1. Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для учащихся седьмых классов составлена на основе с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования и «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов, более того одним из заданий по английскому языку как в ЕГЭ, так и в ОГЭ (ГИА) является написание личного письмав ответ на письмо "англоговорящего друга по переписке", где проверяются коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности, мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке. В практике обучения английскому языку письмо используется не только как средство, но и как цель обучения, т. е. овладение принципами построения письменного высказывания на английском языке, выработка соответствующих умений и навыков свободно и правильно выражать мысли на английском языке в письменной форме.
Новизна данной программы заключается в следующем:
применение в обучении творческого подхода, который позволяет развить умения свободной письменной коммуникации, не опосредованной переводом;
использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
комплексный подход к обучению, который позволяет развить не только умения в письменной речи, но и саму логику изложения и идейное мышление, что важно для развития аргументированного изложения мысли по всем предметам.
Это подтверждает актуальность развития критического мышления у современных школьников. Более того, разнообразие тем развивает межпредметные связи и формирует универсальные учебные действия. Это педагогически целесообразно, так как ведет к собственному пониманию школьником предметного содержания обучения.
Цели курса:
1. Познакомить учащихся с видами личного письма на бумаге в англоязычных странах, его структурой и стилистическими особенностями в отличие от письма на русском языке.
2. Продолжить формировать умения и навыки учащихся выражать свои мысли в письменной речи (на бумаге и в Интернете).
3. Снять психологические трудности при подготовке к государственной итоговой аттестации.
4. Формировать знания и умения, которые пригодятся учащимся в повседневной жизни на уроках, а также в будущей взрослой жизни при общении с коллегами/партнёрами по работе в нашей стране и за ее пределами.
Для достижения данных целей программа ставит следующие задачи:
Обучить школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний.
Расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи программой предусмотрена работа обучающихся над письменными проектами, основанными на предложенных в программе идеях, темах, сюжетах повседневной жизни.
Помочь учащимся в построении грамматических структур на иностранном языке «напрямую», избегая проведения аналогий и переводов с родного языка. В рамках поставленной задачи в программе содержится целый ряд устных и письменных упражнений, направленных на отработку грамматических оборотов английского языка в употребляемом в повседневной жизни словарном контексте.
Формулировать идею и развитие темы
Учитывать ситуацию общения: куда, кому и с какой целью пишется текст
Использовать соответствующий стиль речи
Использовать соответствующие письменные формулы речевого этикета
Метапредметные задачи:
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
Развить у учащихся критическое мышление.
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма) и сравнить их с аналогичными структурами в русском языке.
Развить навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем.
Развить навыки быстрой письменной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в письме.
Развить у учащихся навык самооценки выполненной работы для формирования дальнейшего стимула к изучению искусства письменной речи.
Личностные задачи:
Воспитать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.
Сформировать позицию гражданина мира, понимающего и принимающего особенности социального общежития.
Интегрировать личность в национальную и мировую культуру.
Воспитать уважение к отличительным особенностям жизни в англосаксонских странах, их культуре и традициям и умение к ним адаптироваться.
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Сформировать у учащихся основы гражданской идентичности.
