СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого учебного занятия по дисциплине "География". На тему: Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта на тему: Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки предназначена для проведения открытого занятия по дисциплине "География" в организациях СПО, а также в школе- 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого учебного занятия по дисциплине "География". На тему: Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «География»

НА ТЕМУ: Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки


Тема по программе

№ 1.7

Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.


Тема учебного занятия по КТП

№ 8

Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.


Тип, вид учебного занятия

Тип: комбинированный

Вид: с разными видами работ


Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная и коллективная работа.

Методы и приемы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные (беседа, лекция, рассказ);

- наглядные (демонстрация, иллюстрация).

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

- методы формирования интереса к обучению;

- метод устной проверки знаний, умений и навыков (устный опрос);

- метод опережения изучения нового материала.


Цели учебного занятия

Образовательная

Развивающая

Воспитательная


1. Ознакомить и расширить знания обучающихся об экономико-географическом положении стран Латинской Америки, государственном устройстве, административно-территориальном делении, природных ресурсах, природных условиях, населении, промышленности, хозяйстве, внешнеэкономических связях, туризме.

2. Создать целостное представление об Латинской Америке.

3. Научить анализировать, выделять главное.

4. Формировать умения работать с различными источниками информации.




1.Развивать  

познавательную активность на занятии географии.

2. Развивать умение работать с картами.

3. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.



1.Способствовать  

воспитанию творческого отношения к учебному труду.

2. Побудить к познавательной, научной, творческой деятельности, стремлению к знаниям.



Требования

к результатам

освоения

темы учебного

занятия



Личностные результаты





Метапредметные

результаты



Предметные

результаты


ЛР3























ЛР4

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

-осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем








МР 1























МР 2








МР 3















МР 4






-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

ПР1








ПР2









ПР3
















ПР4











ПР5












ПР6

–владение представлениями о современной географической науке, ее участи в решении важнейших проблем человечества

–владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем

–сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве

– владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий

– владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях

– владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации

Междисциплинарные связи


Предшествующие УД

Последующие УД

- История. (Тема: «Всемирные географические открытия»).

- Экономика организации (Тема: «Международные отношения»).

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

Проектор, экран, ноутбук, презентация.

1. Е.М. Домагацких, Н.А. Алексеевский География: Экономическая и социальная география мира. Ч.2. Региональная характеристика мира. Учебник для 10-11 классов.

«Русское слово», М., 2008

§19 стр.143



1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. - М.: Мысль, 2003.

2. Гладкий Ю.Н. География. 10-11класс. - М.: Просвещение, 2008.

3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. - М.: Мысль, 2005.

4. Маркова Н. А. Социально-экономическое положение регионов России. - М.: Просвещение, 2005.

5. Холина В.Н. География. 10 класс. - М.: Дрофа, 2005.

6. Захаров В. Ф. Экономическая география и регионалистика. - М.: Дрофа, 2011.


http: //geo. www.geoport.ru


http: // www.geoclub.ru


http: //nauka.relis.ru








Ход занятия

Этап занятия


Время, мин

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Методы, приемы и формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

Организацион-ный момент

1

- Взаимное приветствие обучающихся и преподавателя, проверка готовности к занятию.

- Проверка посещаемости.





- Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу.

Словесные (беседа)

Слайд «Приветствие»

Проверка домашнего задания

10

Преподаватель проверяет домашнее задание.

1. Оформление контурной карты «Северная Америка».

2. Задания по теме: «Северная Америка. ЭГХ США, Канады».


1-вариант



1. Дополни предложение

  1. Северная Америка - это не океан, а …

  2. Эскимос – это не страна, а….

  3. Онтарио – это не животное, а…

  4. Вашингтон – это не гора, а…

  5. Кордильеры – это не столица, а …




2. Географический диктант

  1. Западное побережье материка Северной Америки омывается … океаном

2. Северная Америка отделяется от материка Евразия … проливом

3. Крупный центр машиностроения город… в США

4. ….озера расположены на границе США и Канады.

5. Население Канады размещается ближе к границе с …


2-вариант

1. Дополни предложение

  1. Квебек - это не город, а …

  2. Аппалачи – это не полуостров, а…

  3. Миссури – это не озеро, а…

  4. Детройт – это не река, а…

5. Гейзер – это не море, а ….


2. Географический диктант

  1. Восточные берега материка Северной Америки омываются … океаном

  2. Между Северной и Южной Америкой расположен

…канал

  1. 3.Одна из наибольших горных систем в мире, протянувшаяся вдоль западного побережья Северной Америки …

  2. В Канаде символом страны является лист….

  3. Самым развитым государством Северной Америки является…


Обучающиеся представляют подготовленные дома контурные карты. Выполняют задание из слайда.

Словесные (беседа).



Наглядные (иллюстрация).




















Слайд с вопросами для опроса домашнего задания, раздаточный материал по контролю домашнего задания








Актуализация опорных знаний для восприятия нового материала

7

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на поставленные вопросы для актуализации их знаний.

Вопросы:

1. Перечислить названия материков?

2. Назовите основные экономические

субрегионы на материке Евразия?

3. Сколько монархий существует в Зарубежной Европе?

4. Какие страны карлики существуют в Зарубежной Европе?

5. Какое государство считается самым крупным в Зарубежной Азии?

6. Назовите государство Зарубежной Азии которое вкладывает огромные средства в НИОКР? (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки)

7. Какие из стран Зарубежной Азии лидирует в мире по производству риса?...чая?.. пряностей? …специй?

8. Где находится «Острова пальм».

Отвечают на поставленные вопросы.

Фронтальный опрос



Метод устной проверки знаний, умений и навыков (устный опрос)



Словесные (беседа).



Наглядные (иллюстрация).

Слайд с вопросами для актуализации знаний.

Сообщение темы, цели, задач занятия, мотивация учебной деятельности обучающихся

2

Преподаватель сообщает тему занятия, цели, этапы занятия, обьясняет заполнение «Опорного плана конспекта».

Прежде чем узнать тему урока ответьте на вопросы.

- Самая длинная на Земле горная система? (Анды)

- Высочайший в мире водопад? (Анхель)

- Крупнейшее горное озеро? (Титикака)

- Крупнейшая в мире река по площади бассейна и полноводности? (Амазонка).

Тема: «Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки».

Цель: создать экономический портрет региона и целостное представление о современных странах Латинской Америки.





Внимательно слушают, записывают тему, цели и план занятия.

















Методы формирования интереса к обучению.



Наглядные (иллюстрация).



Словесные (беседа).

Слайд «Тема занятия»

Слайд «Цели занятия»

Слайд «План занятия»

Слайд «Опорный план конспект»

Первичное усвоение новых знаний.

40

Преподаватель ознакамливает обучающихся с Экономико-географической характеристикой Латинской Америки.

Изложение нового материала. (план)

1. Экономико - географическое положение стран Латинской Америки.

2. История развития стран Латинской Америки.

3. Современное государственное устройство и административно-территориальное деление.

4. Природные условия. Природно-ресурсный потенциал.

5. Комплексная характеристика населения.

6. Промышленность. Хозяйство.

7. Внешнеэкономические связи.

8. «Фишки для любознательных Туризм».

(Обучающие должны заранее подготовить самые интересные сведения об Латинской Америки).

Обучающиеся внимательно слушают и делают записи в опорном плане конспекте, заполняют контурную карту Латинской Америки.















Обучающиеся демонстрируют на экране заранее подготовленный материал о самых интересных сведениях по Латинской Америки.

Индивидуальная и коллективная работа.



Наглядные (иллюстрация).

Словесные (беседа).



Метод опережения изучения нового материала.

Слайды по изложению нового материала.


Физкультминутка

3

Преподаватель предлагает обучающимся провести физкультминутку, для снятия напряжения и нагрузки с глаз, тела.

Встают и под руководством преподавателя выполняют зарядку.

Коллективная работа.


Слайд «Физкультминутка»

Первичное закрепление материала, изученного на данном занятии и ранее пройденного, связанного с новым.

7

Преподаватель задает вопросы для первичного осмысления изученного материала.

Вопросы:

1.Сколько материков входит в состав Латинской Америки?

-Один

-Два

-Три

2.Как называется крупнейшая горная система, находящаяся в Латинской Америке?

-Кордильеры

-Аппалачи

-Анды

3.Официальным языком Бразилии является ...

-испанский

-португальский

-французский

4.Откуда в Латинскую Америку привозили рабов при нехватке рабочей силы?

-Из Азии

-Из Африки

-Из Австралии

5.Как называются потомки межрасовых браков между белыми переселенцами и представителями коренного населения?

-Мулаты

-Метисы

-Самбо

6.Какая латиноамериканская страна является главным поставщиком кофе в мире?

-Аргентина

-Бразилия

-Коста-Рика

7.В какой стране находится самое крупное озеро Латинской Америки Титикака?

-Боливия

-Мексика

-Аргентина

8.Какое государство Латинской Америки не имеет выхода к морю?

-Гондурас

-Парагвай

-Уругвай

9.На добыче какого полезного ископаемого основана экономика Венесуэлы?

-нефть

-уголь

-природный газ

10. Какой из перечисленных ниже городов является столицей Бразилии?

-Рио-де-Жанейро

-Бразилиа

-Сан-Паулу

Отвечают на поставленные вопросы.

Метод устной проверки знаний, умений и навыков (фронтальный опрос)

Слайд с вопросами для первичного осмысления изученного материала.

Подведение итогов занятия (рефлексия) и оценивание

5

Создает условия для рефлексии учебной деятельности обучающихся на занятии для соотнесения целей и результатов учебной деятельности:

Сегодня я узнал: …….

Было интересно ……..

Было трудно …….

Теперь я могу……..

Я научился……..

Преподаватель выставляет и комментирует оценки за занятие

Обучающиеся по цепочке заканчивают предложения











Слушают оценки

Словесные (беседа)

Слайд: Закончи предложение

Сообщение домашнего задания и инструктаж.

5

Преподаватель сообщает задание на дом:

  1. Заполнить таблицу:

  2. «Отрасли экономики Латинской Америки»

Отрасли экономики

Мексика

Центральная Америка и Вест-Индия

Андские страны

Страны Амазонской и

Ла-Платской низменности

1.




2.




3.




4.




5.




6.





2. Оформление контурной карты:

-Нанести на контурную карту «Латинская Америка»: основные субрегионы, страны и столицы.

Литература:

1. Е.М. Домагацких, Н.А. Алексеевский География: Экономическая и социальная география мира. Ч.2. Региональная характеристика мира. Учебник для 10-11 классов.«Русское слово», М., 2008

§19 стр.143

Записывают домашнее задание

Словесные (беседа)

Слайд: Домашнее задание



Преподаватель _______________ Ф.И.О.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (слайд)

- Взаимное приветствие обучающихся и преподавателя, проверка готовности к занятию.

- Проверка посещаемости.

Проверка домашнего задания (слайд)

1. Оформление контурной карты «Северная Америка». Состав территории Северной Америки.

2. Задания по теме: «Северная Америка. ЭГХ США, Канады»

(слайд, раздаточный материал)

  1. вариант

2-вариант

I. Дополни предложение

  1. Северная Америка - это не океан, а …

  2. Эскимос – это не страна, а….

  3. Онтарио – это не животное, а…

  4. Вашингтон – это не гора, а…

  5. Кордильеры – это не столица, а …

I. Дополни предложение

  1. Квебек - это не город, а …

  2. Аппалачи – это не полуостров, а…

  3. Миссури – это не озеро, а…

  4. Детройт – это не река, а…

5. Гейзер – это не море, а ….


II. Географический диктант

  1. Западное побережье материка С.А. омывается … океаном

2. Северная Америка отделяется от материка Евразия … проливом

3. Крупный центр машиностроения город…. в США

4. ….озера расположены на границе США и Канады.

5. Население Канады размещается ближе к границе с ….

II. Географический диктант

  1. Восточные берега материка С.А. омываются … океаном

  2. Между Северной и Южной Америкой расположен …канал

  3. 3.Одна из наибольших горных систем в мире, протянувшаяся вдоль западного побережья Северной Америки …

  4. В Канаде символом страны является лист….

  5. Самым развитым государством Северной Америки является…


Актуализация опорных знаний для восприятия нового материала

Вопросы: (слайд)

1. Перечислить названия материков?

2. Назовите основные экономические субрегионы на материке Евразия?

3. Сколько монархий существует в Зарубежной Европе?

4. Какие страны карлики существуют в Зарубежной Европе?

5. Какое государство считается самым крупным в Зарубежной Азии?

6. Назовите государство Зарубежной Азии которое вкладывает огромные средства в НИОКР? (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки)

7. Какие из стран Зарубежной Азии лидирует в мире по производству риса?...чая?.. специй?

