Методическая разработка по производственному обучению
«Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления автомобиля»
Профессия: 19063.01 Автомеханик
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по производственному обучению по программе: ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», по теме: «Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления автомобиля»
Занятие разработано с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
1. Презентация к занятию (Приложение №1)
2.Интрукционно-технологическая карта (Приложение №2)
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной практики при ТО ходовой части и рулевого управления.
Занятие обеспечено в полном объёме дидактическими средствами обучения и оборудованием.
ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
В ходе занятия у обучающихся формируются профессиональные компетенции:
ПК 1.1 Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2 Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3 Разбирать и собирать агрегаты автомобиля и устранять неисправности
ПК 1.4 Оформлять техническую документацию по техническому обслуживанию
Общие компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Тема занятия: Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления.
Тип занятия: формирования и совершенствования умений и навыков.
Цель занятия:
Обучающая: сформировать профессиональные компетенции по выявлению неисправностей и их устранению в узлах ходовой части и рулевого управления.
Развивающая: научить применять теоретические знания на практике. Развивать умение рационально распределять время для выполнения упражнений. Развивать у обучающихся навыки самостоятельного выполнения по техническому обслуживанию ходовой части и рулевого управления.
Воспитательная: соблюдать охрану труда, формирование нравственных качеств, чувства долга ответственности, умение работать в коллективе, бережно относиться к инструментам, оборудованию.
Задачи:
- сформировать знания и отработать умения и навыки, обучающихся по диагностированию и ремонту ходовой части и рулевого управления.
Материально – техническое и дидактическое обеспечение занятия:
Оборудование: Передняя балка автомобиля ВАЗ – 2101(07) в сборе с рулевыми тягами, продольной и поперечной.
Инструмент и приспособления: слесарный инструмент автослесаря.
ТСО: телевизор, мультимедийная презентация, технологическая карта занятия.
Применяемый материал: смазочный, прокладочный материал.
Межпредметные связи: «Материаловедение», «Слесарное дело», «Допуски и посадки, технические измерения», «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Охрана труда».
Ход занятия:
1. Организационная часть.
- проверка присутствия обучающихся
2. Вводный инструктаж.
2.1 Тема занятия: «Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления».
Цель занятия: Отработка навыков при выполнении работ по ремонту деталей и узлов рулевого управления. (Дать возможность обучающимся самим сформулировать цель занятия, опираясь на тему занятия и полученные ранее знания на занятиях теоретического обучения)
2.2 Актуализация опорных знаний:
Для актуализации опорных знаний по охране труда и по теме: «Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления» проводится тестирование.
2.3 Объяснение нового материала
Сообщить тему и цель занятия.
Мотивация: ходовая часть и рулевое управление автомобиля подвержены наибольшему износу, так как постоянно испытывает значительные нагрузки. Исправная ходовая часть и рулевое управление позволяют владельцу автомобиля эксплуатировать его с полной отдачей, обеспечивая быструю окупаемость вложений в приобретение техники. Однако если возникшие проблемы в ходовой и рулевой части вовремя не устранить, ущерб от поломки окажется гораздо больше, чем затраты на своевременный ремонт.
Стоит регулярно проводить диагностику ходовой части и рулевого управления, выявлять и устранять ее неполадки. Сделанный вовремя ремонт подвески и рулевого обеспечит надежную работу всех его узлов, хорошую маневренность и устойчивость, а также безопасность.
На сегодняшнем занятии нам предстоит не только научиться выявлять неисправности ходовой части и рулевого управления, а также устранять выявленные неисправности. Нужно быть внимательными и вспомнить знания из теоретического курса.
Вопрос обучающим: Как вы сформулируете цель сегодняшнего занятия? (отработать навыки по выявлению и устранению неисправностей ходовой части и рулевого управления).
Обратить внимание учащихся на узлы и агрегаты ходовой части и рулевого управления.
Вопрос: С помощью каких элементов рулевого управления осуществляется поворот колеса? (продемонстрировать эти элементы на препарированном агрегате передней подвески).
Проработать технологию демонтажа рулевой тяги и восстановления рулевых наконечников согласно технологической карты. Подобрать с учащимися требуемый инструмент для технологического процесса, визуально продиагностировать инструмент, чтобы он был в надлежащем состоянии.
Во время демонстрации приемов и операций по выполнению работ обратить внимание и предупредить о возможных ошибках, которые могут быть допущены:
а) не рациональное использование инструмента.
б) демонтаж рулевого наконечника с цапфы.
Обратить внимание на приемы самоконтроля во время межоперационных работ, следовать согласно технологической карты.
Для выполнения задания разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
Провести инструктаж по охране труда и санитарной гигиене.
2.5 Закрепление нового материала
Вызвать одного из учащихся для совместного осуществления данной работы с мастером, согласно технологической карте.
Сообщение критериев оценок, выдача заданий.
Подведение итогов вводного инструктажа.
III. Текущий инструктаж:
- Проверить содержание рабочих мест, их организацию.
- Проверка правильности выполнения приемов, данного вида работы.
- Проверка правильности соблюдения технологической последовательности.
- Проверка правильности ведения самоконтроля.
- Проверка соблюдения правил охраны труда.
IV. Заключительный инструктаж
- Итоги занятия.
- Указать на допущенные ошибки, разобрать причины их возникновения.
- Сообщить и прокомментировать оценки за работу.
Разработал: мастер п/о Евтых А.Ш.