Цель: повторить правила техники безопасности; Изучение основ робототехники, объяснение, что такое робот, рассмотрение разновидностей роботов и области их применения. Ознакомление с техническими достижениями человечества.
Цель:
1) Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;
2) Метапредметные: умение анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую систему;
3) Предметные: общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи;
Задачи:
- Образовательная: объяснить, что такое робот, рассмотреть разновидности роботов и области их применения.
- Развивающая: развивать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
- Воспитательная: воспитывать стремление к творчеству, к поиску новых рациональных приемов труда, к внедрению теории в практику.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих, сообщение темы и целей урока. Требования к уроку (общая тетрадь, тонкая тетрадь).
- Изучение нового материала
- Инструктаж по технике безопасности на уроке информатики. Общее положения, презентация. Тест (смотреть приложение)
- Новая тема
Сегодня на уроке мы пройдем такую тему как «Общие сведения о системах счисления».
Кто-нибудь может предположить, что такое «Система счисления»?
Итак, Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Знаки, с помощью которых записываются числа, называются цифрами, а их совокупность — алфавитом системы счисления.
Итак, системы счисления бывают позиционными и непозиционными.
В непозиционных системах счисления значение цифры не зависит от ее места в числе. Например, римская сс: I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000.
В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее места в числе. Например, арабская сс (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Ее так же называют десятичной системой счисления.
Основные достоинства любой позиционной системы счисления — простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов, необходимых для записи любых чисел.
Алфавит системы счисления – совокупность символов, используемых в данной системе счисления.
Основание системы счисления – количество цифр, используемых в данной системе счисления.
Разряд – номер позиции в числе. Нумеруются справа налево, начиная с нуля.
Вес разряда – число, равное основанию системы счисления в степени номера разряда.
В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:

Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» i-то разряда.
Сейчас научимся, переводит из одной системы счисления в десятичную систему счисления.
Нужно найти сумму произведений содержимого разряда на вес этого разряда в системе счисления с основанием n.
Примеры:
1) 1001112=
1*20+1*21+1*22+0*23+0*24+1*25=1+2+4+32 = 3910
2) 101101102 = (1·27)+(0·26)+(1·25)+(1·24)+(0·23)+(1·22)+(1·21)+(0·20) = 128+32+16+4+2 = 18210
Научимся переводить из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления.