МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Утверждаю
Директор
ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина» _________________В.Б. Мартыненков
Приказ № ____ от «___» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
по специальности среднего профессионального образования
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Рыльск
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности СПО код 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, (базовая подготовка, входящий в состав укрупненной группы специальностей код 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». примерной программы учебной дисциплины Техническая механика автора , одобренной ФГАУ «ФИРО» или ИРПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций социального партнера по
специальности СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (базовая подготовка) входящей в состав укрупненной группы профессий, специальностей 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Организация-разработчик: ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Разработчики: Морозов Владимир Семенович, преподаватель ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
Рассмотрена на заседании предметной комиссии профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике», «Механизация сельского хозяйства», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» 08.02.01.»Эксплуатация зданий и сооружений и профессий35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства» 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»
Протокол № 1 от 29.08. 2024 г
Председатель П(Ц)К / Шатилина Н.И./
Ф.И.О.
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета колледжа
Протокол № 19 от 02.07.2024 г.
Председатель педагогического совета /В.Б. Мартыненков/
Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.04. Техническая механика является обязательной частью образовательного профессионального блока ООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. (профессионалитет, срок обучения 2 года 10 месяцев).Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 09.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; |
ОК 01 | анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; | основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; |
ОК 01 | определять этапы решения задачи; | алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях |
ОК 01 | выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; | методы работы в профессиональной и смежных сферах |
ОК 01 | определять необходимые ресурсы; | структуру плана для решения задач; |
ОК 01 | владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; | порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 01 | оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) определять задачи для поиска информации; | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; |
ОК 02 | определять необходимые источники информации | приемы структурирования информации |
ОК 02 | планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию | формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; |
ОК 02 | выделять наиболее значимое в перечне информации | порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств; |
ОК 02 | оценивать практическую значимость результатов поиска; | лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; |
ОК 09 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы | правила чтения текстов профессиональной направленности |
ПК 1.1. | Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники при проведении всех видов технического обслуживания | Назначение и конструктивное устройство узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования |
ПК 1.5 | Приводить составные части изделия в рабочее положение в различных режимах работы | Конструктивные особенности, назначение сельскохозяйственного оборудования |
ПК 2.7 | Использовать контрольно-измерительный инструмент для выявления неисправных узлов и механизмов | Назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов и приборов |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | В том числе в форме практического обучения |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 84 | 42 |
в том числе во взаимодействии с преподавателем: | |
теоретическое обучение | 42 | 42 |
практические занятия | 42 | 42 |
лабораторные занятия | * | * |
курсовая работа (проект) | * | * |
самостоятельная работа | * | * |
консультации | * | * |
промежуточная аттестация в форме зкзамена | 6 | |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать количество часов.
Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | В том числе в форме практической подготовки | Объем часов | Коды компетенций формированию, которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
. | Раздел 1 Теоретическая механика | | | |
Тема 1.1. Статика. Основные понятия и аксиомы. Плоская система сил | Содержание учебного материала | | 2 |
1.1. . Материальная точка, абсолютно твердое тело. Сила. Система сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики. Связи и их реакции. Система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом. Геометрическое условие равновесия. Проекция силы на ось, правило знаков. Аналитическое определение равнодействующей | ОК01 ОК02 |
1.2Уравнения равновесия в аналитической форме. . Пара сил. Момент пары. Момент силы относительно точки. Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы произвольно расположенных сил к данному центру | | 2 | ОК01 ОК02 ОК09 ПК 1.1. ПК 1.5. ПК 2.1. ПК 2. |
1.3. Практическая работа № 1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил аналитически | 2 | |
1.4. Практическая работа № 2. Решение задач на определение реакции связей графически | 2 | |
1.5. Практическая работа № 3. Решение задач на определение реакций в шарнирах балочных систем | 2 | |
