Просмотр содержимого документа
«Технические, социальные, психологические, языковые и другие виды барьеров в профессиональной коммуникации»
1 . Технические, социальные, психологические, языковые и другие виды барьеров в профессиональной коммуникации.
2. Задание «Портфолио».
1) преодоление коммуникативных барьеров
При разрешении конфликтной ситуации следует придерживаться следующих психологических правил:
1. Помнить, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживаться многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергать предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постараться взять оба предложения и посмотреть, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознать значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
4. В случае обоюдного раздражения и агрессии необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар", избегать констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентироваться на положительное, лучшее в человеке. Это обязывает и его быть лучше.
6. Предложить собеседнику встать на ваше место. Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
8. Не обвинять и не приписывать только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо от результатов разрешения противоречий стараться не разрушить отношения.
Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=40008&chapterid=9389
3. Упр. «Зато...».
Используя речевые формулы «Зато...», «Именно поэтому…», «Могло бы быть и хуже! Хорошо, что…», «Не очень-то и хотелось, потому что...», «Здорово, ведь теперь...» переведите негатив в позитив: найдите нечто положительное в неприятной ситуации.
Ситуация | Позитив |
По дороге на работу целый час простоял(-а) в пробке. | Зато прослушала всю любимую музыку, даже пела. Давно я так не делала |
Пойду в отпуск не летом, а в ноябре. | Здорово, ведь теперь мой отпуск совпадает с отпуском моего мужа, и мы, наконец-то отправимся отдыхать вместе |
Бухгалтерия что-то напутала и начислила только половину зарплаты. | Могло бы быть и хуже! Могла остаться и без зарплаты. Зато будет перерасчет, и оставшаяся зарплата придет со следующей. Целее будут, и не будет искушения скорее потратить их. |
Опоздал(-а) на собрание трудового коллектива на 30 минут. | Не очень-то и хотелось, потому что всегда, в отличие от других, присутствую на собраниях и даже выступаю с речью. Пусть сегодня поработают без меня! |
Забыл(-а) дома очки, плохо вижу издалека. | Зато выполню все задания дистанционного обучения за компьютером. Не буду никуда ходить |
Отправил(-а) SMS-сообщение: «Завал на работе. Как ты?» – не другу, а начальнику (директору школы). | Здорово, ведь теперь директор узнает, как сильно он нас загружает. Может смягчится и перераспределит обязанности между другими сотрудниками. |
На работе закончился кофе. | Здорово, ведь теперь не будет искушения выпить чашечку. Как известно, кофе увеличивает процесс старения организма. Буду моложе! |
Уснул(-а) в автобусе, проехал(-а) свою остановку и опоздал(-а) на первый урок. | Зато наконец-то выспалась, и не буду клевать носом на следующих уроках |
Встречал(-а) в аэропорту иностранных коллег, их рейс задержали на 3 часа. | Могло бы быть и хуже! Хорошо, что прилетят, ведь могли и отказаться. Затуманенность пройдет и спокойно прилетят. Безопасность превыше всего! А я пока мило побеседую с ребятами – иностранцами, которые тоже ждут свой рейс |
Выступал(-а) с докладом на педсовете, не открылась презентация. | Зато так я учусь выпутываться из трудных ситуаций. Постаралась и выступила отлично, всем понравилось |