8. Где находится «Острова пальм».


Сообщение темы, цели, задач занятия, мотивация учебной деятельности обучающихся

Преподаватель.

Прежде чем узнать тему урока ответьте на вопросы. (слайд)

- Самая длинная на Земле горная система? (Анды)

- Высочайший в мире водопад? (Анхель)

- Крупнейшее горное озеро? (Титикака)

- Крупнейшая в мире река по площади бассейна и полноводности? (Амазонка).

Преподаватель сообщает тему занятия, цели, этапы занятия, обьясняет заполнение «Опорного плана конспекта», совместно с обучающимися определяет значение данной темы в рамках будущей профессии. (слайд)


Тема: «Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки».

(слайд)

Цель: создать экономический портрет региона и целостное представление о современных странах Латинской Америки.


План занятия (слайд)

1. Экономико - географическое положение стран Латинской Америки.

2. История развития стран Латинской Америки.

3. Современное государственное устройство и административно-территориальное деление.

4. Природные условия. Природно-ресурсный потенциал.

5. Комплексная характеристика населения.

6. Промышленность. Хозяйство.

7. Внешнеэкономические связи.

8. Фишки для любознательных. Туризм. (Обучающие должны заранее подготовить самые интересные сведения об Латинской Америки).


Опорный план конспект занятия для обучающихся. (слайд)


Тема: «Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки».


1. Название страны. Столица. Своеобразие страны и ее место в современном мире._______________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Современное государственное устройство и административно-территориальное деление ______________________________________________

3. Природные условия и природные ресурсы______________________________

_____________________________________________________________________

4. Население ___________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Промышленность. Хозяйство.___________________________________________

______________________________________________________________________

6. Внешнеэкономические связи___________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Туризм__________________________________________________________


  1. Домашнее задание________________________________________________


1. Заполнить таблицу: «Отрасли экономики Латинской Америки»


Отрасли экономики

Мексика

Центральная Америка и Вест-Индия

Андские страны

Страны Амазонской и Ла-Платской низменности

1.





2.





3.





4.





5.





6.







2. Оформление контурной карты:

-Нанести на контурную карту «Латинская Америка»: основные субрегионы, страны и столицы.


Литература:

1. Е.М. Домагацких, Н.А. Алексеевский География: Экономическая и социальная география мира. Ч.2. Региональная характеристика мира. Учебник для 10-11 классов. «Русское слово», М., 2008, §19 стр.143


Изложение нового материала по вопросам плана.

1.Экономико-географическое положение стран Латинской Америки. (слайд)

Сейчас Латинская Америка - регион, который занимает 20 млн км² и включает 33 суверенных государства. В её пределах выделяют субрегионы: Мексику, Центральную Америку, Карибский бассейн, Андские страны и Равнинные страны Востока.

Страны Латинской Америки занимают территорию материков Северной Америки (к югу от США) и Южной Америки, Панамского перешейка и островов Вест-Индии. 

Страны различаются по занимаемой площади. Среди них есть очень большие (Бразилия), крупные и средние (Мексика, Аргентина, Перу), небольшие (Гайана, Никарагуа, Гондурас) и микрогосударства (Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос, Доминика). Куба (Вест-Индия) - самое большое островное государство региона.

Особенности географического положения стран Латинской Америки:

  • приморское положение стран (кроме Боливии и Парагвая): омываются водами Тихого океана на западе и Атлантического на востоке;

  • узкий Панамский перешеек связывает материк Южная Америка с Центральной и Северной Америкой;

  • берега Южной Америки слабо изрезаны, исключение - южное побережье с его многочисленными островами материкового происхождения.


2. История развития стран Латинской Америки. (слайд)

Страны Латинской Америки - это главным образом государства, которые были колониями Испании и Португалии с XVI до XIX в.

Какие древние народы существовали на территории Латинской Америки?

Древние цивилизации латинской Америки: Инки, Ацтеки, Майя, Тольтеки и Ольмеки.

Кто жил в Америке до прихода европейцев?

Коренные народы США - различные племена индейцев, проживающих на территории США, а также эскимосы, алеуты и гавайцы.