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
2. Общая характеристика программы по английскому языку
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 7 класса, желающих упрочить собственные знания английского языка и принять участие в школьных и городских олимпиадах.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что в современном мире получает совершенно новое развитие письменная речь. Если раньше письменные умения были необходимы, прежде всего, в области формальной и литературной коммуникации, то сегодня письмо становится столь же обыденным элементом повседневной жизни, как и телефонный разговор. Безусловно, это связано с быстрым развитием информационных технологий на фоне усиления международных связей. Половина той информации, обмен которой раньше производился с использованием телефонных звонков, сегодня передается посредством электронной почты и интерактивных систем общения (чаты). Это быстрее, экономичнее и эффективнее, особенно когда речь идет о международной коммуникации. Второй важной проблемой в области изучения английского языка является сложность подготовки школьников к сдаче Государственной Итоговой Аттестации в 9 классе и Единого Государственного Экзамена в 11 классе. При этом желательно внедрение программ адекватной подготовки к формам итоговой аттестации не только на финальном этапе обучения, но и в процессе учебной деятельности на средней и старшей ступенях. Как показали практика первых результатов сдачи ЕГЭ и методические письма, именно раздел письма вызывает сегодня определенные сложности в понимании этого вида речевой деятельности у российских школьников.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера. В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
3. Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании изучения курса учащиеся будут знать:
классификацию писем в зависимости от их содержания
структуру письма определённого характера
рекомендации по написанию письма определённого характера
По окончании изучения курса учащиеся будут уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
применять основные фразы-клише, свойственные письму личного характера;
писать письмо личного и официального характера на английском языке;
писать электронное письмо личного и официального характера;
писать записки и открытки различного типа (поздравительные, памятные, приветственные, пригласительные и пр.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Курс способствует овладению одним из основных видов речевой деятельности на английском языке – письменной речь.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов письма в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия: умение представить зрителям собственные работы, в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
4. Содержание программы
Курс строится по коммуникативно - тематическому принципу, из нескольких разделов, которые весьма отличаются друг от друга по объему, методам обучения (лекции, беседы, рекомендации и т. д. ), заданиям. После каждого раздела обучающимся предлагаются творческие задания для закрепления пройденного материала. Основные усилия направлены на развитие умений учащихся в связной письменной речи в таких жанрах, как развернутые личные письма, официальные письма, анкеты, автобиография (в форме CV , принятой в англоговорящих странах) и др. В процессе изучения каждой темы учащиеся знакомятся с общими правилами написания писем и отдельно по каждой теме прорабатывают материал. Учащиеся имеют возможность познакомиться с образцами написания того или иного вида письма и после этого самостоятельно выполнить то же самое задание. Тем самым повышается доля самостоятельной работы учащихся.
Спецификой внеурочной деятельности «Техника английского письма» является обеспечение коммуникативного и социально - культурного развития личности обучаемого, его подготовка к межкультурному общению, а также развития самообразовательного потенциала для удовлетворения своих личностных интересов в изучении иностранного языка в тех или иных сферах общения, областях знания. Предлагаемый курс способствует постепенному, поэтапному формированию умений и навыков письменной речи. Стили, жанры и виды письменных высказываний предъявляются поэтапно так, чтобы ученики могли проработать мельчайшие приемы и технологии написания разнообразных письменных текстов.
Каждое занятие строится по определенному алгоритму и плану, в полном соответствии с основными методическими принципами преподавания английского языка в школе:
сознательности и активности,
постоянного речевого взаимодействия,
сочетания репродуктивных и продуктивных видов речевой деятельности,
наглядности,
последовательности,
посильности,
прочности,
научности,
доступности.
Согласно основным идеям и положениями ФГОС второго поколения, основной подход, используемый при обучении – системно-деятельностный, личностно-ориентированный. Обязательным требованием является формирование у учащихся понимания предметного содержания деятельности, а также формирование навыков самооценки и самоконтроля.
Методы и приёмы обучения
Организация учебного процесса строится на использовании коммуникативно- когнитивного подхода:
- учащиеся осознают систему средств, необходимых для передачи значимой информации;
- учебные материалы и задания поощряют стремления учащихся рефлектировать опыт овладения языком.
Процесс обучения по данному курсу предполагает использование различных приёмов и форм организации речевой деятельности учащихся:
изучение писем- образцов;
ознакомление со структурой письма;
написание письма по образцу/ без опоры на образец; презентация, анализ, обсуждение.
Занятия подразумевают творческие формы работы: диспуты, дискуссии, обсуждение проблематик в группе. По итогам разделов учащимся даются работы для самостоятельного оценивания своих знаний, а также презентации выполненных письменных сочинений с последующим обсуждением слушающими сильных и слабых сторон работы для развития у учащихся адекватного восприятия иной точки зрения, уважения к чужому мнению, мотивации к дальнейшему изучению языка.
Основной формой организации учебного процесса является классно- урочная, при этом можно варьировать режимы организации работы. Индивидуальная работа может быть широко использована наряду с работой в группах, в паре и с целым классом.
Объекты контроля
Лингвистическая компетентность ( знание новой лексики в объёме 250 л.е., грамматики, орфографии, пунктуации)
Речевая компетентность ( владение навыками письменной речи)
Социолингвистическая компетентность ( владение основными фразами- клише, свойственными письму личного характера)
Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме репродуктивных заданий, письменных творческих работ, написание письма личного характера по образцу / без опоры на образец.
