СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника безопасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник инструкций по технике безопасности для столярной мастерской

Просмотр содержимого документа
«выжигание»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

________ Е.Б. Дубровская


УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

__________ Н.И. Кострикина




ИНСТРУКЦИЯ №7


при выжигании по дереву


  1. Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.

  2. Работать только исправленным прибором.

  3. При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.

  4. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.

  5. Следует оберегать руки и одежду от прикосновений раскалённого пера.

  6. Не оставлять без присмотра прибор, включённым в сеть.

  7. После окончания работы прибор отключать от электрической сети.

  8. При работе необходимо проветривать помещение.



Просмотр содержимого документа
«долбление»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

________ Е.Б. Дубровская


УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

__________ Н.И. Кострикина




ИНСТРУКЦИЯ №6


по ТБ при долблении древесины


  1. Надёжно закрепляй заготовку на верстаке.

  2. Не придерживай заготовку рукой впереди лезвия стамески во время обработки материала.

  3. Запрещается резание стамесками с упором детали в грудь или при расположении детали на коленях.

  4. Во время работы пользуйся защитными очками.

  5. Пользоваться следует острыми, хорошо заточенными долотами и стамесками; ручки на них должны быть прямо и плотно насажены, на деревянных ручках долот должны быть надеты стальные кольца.

  6. Не класть долота и стамески на верстаки лезвиями к себе; режущий инструмент, подготовленный для работы, следует укладывать в специальном лотке, фасками вниз.

  7. Не укладывать на верстаке режущий инструмент близко к краю верстака или так, чтобы он свешивался за край крышки верстака.

  8. При зачистке поверхности гнёзд, пазов и проушин, при снятии фасок стамеску следует держать двумя руками.

  9. Нельзя забивать долото глубоко в гнездо – лишний материал надо своевременно удалять.



Характер практических заданий для учащихся


1. Ознакомиться с операциями долбления древесины и резания стамесками.

2. Ознакомиться с долотом и стамеской и их применением.

3. Разобрать приемы долбления гнезд и проушин, приемы резания стамеской.

4. Изучить правила техники безопасности при работе долотом и стамеской.



Просмотр содержимого документа
«пиление»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

________ Е.Б. Дубровская


УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

__________ Н.И. Кострикина




ИНСТРУКЦИЯ №4


по ТБ при пилении древесины.


  • Располагать пилу на верстаке надо так, чтобы зубья полотна были направлены в сторону от ученика. Пила не должна свешиваться с верстака.

  • Чтобы не пораниться, переносить пилу с места на место надо в опущенной руке, зубьями к себе.

  • Пилить надо плавно, ровно и спокойно, нельзя нажимать на пилу.

  • Необходимо прочно зажимать обрабатываемый материал в тисках верстака или другими способами.

  • При пилении в стусле, оно должно быть надёжно закреплено на верстаке так, чтобы во время работы оно не двигалось.

  • Заготовку необходимо прижимать при пилении к стенке стусла, чтобы пропил был ровный, а пила не зажималась.

  • Пользоваться можно только исправными, хорошо заточенными пилами, с правильно разведёнными зубьями. Пилами затупленными пользоваться нельзя. Начиная пилить, надо обязательно пользоваться направителем.

  • Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна пилы.

  • Осторожно заканчивайте пиление. Никогда не оставляйте пилу в пропиле.

  • Не отвлекайтесь при работе, не уходите с рабочего места без разрешения учителя.



Характер практических заданий для учащихся


1. Разобрать элементы зуба полотна пилы (высота, шаг, пазуха и др.).

2. Ознакомиться с профилями и величиной зубьев пильного полотна; применение различных типов пил для продольного, поперечного и смешанного пиления.

3. Ознакомиться с ручными инструментами, применяемыми для пиления: лучковые пилы, ножовки, наградки и другие, их устройством и назначением.

4. Практически освоить основные способы и приемы пиления древесины в зависимости от расположения обрабатываемого материала:

а) горизонтальное вдоль волокон;

б) вертикальное вдоль волокон

в) горизонтальное поперек волокон.

5. Изучать правила техники безопасности при пилении древесины.