В 1492 году - Христофор Колумб испанский мореплаватель, итальянского происхождения, открыл американские острова (не континент). Главной причиной его путешествия было открыть путь в Индию, Колумб верил в это до конца своих дней, отсюда и название субрегиона Вест-Индия. То есть Вест-Индия – это историческое название островов Карибского моря.

Кем была захвачена Латинская Америка?

Колонизация Латинской Америки началась практически сразу после открытия Христофором Колумбом островов в Карибском море. Испанские и португальские корабли отправлялись в Новый Свет за богатой добычей. Первые поселенцы уничтожали индейцев, забирали их земли, вводили свои порядки и обычаи. Главными европейскими метрополиями, участвующими в колонизации Америки, были Испанская империя, Португалия, Британская империя и Франция. 

Прибывающие из метрополий эмигранты использовали романские языки (испанский, португальский, французский), в основе которых лежит латинский язык.

В середине 20-х годов ХIХ в. Латинская Америка освободилась от колониального господства.

В настоящее время Гвиана – это крупнейший заморский департамент Франции.

Почему Америка называется Латинская?

Название объясняется тем, что романские языки произошли от латинского языка.


3. Современное государственное устройство и административно-территориальное деление. (слайд)

По форме правления все страны региона – республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества возглавляемого Великобританией (например, Гайана, Доминика, Тринидад  и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.

По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла.




4. Природные условия. Природно-ресурсный потенциал.

Климат. (слайд)

На большей части Южной Америки климат субэкваториальный и тропический, с хорошо выраженными сухими и влажным сезонами; на Амазонской низменности - экваториальный, постоянно влажный, на юге материка - субтропический и умеренный.


Природно-ресурсный потенциал.

Полезные ископаемые (слайд)

Выбрать из представленных государств страны Латинской Америки.


Водные ресурсы (слайд)

Задание по карте слайда. На слайде «Карта водные ресурсы Латинской Америки» подписаны названия рек и озер, назовите страну, для которой характерны данные географические объекты?

Ответы:

р. Ориноко - река в Южной Америке, течёт в основном через Венесуэлу и впадает в Атлантический океан.

вдп. Анхель, расположен на юго-востоке Венесуэлы - в национальном парке Канайма.

оз. Титикака, находится в западной части Южной Америки, в горах Андах, между двумя странами - Перу и Боливией.

оз. Поопо, пересохшее бессточное солёное озеро в Боливии.

оз. Морокайбо – это озеро лагуна в Венесуэле.

р. Амазонка, протекает на большей территории Бразилии, охватывает Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию.

вдп. Игуасу, расположен в Аргентине.

р. Парана, 2-ая по величине после Амазонки, протекает по территории Бразилии, Парагвая и Аргентины.

Животный мир (слайд)

Вопрос: Найти соответствующему описанию картинку? (слайд)

- Скачет зверушка, не рот, а ловушка: попадет в ловушку и комар, и мушка… (лягушка).

- Он в Америке живёт, в пятнах весь: хвост, живот,  шкура – будто бы муар! Хищный зверь тот – ...(ягуар)

- Это яркая птица, в Южной Америке точно гнездится, а клюв у нее – очень странное дело, такой по длине, как и всё её тело!... (тукан)

- Шерстью длинною оброс,  словно хобот длинный нос,  муравьев ест на обед,  значит это …(муравьед)

- По песку бегут их ножки, есть большие, есть и крошки, вид их кажется нам странным, а зовут их …(игуана)

- Хвост рыбий, а не рыба, пасть с клыками, а не зверь. (крокодил)

- Ходит мать с надменной мордой, рядом дочь – походкой гордой,  с длинной шерстью дочь и мама, весь их род зовётся – ...(лама)

-Этот зверь броней закрыт, очень прочною, как щит! (броненосец)

-Шины шила ли она, шила, если бы могла, никогда не шила шины и
не будет шить … (шиншила)

5. Комплексная характеристика населения. (слайд)

Этнический состав населения

Исключительно сложен этнический состав населения Латинской Америки. Истребление индейцев поставило вопрос перед колонизаторами о рабочей силе, который был разрешен путем ввоза негров-рабов из Африки. Общая численность привезенных в Америку негров составила 10 млн.чел.

Так сложились три главных расово-этнических элемента

Плотность населения. (слайд)

Латинская Америка - один из наименее заселенных регионов мира. Средняя плотность населения составляет всего 24 человека на 1 кв. км. Наряду с густонаселенными районами (островные государства Карибского моря, Атлантическое побережье Бразилии, большинство столичных районов и др.) огромные пространства почти безлюдны. Большая часть (72%) населения сконцентрирована в городах.