1.6. Практическая работа № 4. Решение задач на определение реакций жестко защемленных балок | 2 | |
1.7. Практическая работа № 5. Решение задач на проверку законов трения | 2 | |
1.8. . Практическая работа № 6. Выполнение расчетно-графической работы по определению реакции связей плоской системы сходящихся сил аналитически и графически | 2 | |
Тема 1.2. Пространственная система сил | 1.9. Разложение силы по трем осям координат. Пространственная система сходящихся сил, ее равновесие. Момент силы относительно оси. Равнодействующая система параллельных сил. Центр системы параллельных сил | | 2 |
1.10. Центр тяжести тела. Центр тяжести простых геометрических фигур. Определение положения центра тяжести плоской фигуры и фигуры, составленной из стандартных профилей проката. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие | | 2 | |
1.11. Практическая работа № 7. Решение задач на определение момента силы относительно оси пространственной системы произвольно расположенных сил | 2 | | ОК01 ОК02 ОК09 ПК 1.1 |
1.12. . Практическая работа № 8. Определение центра тяжести плоских фигур и сечений, составленных из стандартных прокатных профилей | 2 | |
1.13. Практическое занятие№ 9 Решение задач на определение центра тяжести плоских фигур и сечений, составленных из стандартных прокатных профилей | 2 | |
Раздел 2. Сопротивление материалов |
Тема 2.1. Основные положения сопромата | Содержание учебного материала | | 2 |
2 14. Задачи сопромата. Понятие о расчетах на прочность и устойчивость. Деформации упругие и пластичные. Классификация нагрузок. Основные виды деформации. Метод сечений | |
2.15. Напряжения: полное, нормальное, касательное. Продольные силы, их эпюры. Нормальные напряжения в поперечных сечениях, их эпюры. Продольные и поперечные деформации при растяжении и сжатии. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Испытание материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. Коэффициент запаса прочности. | | 2 | ОК01 ОК02 ОК09 ПК 1.1. ПК 1.5. ПК 2.1. ПК 2.7 |
2.16. Практическая работа №10. Решение задач на построение эпюр нормальных сил, нормальных напряжений, перемещений сечений бруса | 2 | |
2.17. Практическое занятие № 11. Выполнение расчетно-графической работы по теме растяжение-сжатие | 2 | |
2.18. Практическая работа № 12 выполнение расчетно-графической работы на построение эпюр продольных сил, напряжений, перемещений сечений бруса, определение коэффициента запаса прочности | 2 | |
Тема 2.2. Практические расчеты на срез и смятие. Геометрические характеристики плоских сечений | 2.19. . Срез, основные расчетные предпосылки, основные расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета, расчетные формулы, условия прочности. Примеры расчетов | | 2 |
2.20. Статический момент площади сечения. Осевой, полярный и центробежный моменты инерции. Моменты инерции простейших сечений: прямоугольника, круга, кольца, определение главных центральных моментов инерции составных сечений | | 2 |
2.21. . Практическая работа №13. Решение задач на определение главных центральных моментов инерции составных сечений, имеющих ось симметрии | 2 | |
2.22. Практическая работа № 14 выполнение проектировочных и проверочных расчетов деталей конструкций, работающих на срез и смятие | 2 | |
2.23. Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модель сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения | | |
Тема 2.3. Кручение | | | 2 | ОК01 ОК02 ОК09 ПК 1.1 ПК 1.5. ПК 2.1. ПК 2.7 |
2.23. . Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модель сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения |
2.24. . Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Расчеты на прочность и жесткость при кручени. Расчеты цилиндрических винтовых пружин на растяжение-сжатие | | 2 |
2.25. Практическая работа № 15. Решение задач на построение эпюр крутящих моментов, углов закручивания | 2 | |
2.26. Практическая работа № 16. Выполнение расчетов на прочность и жесткость при кручении | 2 | |
Тема 2.4. Изгиб | 2.27. Основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Эпюры поперечных сил изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки | | 2 |
2.28. . Расчеты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок из пластичных и хрупких материалов. Понятие касательных напряжений при изгибе. Линейные угловые перемещения при изгибе, их определение. Расчеты на жесткость | | 2 |
2.29. Практическая работа № 17. Решение задач на построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов | 2 | |
2.30. Практическая работа № 18 выполнение расчетно-графической работы на построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов, расчет на прочность при изгибе | 2 | |
Раздел 3. Детали машин |
Тема 3.1. Общие сведения о передачах | 3.31. . Механизм и машина. Классификация машин. Современные направления в развитии машиностроения. Критерии работоспособности деталей машин. Контактная прочность деталей машин. Фрикционные передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки, область применения. Материала катков. Виды разрушения. Понятия о вариаторах. Расчет на прочность фрикционных передач | | 2 |
3.32. Винтовая передача: достоинства и недостатки, область применения. Разновидность винтов передачи. Материалы винта и гайки. Расчет винта на износостойкость, проверка винта на прочность и устойчивость | | 2 |
3.33. .Практическая работа № 19. Решение задач по расчету винта на износостойкость, проверка винта на прочность и устойчивость | 2 | |
Тема 3.2. Зубчатые передачи (основы конструирования зубчатых колес | 3.34. . Общие сведения о зубчатых передачах, классификация, достоинства и недостатки, область применения. Основы теории зубчатого зацепления, краткие сведения. Основные сведения об изготовлении зубчатых колес. Точность зубчатых передач. Материалы зубчатых колес. Виды разрушения зубьев | | 2 |