Просмотр содержимого документа
«ручная»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

________ Е.Б. Дубровская


УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

__________ Н.И. Кострикина




ИНСТРУКЦИЯ №1

по охране труда при ручной обработке древесины


Опасности в работе


  1. Травмирование рук при работе, неисправным инструментом.

  2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.


До начала работы


  1. Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или кепку). Тщательно подберите волосы.

  2. Проверьте наличие инвентаря (щётка-смётка, совок), исправность верстака (тиски, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

  3. Разложите на верстаке инструменты индивидуального использования в порядке установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.


Во время работы


  1. Надёжно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

  2. Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используй инструмент только по назначению.

  3. Работай лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надёжно закреплено в щаховках, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.

  4. Работайте строгальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вырезку (зензубель, калёвка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщеплённые части стругов немедленно заменяйте. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.

  1. Технологические операции (пиление, обтёсывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.

  2. Не допускайте захламленности верстака отходами.

  3. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приёмами работе.

  4. Приготовляйте и разогревайте клей только под наблюдением учителя в изолированном от мастерской и хорошо проветриваемом помещении.

  5. Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской
    открытым огнём и электрообогревателями.

  6. Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.

  7. Очищайте струги (рубанок, фуганок, шерхебель) от стружек деревянными клиньями.

  8. В случае порчи инструмента во время работы немедленно заменить его.


После окончания работы


  1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.

  2. Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.

  3. Уберите своё рабочее место, пользуясь щёткой-смёткой, не сдувайте стружку ртом и не сметайте её рукой.

  4. Проверьте состояние и наличие клиньев на верстаке, тиски завинтите до установленного зазора (не более 2-5 мм).

  5. Приведите себя в порядок.


Просмотр содержимого документа
«сверлильный»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

________ Е.Б. Дубровская


УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

__________ Н.И. Кострикина




ИНСТРУКЦИЯ №3


по охране труда при работе на сверлильном станке.



ОПАСНОСТИ Б РАБОТЕ


  1. Ранение глаз при отлетающей стружкой при свержении детали.

  2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.


ДО НАЛЧАЛА РАБОТЫ


  1. Правильно наденьте спецодежду.

  2. Проверьте надёжность крепления защитного кожуха, ременной передачи.

  3. Надёжно закрепите сверло в патроне.

  4. Проверьте работу станка на холостом ходу.

  5. Прочно закрепите деталь на станке в тисках или кондукторах.

  6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.


ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ


  1. Не пользуйтесь свёрлами с изношенными конусными хвостовиками.

  2. Сверло к детали подавайте плавно без усилий и рывков и только после того как шпиндель станка наберёт полную скорость.

  3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накаливают шилом.

  4. Особое внимание и осторожность проявляются в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.

  5. При сверлении заготовок на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

  6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите сверление в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка;

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной лейкой.

д) не тормозите руками патрон или сверло;

е) не отходите от станка, не включив его.

7. При прекращении подачи электрического тока немедленно нажмите красную кнопку.

8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали после чего выключите электродвигатель.


ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ


  1. После работы на станке удалите стружку со станка с помощью щётки. Не сдувайте стружку ртом и не убирайте её руками.

  2. Отделите станок и сверло от патрона, сдайте станок учителю.

  3. Приведите себя и станок в порядок.


Просмотр содержимого документа
«станочная»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

________ Е.Б. Дубровская


УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

__________ Н.И. Кострикина




ИНСТРУКЦИЯ №2


по охране труда при работе на токарном станке по дереву


1.Общие требования безопасности.


1.1. К самостоятельной работе на токарном станке по дереву допускаются лица в возрасте не моложе 17 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья.

К работе на токарном станке по дереву под руководством учителя допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие ограничений по состоянию здоровья.

1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе на токарном станке возможны влияния на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

- травмирование глаз отлетающей стружкой при работе без защитных очков или защитного экрана;

- ранение рук при прикосновении к вращающейся заготовке, а также при неправильном пользовании резцами;

- травмирование осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины;

- вдыхание древесной пыли;

- неисправность электрооборудования станка и заземления его корпуса.