На каком языке разговаривают в Латинской Америке?

Официальные языки МЕРКОСУР - испанский и португальский.

На каком языке говорит большинство жителей Латинской Америки?

Испанский язык является официальным языком большинства стран этого континента. В Бразилии преобладает португальский.

Англоязычные страны - Ямайку, Барбадос, Багамы, Белиз и другие — часто не относят к Латинской Америке.

Какая религия в Латинской Америке?

Лишь 9 % латиноамериканцев были воспитаны в протестантской традиции и 84 % - в католической, но в настоящее время протестанты составляют уже 19 % населения региона, а католики - лишь 69 %.

6. Промышленность. Хозяйство. (слайд)

Топливная промышленность имеет существенное значение для многих стран. В местах добычи полезных ископаемых возникли не только отдельные предприятия, но и целые горнопромышленные комплексы. Яркий пример такого рода комплекса в области топливной промышленности - нефтяной район лагуны Маракайбо в Венесуэле, который развивается с 1920-х гг. Этот район является одним из ведущих по добыче нефти в Южной Америке. Ныне здесь добывается более 100 млн т нефти и 30 млрд3 газа в год. В соседнем с Венесуэлой  государстве - Бразилии - добыча нефти еще выше (около 150 млн т). Велика и добыча газа - более 20 млрд м3.

Второй крупный центр нефтегазодобычи сложился в Центральной Америке и, прежде всего, в Мексике. Так, в Мексике добыча нефти в 2017 г. достигала 110 млн т, газа - 40 млрд м3. В целом нефтегазодобывающая промышленность функционирует более чем в десятке стран латиноамериканского субрегиона, из недр которых в 2017 г. было добыто 482 млн т нефти и 220 млрд м3 газа.

Угольная промышленность, несмотря на значительные запасы сырья, широкого развития не получила. В 2017 г. в регионе было добыто 72,2 млн т угля. Крупнейшим угледобывающим государством является Колумбия, где добывается 85 % угля Латинской Америки. Еще в двух государствах - Мексике и Бразилии - добыча превышает 5,5 и 3,0 млн т. Почти весь добываемый уголь - каменный.

В местах добычи черных металлов сформировалась черная металлургия. Главный центр по добыче руд черных металлов находится в Бразилии. В 2016 г. в стране было добыто 424 млн т руды, а во всей Латинской Америке - более 520 млн т. Бразилия также занимает первое место в регионе по производству чугуна и стали - 34,4 и 28,4 млн т. Всего сталь выплавляют в 14 странах, чугун - в 6 странах.

Цветная металлургия имеет более давнюю историю, чем черная. Особенно это касается разработки традиционных металлов - меди, цинка, свинца, олова, серебра, золота. На их базе соответственно сложились медная, свинцово-цинковая, оловянная, серебряная и золотодобывающие отрасли. Продукция этих отраслей с самого начала своего развития ориентирована на экспорт. Так, регион дает почти 45 % мирового производства меди (медный концентрат), 14 % черновой и 15 % рафинированной меди. Крупнейший производитель медного концентрата, черновой и рафинированной меди в регионе, концентрата и рафинированной меди в мире - Чили (5,5, 1,5 и 2,6 млн т, 2016 г.). Медеплавильные заводы размещены непосредственно у месторождений медных руд — Чукикамата, Потрсрильос, Эль-Тсньснте, Сальвадор. Другой крупный центр сформировался в Перу (2,4 млн т, 309,5 и 330 тыс. т, 2016 г.). Крупными медепроизводящими странами также являются Мексика, Бразилия и Аргентина.

Оловянная промышленность функционирует в Бразилии, Боливии и Перу. 

Изумруды добываются в Колумбии и Бразилии. Добыча алмазов ведется в Бразилии и Гайане.

Судостроение. Первые в Латинской Америке крупные судоверфи возникли в Аргентине еще до Второй мировой войны. В 1980-с гг. Бразилия вошла в первую десятку стран мира с наиболее развитым судостроением. Судостроение также представлено в Чили, Мексике, Перу.

По объему промышленной переработки леса на первом месте стоит Бразилия.