3.35. Цилиндрическая прямозубая передача. Основные геометрические и силовые соотношения в зацеплении. Расчет на контактную прочность и изгиб. Особенности расчета цилиндрических, косозубых, шевронных передач | | 2 |
3.36. Практическая работа № 20. Решение задач по расчету винта на износостойкость, проверка винта на прочность и устойчивость | 2 | |
Тема 3.3. Червячные передачи | 3.37. Общие сведения о червячных передачах, достоинства и недостатки, область применения, классификация передач. Нарезание червяков и червячных колес. Основные геометрические соотношения червячной передачи. Силы в зацеплении. Материалы червячной пары. Виды разрушения зубьев червячных колес. Расчет на прочность, тепловой расчет червячной передачи | | 2 |
3.38. Практическая работа № 21. Выполнение расчета параметров червячной передачи, конструирование | 2 | |
Тема 3.4. Ременные и цепные передачи | 3.39. . Общие сведения о ременных передачах, основные геометрические соотношения, силы и напряжения в ветвях ремня. Типы ремней, шкивы и натяжные устройства. Общие сведения о цепных передачах, приводные цепи, звездочки, натяжные устройства. Основные геометрические соотношения, особенности расчета | | 2 |
Тема 3.5. Общие сведения о плоских механизмах, редукторах. Валы и оси | 3.40. . Понятие о теории машин и механизмов. Звено, кинематическая пара, кинематическая цепь. Основные плоские механизмы и низшими и высшими парами. Понятие о валах и осях. Конструктивные элементы валов и осей. Материала валов и осей. Выбор расчетных схем. Расчет валов и осей на прочность и жесткость. Конструктивные и технологические способы повышения выносливости валов | | 2 |
Тема 3.6. Подшипники (конструирование подшипниковых узлов) | 3.41. . Опоры валов и осей. Подшипники скольжения, конструкции, достоинства и недостатки. Область применения. Материалы и смазка подшипников скольжения. Расчет подшипников скольжения на износостойкость | | 2 |
| 3.42. Подшипники качения, устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТ, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения. Краткие сведения о конструировании подшипниковых узлов | | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрены | 0 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 | |
Всего: | 90 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Техническая механика», в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями
3.2.1 Печатные издания
Основные печатные издания
1. Ахметзянов, М. Х. Техническая механика (сопротивление материалов) : учебник для среднего профессионального образования / М. Х. Ахметзянов, И. Б. Лазарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 297 с.
2. Гребенкин, В. З. Техническая механика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. З. Гребенкин, Р. П. Заднепровский, В. А. Летягин ; под редакцией В. З. Гребенкина, Р. П. Заднепровского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 390 с.
3. Журавлев, Е. А. Техническая механика: теоретическая механика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Журавлев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 140 с.
4. Теоретическая механика. Краткий курс : учебник для среднего профессионального образования / В. Д. Бертяев, Л. А. Булатов, А. Г. Митяев, В. Б. Борисевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 168 с.
5. Техническая механика : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Джамай, Е. А. Самойлов, А. И. Станкевич, Т. Ю. Чуркина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 360 с.
6. Техническая механика. Курс лекций», В.П.Олофинская, Москва ИД «Форум-ИНФРА-М», 2015.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Техническая механика : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / А. А. Эрдеди, Н. А. Эрдеди. — М. : Издательский центр «Академия», 2014 — 528 с. Текст: электронный// bask-rb.ru [сайт]. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1655643663&tld=ru&lang=ru&name=%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf&text
2. Техническая механика: учебник для студ. учреждений сред, проф. образования / Л.И.Вереина. — 10-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2015 — 224 с. Текст: электронный // minkgt.ucoz.ru. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1655643663&tld=ru&lang=ru&name=tekhnicheskaja_mekhanika_uchebnik_2015.pdf
3.2.3 Дополнительные источники:
1. Детали машин». И.И. Мархель, Москва «Форум-ИНФРА-М, 2011 г.
2. Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин. – М., 2006.
3. Файн А.М. Сборник задач по теоретической механике. М., 2006.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
З 1.1.06 Назначение и конструктивное устройство узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования | Выбор формы поперечных сечений осуществлен рационально и в соответствии с видом сечений | Текущий контроль в форме практических занятий Экспертная оценка выполнения расчетно-графических работ |
З 1.1.07 Назначение и конструктивные особенности деталей сельскохозяйственных машин и оборудования | Расчет передач выполнен точно и в соответствии с алгоритмом Проектировочный и проверочный расчеты выполнены точно и в соответствии с алгоритмом |
З 1.5.01 Конструктивные особенности, назначение сельскохозяйственного оборудования |
З 2.7.01 Назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов и приборов |
З 2.7.06 Основные механические свойства обрабатываемых материалов |
Уо 01.01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; | Выполнение расчетов на прочность при растяжении и сжатии, срезе и смятии, правильно и в соответствии с алгоритмом | Текущий контроль в форме практических занятий Экспертная оценка выполнения расчетно-графических работ ; |
Уо 01.02 анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; |