СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технические средства обучения верхней и нижней передачи в волейболе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технические средства обучения верхней и нижней передачи в волейболе»

Технические средства обучения верхней и нижней передачи

в волейболе


Основным средством, которое применяют в учебном процессе по волейболу, являются физические упражнения. Они определенным образом сгруппированы по значимости в процессе подготовки. Отправным моментом служит соревновательная деятельность волейболистов и те специфические движения, с помощью которых они ведут борьбу с соперниками. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на соревновательные и тренировочные. В соревновательные упражнения входят двусторонние игры (календарные, контрольные, учебные), упражнения по тактике и технике. Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке, на соревнованиях. При чем приемы техники и тактики осуществляют в игровой обстановке избирательно, в процессе игры, преследуя конкретную цель или произвольно.

Тренировочные упражнения состоят из специальных (подводящие и подготовительные) и общеразвивающих (для развития основных двигательных качеств и совершенствования навыков естественных движений). Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их надежности и эффективности. Главная задача подготовительных упражнений заключается в развитии специальных физических способностей, необходимых в волейболе, и развитии физических качеств в рамках структуры технического приема. Подводящие упражнения направлены непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов в облегченных условиях.

К подводящим относятся имитационные упражнения (выполнение технического приема без мяча). Общеразвивающие упражнения используют для развития основных двигательных качеств и совершенствования жизненно важных двигательных навыков и умения.

Общеразвивающие упражнения являются своеобразной базой для подготовительных, которые, в свою очередь, заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема (подводящие упражнения). Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком к соревновательным упражнениям, которые, будучи построенными в определенной последовательности, способствуют формированию тактических умений. На этой основе изучаются тактические действия и т. д.

Обучение верхним передачам на начальном этапе обучения производится целостным методом, при этом разучивание осуществляется в облегченных условиях. Необходимо создать такие условия, чтобы уже при первых попытках выполнить прием исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния сбивающих факторов. Первостепенное значение здесь имеют подводящие упражнения.

Учитывая специфичность проявления двигательной деятельности при выполнении передач, где неожиданно меняющиеся условия требуют большой вариативности движений в подготовительной фазе, следует подчеркнуть, что в начале обучения целесообразно формировать стабильный двигательный навык в этой фазе. Нужно добиться устойчивости и надежности основного двигательного механизма технического приема его рабочей фазы, доводя движение учащегося в этой фазе до автоматизма, и, напротив, с самого начала обучения не следует образовывать навык путем стабилизации условий, в которых разучивается прием. Таким образом, при обучении передачам речь должна идти не о целостном становлении приема и совершенствовании, а о доведении до автоматизма лишь основного звена.

Создавая у занимающихся представление об изучаемом приеме, необходимо помнить, что внимание занимающихся при первом наблюдении за новым приемом, как правило, бывает направлено на результат действия. Поэтому при первичном показе результат действия должен быть убедительным. Затем нужно указать на то, каким образом достигается этот результат, т. е. на структуру самого движения. При этом нельзя обращать внимание занимающихся сразу на несколько деталей, так же как и нельзя даже последовательно указывать на слишком многие компоненты движений.

Отсутствие большого числа раздражителей и эмоциональной возбужденности при разучивании технического приема способствует концентрации внимания учащихся, что очень важно для успешного овладения новым учебным материалом.

Обучая игровым приемам, тренеру следует помнить, что занимающиеся не могут сразу охватить в своем представлении и до конца осознать все тонкости структуры движения. Поэтому подводящие упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы каждое из них было направлено на решение одной-двух частных задач.

Как только занимающиеся научились правильно выполнять верхнюю передачу в упрощенных условиях, необходимо усложнять упражнения постепенно, приближая их к соревновательным. Если на начальном этапе обучения упражнения на верхней передаче выполняются преимущественно индивидуально, то затем — во взаимодействии с партнерами.

Интерес к занятиям можно повысить, используя соревновательную форму проведения упражнений. Так, при выполнении верхних передач индивидуально, парами или в другом построении перед занимающимися ставят задачу — как можно дольше держать мяч в воздухе, не уронив его на площадку.

По мере овладения верхней передачей необходимо знакомить занимающихся с ее тактическим содержанием. Преподаватель последовательно, с нарастающей сложностью ставит перед занимающимися тактические задачи, сначала указывая пути достижения цели, затем постепенно предоставляя все большую самостоятельность в решении тактических задач. Изучение правил игры должно проводиться параллельно с обучением техническим приемам на учебных занятиях преимущественно в условиях учебной игры, которой отводится 30—40 % учебного времени при обучении верхней передаче.

Приступая к разучиванию новых игровых приемов, не следует сразу же говорить занимающимся о возможных и наиболее часто встречающихся ошибках. Обычно учащиеся чаще всего повторяют именно их, поэтому качество показа должно быть очень хорошим.

На этапе начального обучения технике неизбежны ошибки, определенным образом связанные между собой. Для классификации ошибок необходимо, прежде всего, констатировать их реальные отклонения от существующей модели. Ошибки, которые ведут к нарушению кинематической структуры двигательного действия, обычно возникают в результате недостаточного уровня развития координации движений, гибкости, силовых качеств, быстроты реакции. К примеру, низкий уровень развития силы мышц пальцев и кистей рук не позволяет качественно выполнить длинную верхнюю передачу, а недостаточное развитие быстроты реакции и быстроты перемещений ведет к несвоевременному выходу под мяч, неправильному исходному положению перед выполнением передачи и как итог — к некачественному выполнению технического приема.

Ошибки, при которых нарушается кинематическая структура технического приема, возникают чаще всего от недостаточно полной или неточной информации, что создает неверное представление о выполняемых движениях.

Предупреждение и исправление возникающих ошибок осуществляются в различных направлениях. Во-первых, повышением уровня развития специальных физических качеств. Во-вторых, использованием облегченных условий специальных упражнений. В-третьих, дополнительным разъяснением техники выполнения как всего приема, так и отдельных его элементов.

Большое значение имеет повторное использование средств наглядности. Тренеру следует настойчиво добиваться правильного выполнения дополнительных попыток тех элементов приема, которыми слабо владеют занимающиеся.

Рекомендуется в этой связи сосредоточить внимание занимающихся на отдельных элементах или моментах выполняемого упражнения. Целесообразно также дополнительно использовать методы и средства пространственных ориентировок для самоконтроля занимающихся, для повышения их сознательности и активности в процессе обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!