СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техкарта Всеобщая история 5 кл. Возникновение искусства и религиозных верований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техкарта Всеобщая история 5 кл. Возникновение искусства и религиозных верований»

Конспект урока истории Древнего мира по теме: «Возникновение искусства и религиозных верований»

(5 класс)

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1) Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих

Приветствие вставанием

2) Проверка д/з по предыдущей теме: «Родовые общины охотников и собирателей»

Какую тему мы проходили на прошлом занятии?

Проверим Д/З.

Вопросы

1) Вспомните, что такое «Ледниковый период»? Попробуйте описать, природу этого времени. Какие животные и растения тогда существовали?

2) Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами? Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?

3) Какими орудиями труда пользовался первобытный человек? Какие виды оружия были изобретены в это время? Что стало причиной для их возникновения?

4) Что такое родовая община?

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раско­пок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось устано­вить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя - 2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занима­лись охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, мед­ведей и леопардов.)

Ответ: «Родовые общины охотников и собирателей»


Выполняют задания, отвечают на вопросы

3) Вывод учителя по прошлому уроку

Таким образом, мы с вами выяснили, как жили древнейшие предки людей, чем они занимались, определили, какие условия влияли на их жизнь.


4) Переход к новой теме

Сегодня мы продолжаем изучение первобытных времен. Давайте выясним главное слово в теме сегодняшнего урока и его название. (вывожу картинки ребус)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?





Ответ: «Возникновение искусства и религиозных верований»

5) Изучение новой темы.


Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

План урока:

1) Возникновение религии.











































2) Первобытное искусство.

Записываю тему урока, план, ПЗ, ППЗ

ПЗ: Почему первобытный человек придумал религию?

ППЗ: Чем отличается первобытное искусство от современного?


На раннем этапе своего развития человек, как и все живые существа, боялся различных природных явлений (грозы, лесных пожаров, наводнений). Со временем под влиянием изменений природных условий, как мы уже выяснили, изменился и сам человек. Изменился его внешний вид, получил большое развитие его разум. Подстрекаемый естественным любопытством, он стал искать причины происходящих вокруг него событий.

Почему сверкают молнии? Почему одно растение дает съедобные плоды, а другое нет? Почему одних животных можно поймать, а других нет?

Настоящих причин этих событий и явлений человек в первобытные времена знать еще не мог.

Поэтому, он был вынужден фантазировать и наделять их необычными / нереальными (сверхъестественными) свойствами и верил в них.

Как вы думаете, что и кого мог наделять необычными свойствами древний человек?

Все вокруг, по мнению людей, было населено сверхъестественными существами – душами и духами. Они и влияют на всю жизнь. Также люди

верили, в загробную жизнь после смерти, где человек продолжал свою жизнь. Поэтому, когда




человек умирал, его определенным образом клали в могилу, где оставляли оружие, пищу, одежду, украшения. Все это при раскопках обнаруживают археологи.

Так из любопытства к окружающим явлениям природы у человека появились первые религиозные представления.

Какие современные религии вы знаете?

Ранние формы религии:

  1. Анимизм – вера в существование душ и духов.

  2. Магия – вера в сверхъестественные возможности человека, которые позволяют ему влиять на мир. / Колдовство

  3. Тотемизм – вера в связь человека с тотемом (растением, животным, предметом)

  4. Фетишизм – вера в сверхъестественные возможности определенного предмета.


Появление веры в духов, позволило человеку разделить весь мир условно на реальный и духовный. Оба эти мира существовали одновременно, дополняя друг друга.

Пытаясь повлиять на мир, человек стал моделировать жизненные ситуации. Чтобы добиться успешной охоты, человек делал рисунки, где животное повержено, изготавливал фигурки. Так из религиозных представлений человек стал создавать предметы, которые сегодня относим к такой области нашей деятельности, как искусство.


Какие жанры современного искусства вы можете назвать?

  1. Первобытная живопись

Кого мог изображать первобытный художник?

  • Не изображал хищников – львов, гепардов, гиен, медведей

  • Изображения людей редки

С помощью чего древние художники делали свои рисунки?

Охра – природный пигмент, состоящий из окиси железа и глины (светло-желтая, коричнево-желтая). Красная охра создается через обжиг желтой.

Рассмотрим памятники первобытным художникам.

Пещера Альтамира

  • Страна - Испания

  • Протяженность – 270 м., высота – 2-5 м.

  • Открыта в 1879 г.

  • Археолог-любитель Марселино де Саутуола с дочерью Марией

  • Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Пещера Ласко (Ляско)

  • Страна - Франция

  • Протяженность – 250 м., высота – 30 м.

  • Открыта в 1940 г. – 4 школьника сказали учителю

  • Археолог Анри Брейль

  • Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

  • 403 орудия труда из камня, 28 из кости, 10 раковин-украшений, угольки и красители

  • Зубры, лошади, олени, корова, бизоны, кошачьи

Пещера Шове

  • Страна - Франция

  • Протяженность - 800 м., высота – до 18 м.

  • Открыта в 1994 г.

  • Спелеологи – исследователи пещер Жан-Марин Шове, Элиет Брюнель и Кристиан Иллэр

  • Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

  • Люди населяли ее 37-33,5 и 31-28 тыс. л.н.

  • 435 рисунков с изображением животных

  • Закрыта для общественного доступа, только копия

  • - медведи, носороги, тарпаны, львы медведи

  • Следы человека и собаки

Капова пещера

  • Страна – Россия (респ. Башкортостан)

  • Протяженность - 3045 м.

  • «капище», «капель»

  • 1959 г. зоолог А.В.Рюмин

  • 173 рисунка

  • Мамонты, лошади, антропоморфные фигуры, жилища, лесницы

  • Охра, животный жир

  • 18 тыс. л.н.

  1. Первобытная скульптура

Из чего могли изготавливать фигуры древние люди?

Шигирский идол (Свердловская обл.) – лиственница, 11 тыс. л.н.

«палеолитические венеры»

  1. Первобытные сооружения

  • Мегалит (греч. «большой камень») – первобытное сооружение из больших блоков

  • Дольмен – сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

  1. Первобытная музыка и танцы

Записывают тему урока



















Записывают понятие

Сверхъестественное - необычное, находящееся вне человеческого понимания.

Вера – восприятие информации, основанное на доверии.

Ответ: растения, животных, камни, землю, небо.















Записывают определение

Религия – это вера в существование сверхъестественного.





















Записывают определение

Искусство – это творческое отражение действительности.

Ответ: живопись, скульптура, архитектура, кино, театр, музыка, танцы, цирк.


Ответ: животных на которых охотился - олени, лошади, зубры, мамонты, шерстистые носороги.



Ответ: уголь или сажа, известняк, растения


















































Ответ: из дерева, из кости, из мягкого камня.

6) ПЗ, ППЗ

Почему первобытный человек придумал религию?

Чем отличается первобытное искусство от современного?

Отвечают на вопросы

7) Вывод

Сегодня мы узнали, почему возникла религия, какие виды искусства получили свое развитие в эпоху первобытности, познакомились с наиболее известными достижениями творчества древних людей.


8) Рефлексия

Все ли вам было понятно на уроке?

Что вам было не понятно?

Отвечают

9) Д/З

§3 стр. 17-20 прочитать, знать новые слова и ответить на вопросы на стр. 20.




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!