Занятия проходят в кабинете английского языка, оснащенном следующим необходимым оборудованием: телевизор, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), компьютер, принтер.
В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность по английскому языку «Путешествие в страну изучаемого языка» в 7 «А» классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 70 часов. С учетом выходных и праздничных дней, на основании Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней» программа будет реализована полностью в количестве 68 часов (2 часа выпадают на праздничный день 01.05.19)
Содержание программного материала
№ п\п | Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
1 | Общее понятие о написании письма | Изучение целей, форм и стилей личного письма, критерий его оценивания | 8 |
2 | Грамматические аспекты | Изучение видов вопросов: общих, альтернативных, специальных и разделительных. Слова-связки. | 9 |
3 | Личное письмо другу | Изучение писем образцов по темам: семья, досуг, школа, друзья. Творческая практическая работа по написанию ответов и обсуждение полученных результатов. | 11 |
4 | Электронное письмо | Изучение эл. писем образцов по темам: хобби, спорт, праздники. Творческая практическая работа по написанию ответов и обсуждение полученных результатов. | 8 |
5 | Приглашения и поздравления | Изучение писем и открыток приглашения и поздравления. Творческая практическая работа по написанию писем и открыток приглашения и поздравления и обсуждение полученных результатов. | 13 |
6 | Официальное письмо | Знакомство с нормами, структурой и языковым оформлением официального стиля письма. Изучение пассивных конструкций в Present /Past Simple Passive, Present Continuous Passive, Present/Pat Perfect Passive. Изучение образцов письма запросов дополнительной информации и практика его написания. Обсуждение полученных результатов. | 11 |
7 | Консолидация знаний | Применение полученных навыков в написании писем официального и неофициального стиля на различные темы. Практика написания открыток. | 8 |
ИТОГО | 68 часов |
5. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
Разделы | Основные виды речевой деятельности | Формы занятий |
Общее понятие о написании письма (8 часов) | Письменная речь: освоение личного багажа языковых и грамматических средств по теме для выражения своих мыслей в письме. Овладение фразеологическими единицами, словами-связками для построения логически связанной письменной речи. Чтение: освоение умения анализировать структуру, форму и стиль письма; развитие умения систематизировать, обобщать полученную информацию; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение. | - учебные; - практические, творческие занятия; - дискуссии; - самопрезентации. |
Грамматические аспекты (9 часов) |
Личное письмо другу (11 часов) |
Электронное письмо (8 часов) |
Приглашения и поздравления (13 часов) |
Официальное письмо (11 часов) |
Консолидация знаний (8 часов) |
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
Тема № 1. Общее понятие о написании личного письма | 8 часов |
1 | 05.09 | Цели и формы личного письменного общения | 1 |
2 | 05.09 | Критерии оценки написания письма | 1 |
3 | 12.09 | Стили личного письма | 1 |
4 | 12.09 | Письмо личного характера | 1 |
5 | 19.09 | Структура, объем и особенности личного письма | 1 |
6 | 19.09 | Цели и формы официального письма | |
7 | 26.09 | Особенности структуры и языка (лексики и грамматики) официального письма | 1 |
8 | 26.09 | Особенности структуры и языка (лексики и грамматики) официального письма | 1 |
Тема № 2. Грамматические аспекты | 9 часов |
9 | 03.10 | Учимся задавать вопросы, виды вопросов | 1 |
10 | 03.10 | Учимся задавать вопросы, виды вопросов | 1 |
11 | 10.10 | Общие и альтернативные вопросы | 1 |
12 | 10.10 | Общие и альтернативные вопросы | 1 |
13 | 17.10 | Специальные вопросы | 1 |
14 | 17.10 | Специальные вопросы | 1 |
15 | 24.10 | Разделительные вопросы | 1 |
16 | 24.10 | Разделительные вопросы | 1 |
17 | 07.11 | Особенности употребления в письме слов-связок | 1 |
Тема № 3. Личное письмо другу | 11 часов |