Текстильная промышленность - одна из старейших отраслей. Особенно развита в Бразилии, где доля ее в текстильном производстве региона превышает 70 %. Мексика выделяется изготовлением синтетических тканей, Аргентина и Уругвай - шерстяных.

Пищевая промышленность продолжает оставаться одной из ведущих отраслей, хотя ее доля в стоимости продукции обрабатывающей промышленности продолжает снижаться. По количеству занятых она опережает все другие отрасли. Среди отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье растительного происхождения, на первом месте стоит производство сахара.

Во многих странах существенное значение имеет плодоконсервная промышленность.

Сельское хозяйство

Ведущей отраслью сельского хозяйства в странах региона, за исключением Аргентины и Уругвая, является растениеводство.

Культурные растения, родиной которых является Латинская Америка: картофель, томаты, фасоль, кукуруза, кабачок, какао, сизаль, табак, арахис, маниок, батат, тыква.

Важнейшие культуры - сахарный тростник, кофе, какао, бананы, хлопок. Именно они определяют специализацию растениеводства.

Сахарный тростник - одна из самых старых и распространенных культур, выращиванием, которой занимаются практически во всех странах региона, за исключением Чили и Уругвая, где сахар получают из сахарной свеклы. Крупнейшие производители сахарного тростника в регионе и мире - Бразилия и Куба.

Во всех странах тропической Америки возделывается кофе.

Эта культура весьма требовательна к почвам и чутко реагирует на изменения режима тепла и влаги. На мировом рынке наиболее ценятся сорта кофе, произрастающие на нагорьях Колумбии и Центральной Америки в полутени высоких деревьев. По производству кофе  Бразилия  занимает 1-е место в мире.

Какао выращивается в 16 странах региона, и все они стремятся вывозить этот пользующийся высоким спросом продукт. Однако лишь три страны поставляют какао-бобы в крупных масштабах на мировой рынок: Бразилия (до 2/3 экспорта из региона), Доминиканская Республика и Эквадор.
В регионе выращивают десятки сортов бананов. Крупнейшие экспортеры бананов - Эквадор (1-е место в регионе), Коста-Рика (2-е), на их долю приходится свыше 50% регионального вывоза. Более 30% экспорта дают Гондурас, Колумбия и Панама, еще 12 стран вывозят небольшое количество продукта. Плантации бананов обычно расположены на морских побережьях.
Хлопчатник нескольких сортов, в том числе древовидный многолетний и тонковолокнистый, возделывали и прекрасно обрабатывали еще в доколумбовой Америке. Волокно латиноамериканского происхождения и теперь имеет предпочтительный спрос на мировом рынке. Хлопководством занимаются 17 стран, вывозят хлопок 11 стран региона. Наиболее крупные поставщики хлопка на мировой рынок - Парагвай, Аргентина и Бразилия (до 70% его вывоза).
В регионе выращивают пшеницу и рис. Аргентина производит пшеницу, кукурузу и ячмень на экспорт.

В большинстве стран получило развитие экстенсивное животноводство, имеющее мясное направление. Поголовье крупного рогатого скота сопоставимо с численностью населения региона, а в Аргентине и Уругвае этот показатель в 2-3 раза выше. Самая высокая продуктивность скота в Аргентине и Чили, самая низкая - в странах Центральной Америки, Доминиканской Республике, Гаити, где потребление мяса ничтожно. На долю Аргентины и Уругвая приходится 2/3 экспорта говядины из стран региона. Здесь развиты и молочное животноводство, обслуживающее крупные города, и мясо-шерстное овцеводство (около половины поголовья всего региона). Бразилия выделяется количеством поголовья свиней (3-е место в мире). Широко распространено птицеводство. В горных районах Перу, Боливии и Эквадора существенное значение имеет разведение лам и альпак.

Получило развитие коневодство (Бразилия - на 3-м месте в мире).


Экологические проблемы Латинской Америки

  • Стремительный рост населения, развитие крупных городов, что приводит к сокращению объема водообеспеченности на 1 человека.

  • Всемирное изменение климата, незаконная вырубка лесов.

  • Низкое качество воды из-за постоянного сброса неочищенных отходов



7. Внешнеэкономические связи.

