Техническая характеристика автоматизированного рабочего места учителя начальных классов.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРМ
Автоматизированное рабочее место (сокращённо АРМ) - совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ, предоставляет возможность ввода информации и ее вывод. Чаще всего АРМ является частью автоматизированной системы управления (АСУ). АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [1].
Автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран, и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций[2].
АРМ - рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания [3].
Таким образом, в работе я буду использовать понятие автоматизированного рабочего места, как индивидуальную систему технических и программных средств, обеспечивающих высокоэффективную реализацию поставленных перед работником целей и задач. Другими словами, автоматизированное рабочее место это не просто набор компьютерной техники, собранной по желанию пользователя, а совокупность компьютерной и оргтехники, а также программного обеспечения, которая будет удовлетворять достижению определённых, поставленных перед работником целей и задач.
Для того, что бы АРМ было эффективным, необходимо выполнение следующих условий:
- доступность - доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;
- адаптация в конкретной сфере деятельности (например, АРМ учителя сильно отличается от АРМ инженера космических кораблей);
- осуществление обработки данных самим пользователем.
Для каждой профессии необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:
- системность (АРМ следует рассматривать как системы, состав которых определяется поставленными целями и задачами);
- гибкость (возможность собрать необходимую комплектацию АРМ для конкретной профессиональной области);
- устойчивость (система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема);
- эффективность (можно рассматривать эффективность, как соотношение затрат к качеству выполняемых операций).
Необходимо, чтобы любое АРМ удовлетворяло информационным и вычислительным потребностям работника; было адаптировано к профессиональным запросам; состояло из таких комплектующих, которые мог бы освоить работник; и обязательно АРМ должно иметь выходы, как в локальную сеть учреждения, так и в глобальную сеть Internet.
Обычно в состав АРМ входят:
- комплекс технических средств (печатающее (рис.1, 2), множительное (рис.3), коммуникационные (рис.4, 5, 6, 7, 8) и другое оборудование;
- комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);
- комплекс информационного обеспечения;
- сетевые и коммуникационные устройства (локальные сети, электронная почта).
Использование АРМ в современных условиях максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.
Достоинствами внедрения АРМ являются:
1. автоматизация труда;
2. увеличение качества и скорости выполнения поставленных задач;
3. мобильность работников.
Характеристики этих составляющих и определяют уровень АРМ, его назначение и особенности. АРМ предназначены для обеспечения условий комфортной и качественной работы специалиста и должны удовлетворять следующим требованиям:
• пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и доступен даже неподготовленному пользователю. Он должен содержать систему подсказок, желательно в демонстрационной форме (видео, звуковой, анимационной);
• необходимо обеспечивать безопасность специалиста и выполнение всех эргономических требований (комфортность, цветовую и звуковую гамму, соответствующие наилучшему восприятию, удобство расположения информации и доступность всех необходимых для работы средств, единый стиль выполнения операций и т.д.);
• пользователь АРМ должен выполнять все действия, не выходя из системы, поэтому требуется оснащенность всеми необходимыми комплектующими;
• рациональная организация труда создает комфортные условия для работы и повышает производительность труда;
• программное обеспечение АРМ должно быть совместимо с другими системами и информационными технологиями, поэтому наиболее ценными являются технологии, объединяющие несколько АРМ.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Сегодня АРМ можно встретить практически на любом рабочем месте, в любой сфере обслуживания и производства: инженерия, медицина, культура и, конечно же, образование.
Рассмотрим особенности использования и устройства АРМ в школе на примере нашей гимназии.
Для начала выделим те зоны, в которых создаётся и используется автоматизированное рабочее место. В первую очередь:
это АРМ учителя,
АРМ классного руководителя,
АРМ ученика,
АРМ администрации (директора, заместителей директора, бухгалтера, секретаря),
АРМ библиотекаря гимназии;
АРМ психолога гимназии,
АРМ медицинского работника,
АРМ инженера – программиста гимназии;
АРМ работников столовой (возможно в будущем так и будет), а также
АРМ диджея гимназии.
Начнем с формирования АРМ учителя.
В сети Internet мною был найден Приказ Министерства образования Калужской области «Об утверждении примерного перечня учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов школ Калужской области». Несмотря на то, что этот приказ не относится к нашему региону, состав АРМ учителя и ученика не может существенно отличаться в пределах Российской Федерации.
Состав аппаратных средств, вошедших в состав АРМ ученика и учителя
по уровням комплектации
| Минимальный уровень комплектации | Базовый уровень комплектации |
АРМ учителя | 1. Копи-устройство (интерактивная приставка) | 1. Интерактивная доска 121x201 (86'') |
2. Доска маркерная 120х180 | |
3.Ноутбук учителя (в составе мобильного компьютерного класса) | 2.Ноутбук учителя (стационарный) |
4. Мультимедийный длиннофокусный проектор | 3. Мультимедийный короткофокусный проектор |
5. Крепление проекторное потолочное | 4.Крепление проекторное настенное телескопическое |
6. Документ камера | 5. Документ камера с автоматической фокусировкой в зависимости от освещения |
7. Многофункциональное устройство (цветное, струйное) | 6. Многофункциональное устройство (цветное, лазерное) |
8. Колонки фронтальные акустические | 7. Колонки фронтальные акустические |
9. Фотокамера с возможностью видеосъемки | 8. Видеокамера с возможностью фотосъемки |
10. Сетевой фильтр | 9. Сетевой фильтр |
АРМ ученика (из расчета 1 компьютер - 2 ученика) | Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика) | 1. Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика) 2. Система интерактивного голосования на 13 учеников |
Рассмотрим, какой минимальный и базовый набор аппаратных средств, по мнению учителей гимназии необходим для подготовки и проведения уроков, классных часов и других внеклассных мероприятий.
Учителям гимназии была предложена анкета (Приложение 1), в которой необходимо было:
1. оценить свой уровень владения персональным компьютером (ПК);
2. определить частоту использования ПК в работе;
3. перечислить минимальный уровень комплектации;
4. перечислить базовый уровень комплектации ПК;
5. перечислить программное обеспечение, необходимое в работе учителя.
В анкетировании принимали участи 11 учителей.
Результаты следующие:
45% учителей оценили свой уровень владения ПК на «3»;
55% учителей оценили свой уровень владения ПК на «4»;
100% учителей отметили ежедневное использование ПК и комплектующих при подготовке и проведении уроков;
использование дополнительных устройств на уроках, по мнению учителей гимназии, распределилось следующим образом:
проектор | 100% | Микрофон | 27% |
колонки | 91% | Наушники | 27% |
принтер | 82% | Видеокамера | 27% |
сканер | 64% | Интерактивная доска | 9% |
Кроме того, были указаны в качестве дополнительных устройств DVD-проигрыватель и фотоаппарат.
На вопрос о пакете программного обеспечения рабочего места учителя, наиболее популярными были следующие ответы:
Word | 100% | Google Chrome | 55% | CorelDraw | 0% |
Excel | 36% | Internet Explorer | 27% | Компас LTD | 9% |
Power Point | 100% | Mozilla Firefox | 55% | Mover Maker | 9% |
Windows Media Player | 91% | Photoshop | 18% | Publish | 9% |