18 | 07.11 | Изучение писем образцов. По теме «Семья» | 1 |
19 | 14.11 | Изучение писем образцов. По теме «Досуг» | 1 |
20 | 14.11 | Изучение писем образцов. По теме «Досуг» | 1 |
21 | 21.11 | Изучение писем образцов. По теме «Школа» | 2 |
22 | 28.11 | Изучение писем образцов. По теме «Друзья» | 2 |
23 | 05.12 | Написание ответов на письма образцы по пройденным темам. | 1 |
24 | 05.12 | Написание ответов на письма образцы по пройденным темам. | 1 |
25 | 12.12 | Обсуждение написанных писем. | 1 |
26 | 12.12 | Типичные ошибки | 1 |
| | Тема № 4. Электронное письмо | 8 часов |
27 | 19.12 | Электронное личное письмо | 1 |
28 | 19.12 | Изучение писем образцов электронных писем. По теме «Хобби» | 1 |
29 | 26.12 | Изучение писем образцов электронных писем. По теме «Спорт» | 1 |
30 | 26.12 | Изучение писем образцов электронных писем. По теме «Спорт» | 1 |
31 | 16.01 | Изучение писем образцов электронных писем. По теме «Праздники» | 1 |
32 | 16.01 | Написание ответов на электронное письмо по изученным темам. | 1 |
33 | 23.01 | Обсуждение написанных писем. | 1 |
34 | 23.01 | Типичные ошибки | 1 |
Тема № 5. Приглашения и поздравления | 13 часов |
35 | 30.01 | Написание письма приглашения, особенности, сруктура | 1 |
36 | 30.01 | Изучение писем образцов приглашения. | 1 |
37 | 06.02 | Изучение писем образцов приглашения. | 1 |
38 | 06.02 | Написание письма с целью пригласить друга на торжество. | 1 |
39 | 13.02 | Обсуждение написанных писем приглашения. | 1 |
40 | 13.02 | Типичные ошибки | 1 |
41 | 20.02 | Написание письма поздравления, особенности, структура | 1 |
42 | 20.02 | Изучение образцов писем поздравления | 1 |
43 | 27.02 | Написание письма с целью поздравить друга с важным событием его жизни. | 1 |
44 | 27.02 | Обсуждение написанных писем поздравления | 1 |
45 | 06.03 | Написание открыток приглашения и поздравления | 1 |
46 | 06.03 | Практическое занятие по написанию открыток приглашения и поздравления | 1 |
47 | 13.03 | Обсуждение написанных писем и открыток. | 1 |
Тема № 6. Официальное письмо | 11 часов |
48 | 13.03 | Нормы, структура и язык официального письма | 1 |
49 | 20.03 | Пассивные структуры | 1 |
50 | 20.03 | Present /Past Simple Passive | 1 |
51 | 03.04 | Present Continuous Passive | 1 |
52 | 03.04 | Present/Pat Perfect Passive | 1 |
53 | 10.04 | Изучение образцов официального письма-запроса | 1 |
54 | 10.04 | Работа с текстами официальных писем | 1 |
55 | 17.04 | Написание письма-запроса дополнительной инфор-мации | 1 |
56 | 17.04 | Написание электронного письма-запроса дополнитель-ной информации | 1 |
57 | 24.04 | Обсуждение написанных официальных писем. | 1 |
58 | 24.04 | Типичные ошибки | 1 |
Тема № 7. Консолидация знаний | 8 часов |
59 | 08.05 | Письмо другу о своих планах и намерениях в связи с предстоящей поездкой (100-120 слов). | 1 |
60 | 08.05 | Открытка другу с приглашением совершить поездку вместе на каникулах | 1 |
61 | 15.05 | Письмо другу с описанием своего дня рождения (70-100 слов). | 1 |
62 | 15.05 | Открытка другу с поздравлением успешного окончания школы | 1 |
63 | 22.05 | Письмо к другу с описанием проведения каникул (100-130 слов). | 1 |
64 | 22.05 | Официальное письмо в летний лагерь с целью запросить дополнительную информацию | 1 |
65 | 29.05 | Итоговое занятие. Викторина | 1 |
66 | 29.05 | Итоговое занятие. Викторина | 1 |
Описание учебно-методического и материально технического обеспечения
Список литературы
Материаласайта http:// www. englishteachers.ru
Баранов Ю.Ю. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. – Просвещение, 2013. – 96 с. – (работаем по новым стандартам).
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Информационно-коммуникативные средства:
- компьютер для презентаций;
- принтер для распечатки материала.
Интернет ресурсы:
Материалы газеты English http://eng.1september.ru
Материала сайта фестиваля открытых педагогических идей http://festival.1september.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» от 29.08.2018 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко от 30.08.2017 |