия первобытного человека?


Чтобы представить себе, как первобытный человек охотился, обратимся к его оружию, которое сохранилось до наших дней.

Подумайте, исходя из вашего опыта и знаний, какие виды оружия человек мог применять в доисторические времена.

Древнейшим известным оружием человека считается копье.

Для добычи рыбы и более эффективного закалывания жертвы человек использовал гарпун.

На кого мог охотиться древний человек в условиях холодной природы?

Посмотрите на изображения на экране и попытайтесь представить, как человек охотился. Расскажите об этом.

Что давала успешная охота человеку?

Около 10 тыс. лет назад последняя Ледниковая эпоха завершилась. Крупные животные вымерли. Их место заняли более мелкие и быстрые олени, лошади, зайцы, разные птицы. Для эффективной охоты на них человек придумал лук и стрелы.


Изменение природы сказалось на образе жизни древнего человека. Потеплевший климат привел к продвижению людей все дальше на северные территории.

Изменился и внешний облик самого человека, получил развитие его разум, сформировались более тесные взаимоотношения людей друг с другом.

Подумайте, что могло повлиять на сплочение человеческого коллектива. Вспомните, как назывался самый ранний первобытный коллектив.




Вы все сказали совершенно верно. Изменения коснулись, как уже отмечалось, человеческого сознания. Люди стали отделять себя от животного мира, перестали копировать действия животных. Люди стали осознавать себя людьми!

Поэтому в ходе исторического развития человеческое стадо как связь людей с диким животным миром со временем отмирает. А ее сменяет такое объединение, которое называется община. Почему это объединение людей так называется?

Совершенно верно. К тому же, люди, живя друг с другом рядом на одной территории, со временем становились близкими, т.е. родственниками или родичами. Так вот, объединение кровных родственников получило название род. Сформировалась родовая община.

Один за всех и все за одного!

Записывают тему урока




































Записывают понятие

Ледниковый период – это эпоха в истории Земли, когда часть планеты была покрыта льдами, и преобладал холодный климат.










Ответ: Человек стал строить теплые жилища, изобрел одежду, овладел огнем, стал совершенствовать орудия труда.

Ответ: Собирательство и охота.


Ответ: Влияние суровой природы ограничило человека в собирательстве. Поэтому, главным занятием древнего человека становится охота.




Ответ: Камни, палки, дубины; топоры, копья (деревянные или с наконечником из кости/камня), гарпуны.





Ответ: Бизоны, мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и др.

Рассматривают изображения и рассказывают о способах древней охоты.


Ответ: Шкуры, мясо, кости, бивни и др.















Ответ: Условия природы, опасность со стороны хищных диких животных. Более тесная сплоченность людей друг с другом была залогом успеха в совместной деятельности, например, гарантировала удачную и богатую охоту. Древнейший человеческий коллектив назывался человеческим стадом.










Ответ: у этих людей было все общее, и жилище, и костер и запасы пищи.





Записывают понятие

Родовая община – это коллектив родственников, имеющих общее жилье, костер, орудия труда, запасы пищи, вместе ведущих хозяйство.

6) ПЗ, ППЗ

Почему первобытный человек был должен создавать новые виды орудий труда и оружия?

Чем кроманьонец отличается от своих предшественников?

Отвечают на вопросы

7) Вывод

Сегодня мы выяснили, как древний человек боролся с суровыми природными условиями, как природа повлияла на развитие человека, узнали, как люди охотились, нашли ответ на вопрос «Что такое родовая община?».


8) Рефлексия

Все ли вам было понятно на уроке?

Что вам было не понятно?

Отвечают

9) Д/З

§2 стр. 13-16 прочитать, знать новые слова и ответить на вопросы на стр. 17;

Подготовить сообщение о стоянках древних людей на территории России (Костенки, Сунгирь)

- Где находится? (область, рядом какой город)

- Кто и когда открыл стоянку?

- Что интересного там было обнаружено?




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!