СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника быстрого чтения — реальный путь компетентностного становления личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение является неотъемлемой частью обучения, воспитания, образования и профессиональной практической деятельности человека. Навыками элементарного чтения в детстве и начальной школе овладевают под руководством родителей и учителей. Дальнейшее развитие культуры чтения происходит постепенно, при этом с разной успешностью. Если на какой-либо ступени развития человека, особенно в начале учения, возникают проблемы в чтении, то психический груз этих недочетов человек проносит до конца жизни. В статье представлен успешный опыт применения техники скорочтения Олега Андреева. 

Просмотр содержимого документа
«Техника быстрого чтения — реальный путь компетентностного становления личности.»

Техника быстрого чтения — реальный путь компетентностного становления личности.


Мы живем в постоянно изменяющемся мире, и не можем стоять в стороне от перемен, происходящих не только в технике, науке, на производстве, но и в сознании людей. Каждый из нас должен откликнуться, совершив маленькую революцию в самом себе, преодолев инерцию своего мышления, сложившиеся стереотипы. Техника быстрого чтения — реальный путь решения этой задачи.

Чтение является неотъемлемой частью обучения, воспитания, образования и профессиональной практической деятельности человека. Навыками элементарного чтения в детстве и начальной школе овладевают под руководством родителей и учителей. Дальнейшее развитие культуры чтения происходит постепенно, при этом с разной успешностью. Если на какой-либо ступени развития человека, особенно в начале учения, возникают проблемы в чтении, то психический груз этих недочетов человек проносит до конца жизни.

Несовершенство навыка чтения оказывает воздействие на формирование личности и интеллекта, на интересы и познавательные потребности, духовную сферу человека, на качество его профессиональной деятельности и подготовки. Между тем руководство развитием и совершенствованием чтения пока остается слабоуправляемой зоной. После начальной школы чтению практически нигде не учат.

Можно с уверенностью сказать, что многие проблемы современной педагогики - среднего образования, профессионально-технического образования, вузовской подготовки и производственной педагогики - связаны с отставанием в формировании общих умений читать и учиться. [О.А. Андреев, Техника быстрого чтения. Изд. Феникс, 2003, с. 178.]

Таким образом, перед учителями начальной школой встает ряд задач:

-формирование и закрепление новых навыков умственной деятельности

-формирование умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

-учить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, чтобы воспитывать творцов, созидателей общества

-включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков

-способствовать саморазвитию и самореализации учащихся

Проведенные в Харьковском педагогическом институте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих - только 4%. [О.А. Андреев, Техника быстрого чтения. Изд. Феникс, 2003, с. 15.]


Известный психолог Л.С. Выготский еще в 1931 г. писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения». [Л.С. Выготский., Собрание сочинений. Проблемы развития психики. М., 1983, том 3. стр. 192-193 ]

Данная программа интеллектуального и духовного развития личности создавалась более 30 лет и является результатом исследований и экспериментов научной группы Шко­лы Олега Андреева, основанной в 1970 г. Здесь нашли отражение достижения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики, нейрофизиологии и кибернетики.

Созданная программа является уникальной и не имеет аналогов в отечественной и зарубежной практике. Многие ее упражнения, а также способы и устройства, используемые при обучении, выполнены на уровне изобретений. 30 патентов России на различные способы и устройства обучения защищают приоритет школы.

Основная цель обучающей программы - интеллектуальное и духовное развитие человека как личности. Она обеспечивает: повышение скорости чтения в 5—20 раз, улуч­шение качества усвоения прочитанного, тренировку памяти, развитие внимания и интуиции, значительную активизацию творческих способностей человека, его духовное возрождение и физическое оздоровление.

Сегодняшним ученикам жить и работать в XXI в. Готовиться к этому нужно сегодня. Авторы программы считают, одно из непременных условий продуктивной деятельности в XXI в. - освоение быстрого чтения.

Предлагаемая в книге методика освоения быстрого чтения является первой ступенью комплексной программы интеллектуального развития человека, разработанной научной группой.

Как справедливо отмечают ученые, исследующие процессы умственной деятельности, в школах и институтах всего мира учат знаниям, а не грамматике творческого процесса. Обучающие технологии Школы Олега Андреева решают принципиально иную задачу: обеспечивают формирование и закрепление новых навыков умственной деятельности. [О.А. Андреев, Техника быстрого чтения. Изд. Феникс, 2003, с. 12.]

Новый способ чтения - быстрое чтение — возник в соответствии с лежащей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше.

Быстрое чтение - не напряженный труд, а работа более производительная и эффективная.

Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10—15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знаний, читать нужно все больше и больше.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. [О.А. Андреев, Техника быстрого чтения. Изд. Феникс, 2003, с. 14.]

Особенно велика роль техники чтения в школе.

Изучив и проанализировав материал, предлагаемый школой Олега Андреева, нами были опробованы и применены методы и приёмы повышения техники быстрого чтения. В результате данной работы прослеживается динамика развития познавательных психических процессов, которые в свою очередь способствуют повышению качества знаний и степени обученности учащихся.















предмет

русский язык

математика

чтение

класс

к.з%

ст.об.%

к.з%

ст.об.%

к.з%

ст.об.%

I

35

45

33

44

60

52

II

39

47

35

46

60

54

III

54

52

61

55

80

65

IV

56

52

56

57

96

79











Литература


  1. Андреев О.А., Техника быстрого чтения. Издательство «Феникс», 2003

  2. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Проблемы развития психики. М., 1983, том 3.

  4. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить.

  5. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся. М., 1983.

  6. Психологические и психофизиологические исследования речи / под ред. Т.Н. Ушаковой. М., 1985.

3