Экспорт. На мировой рынок поставляются: из Мексики консервированные ананасы и ананасовый сок, томатная паста, тропические фрукты; из Аргентины и Чили - конфитюры из персиков, абрикосов, яблок, груш, слив, виноградные вина и др.; из Бразилии - фруктовые соки, фрукты. Мировое значение имеют мясохладобойная и рыбоперерабатывающая отрасли, виноделие. Основными винодельческими странами являются Аргентина, Чили и Бразилия.



Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней.

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть…

А теперь их открываем

И немного поморгаем.



8. «Фишки для любознательных Туризм».

(Обучающие должны заранее подготовить самые интересные сведения об Латинской Америки). (слайд)

Список «Самые красивые страны Южной Америки» (слайды)

  1. Чили «Самая длинная лапша в мире» ...

  2. Боливия «Индейское сердце Южной Америки»...

  3. Перу «Южноамериканская красавица» ...

  4. Бразилия «Состояние карнавала, футбола и тропических лесов Амазонки» ...

  5. Аргентина «Горячее танго и сочные стейки» ...

  6. Венесуэла «Земля Столовых гор и Ориноко» ...

  7. Эквадор ...

  8. Колумбия…

Вопросы на закрепление (слайд)

1.Сколько материков входит в состав Латинской Америки?

-Один

-Два

-Три

2.Как называется крупнейшая горная система, находящаяся в Латинской Америке?

-Кордильеры

-Апалачи

-Анды

3.Официальным языком Бразилии является ...

-испанский

-португальский

-французский

4.Откуда в Латинскую Америку привозили рабов при нехватке рабочей силы?

-Из Азии

-Из Африки

-Из Австралии

5.Как называются потомки межрасовых браков между белыми переселенцами и представителями коренного населения?

-Мулаты

-Метисы

-Самбо

6.Какая латиноамериканская страна является главным поставщиком кофе в мире?

-Аргентина

-Бразилия

-Коста-Рика

7.В какой стране находится самое крупное озеро Латинской Америки Титикака?

-Боливия

-Мексика

-Аргентина

8.Какое государство Латинской Америки не имеет выхода к морю?

-Гондурас

-Парагвай

-Уругвай

9.На добыче какого полезного ископаемого основана экономика Венесуэлы?

-нефть

-уголь

-природный газ

10. Какой из перечисленных ниже городов является столицей Бразилии?

-Рио-де-Жанейро

-Бразилиа

-Сан-Паулу


Вывод (слайд)

  • Особенности географического положения обширного региона Латинской Америки связаны с его приморским положением.

  • Население региона (9% населения мира) размещено крайне неравномерно. Имеет пёстрый этнический и расовый состав. Высока доля представителей населения смешанных браков (метисы, мулаты, самбо).

  • В экономике стран Латинской Америки традиционно сохраняется высокая доля добывающих отраслей промышленности (нефть, медная, железная руда, золото, драгоценные камни).

  • Постепенно возрастает удельный вес предприятий обрабатывающей промышленности, размещение которых определяется моноцентрической структурой производства с единым промышленным центром. Наибольшая доля (около 80%) обрабатывающей промышленности приходится на три страны: Бразилию, Мексику и Аргентину. 

  • Сельское хозяйство Латинской Америки сохраняет старые формы землевладения и землепользования. Выделяют потребительское малотоварное и высокотоварное плантационное хозяйство. Активно развивается мясное животноводство.


Подведение итогов занятия (рефлексия) и оценивание. (слайд)

Создает условия для рефлексии учебной деятельности обучающихся на занятии для соотнесения целей и результатов учебной деятельности:

- Я никогда не знал, а сегодня узнал, что…

- Я запомнил….

- Мне было интересно на занятии….

- Хочу сказать спасибо…



Преподаватель выставляет и комментирует оценки на занятии.



Сообщение домашнего задания и инструктаж. (слайд)


1. Заполнить таблицу: «Отрасли экономики Латинской Америки»


Отрасли экономики

Мексика

Центральная Америка и Вест-Индия

Андские страны

Страны Амазонской и Ла-Платской низменности

1.





2.





3.





4.





5.





6.







2. Оформление контурной карты:

-Нанести на контурную карту «Латинская Америка»: основные субрегионы, страны и столицы.

Литература:

1. Е.М. Домагацких, Н.А. Алексеевский География: Экономическая и социальная география мира. Ч.2. Региональная характеристика мира. Учебник для 10-11 классов. «Русское слово», М., 2008, §19 стр.143












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!