1.4. При ручной обработке древесины должна использоваться следующая спецодежда: хлопчатобумажные халат или фартук, защитные очки.

1.5. В учебной мастерской должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.6. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения привычных средств пожаротушения. Учебная мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями. Ящиком с песком.

1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструментов прекратить работу и сообщить об этом учителю.

1.8. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


2.Требования безопасности перед началом работы.


2.1. Надеть спецодежду.

2.2. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

2.3. Убедиться в наличии и надёжности крепления защитного кожуха ременной передачи, а также соединения заземления с корпусом станка.

2.4. Проверить отсутствие в заготовке сучков и трещин, надёжно закрепить её в центрах станка.

2.5. Установить подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и надёжно закрепить его в центровой линии заготовки.

2.6. Проверить исправную работу станка на холостом ходу.


3. Требования безопасности во время работы.


3.1. Надеть защитные очки.

3.2. Подачу режущего инструмента к заготовке производить после того, как рабочий вал наберёт полную скорость вращения.

3.3. Рабочий инструмент подавать к заготовке плавно, без сильного нажима.

3.4. Своевременно пододвигать подручник к обрабатываемой детали. Не допускать увеличения зазора более 2-3 мм.

3.5. Не наклонять голову близко к вращающейся детали или инструменту.

3.6. Не передавать и не принимать какие-либо вещи через работающий станок.

3.7. Замерять обрабатываемую деталь только после полной остановки её вращения.

3.8. Не останавливать станок путём торможения рукой вращающейся детали.

3.9. Не оставлять работающий станок без присмотра.


4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.


4.1. При возникновении неисправности в работе станка, затуплении режущего инструмента, а также при неисправности заземления корпуса станка прекратить работу, отвести инструмент от обрабатываемой детали и сообщить об этом учителю.

4.2. При загорании электрооборудования станка, немедленно выключить станок и приступить к тушению очага возгорания углекислотным, порошковым огнетушителем или песком.

4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить в ближайшее лечебное заведение и сообщить об этом администрации учреждения.


5. Требования безопасности по окончании работы.


5.1. Отвести режущий инструмент от обрабатываемой детали и выключить станок. Удалить со станка стружку щёткой, не сдувать стружку ртом и не сметать её рукой.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.


Просмотр содержимого документа
«строгание»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

________ Е.Б. Дубровская


УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора школы

__________ Н.И. Кострикина




ИНСТРУКЦИЯ №5


по ТБ при строгании древесины


  1. Работай только хорошо налаженным и остро наточенным инструментом.

  2. Строгальный инструмент должен иметь гладкие колодки с закруглёнными углами.

  3. Надёжно закрепляй нож рубанка.

  4. Во время строгания одевай защитные очки.

  5. Надёжно закрепляй заготовку в зажимах верстака.

  6. Применяй правильную хватку инструментов в процессе работы, держи его двумя руками.

  7. Не ставить строгальный инструмент на подошву, чтобы не повредить лезвия железки, а класть его на бок подошвой от себя. Железки держать также лезвиями от себя, чтобы не порезать рук.

  8. Не отвлекайся при работе.

  9. При строгании деталей с сучками надо соблюдать особую осторожность, нож инструмента выпускать очень незначительно.

  10. Только на исправном верстаке можно правильно выполнять столярные работы.

  11. Работать на верстаке надо аккуратно, бережно относиться к своему рабочему месту.

  12. Нельзя очень туго закручивать винты у зажимов и сильно забивать клинья.

  13. Нельзя стучать по верстачной доске и зажимам.

  14. При работе пользуйся подкладной доской.



Характер практических заданий для учащихся

1. Разобрать основные виды резания в зависимости от направления волокон: вдоль волокон, поперек волокон и в торец.

2. Ознакомиться со строгальными инструментами: шерхебелями, рубанками, фуганками и другими, их устройством, особенностями применения и подготовкой к работе (заточка и наладка).

3. Ознакомиться с приемами строгания древесины различными строгальными инструментами и последовательностью строгания.

4. Приемы контроля правильности простроганных поверхностей: на глаз, на просвет, с применением линеек и угольников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!