СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника пейзаж в ДОУ для детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

žНа развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы. žОдной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное

Просмотр содержимого документа
«Техника пейзаж в ДОУ для детей»

Пейзаж в ДОУ

Пейзаж в ДОУ

На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы. Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное
  • На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.
  • Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное
Методы, которые педагог использует для развития эстетического восприятия и детского творчества. - наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении; - беседа о поэтических образах; - рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; - показ некоторых приемов изображения; - анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.
  • Методы, которые педагог использует для развития эстетического восприятия и детского творчества.
  • - наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении;
  • - беседа о поэтических образах;
  • - рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе;
  • - показ некоторых приемов изображения;
  • - анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.
Наблюдения природы проводятся не только для получении детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т.д. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой, лист одуванчика - с елочкой. Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы об их содержании и различных средствах выразительности.
  • Наблюдения природы проводятся не только для получении детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т.д. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой, лист одуванчика - с елочкой. Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы об их содержании и различных средствах выразительности.
Если художественное произведение небольшое по объему, содержит описание одного конкретного образа или несложной картины природы и беседа о нем занимает немного времени, то она может быть проведена непосредственно на занятии рисованием. Но иногда рисование проводится на основе стихотворения, состоящего из нескольких четверостиший, отражающих различные картины природы. В этом случае познакомить детей со стихотворением целесообразнее в свободное время или на занятии по развитию речи, а на занятии по изобразительности его уже не анализировать, поскольку восприятие поэтического произведения является довольно сильным раздражителем, образующим доминантный очаг возбуждения и вызывающим определенные чувства. Переключение внимания сразу на другую деятельность (рисование) вызывает торможение, которое делает эту деятельность недостаточно продуктивной.
  • Если художественное произведение небольшое по объему, содержит описание одного конкретного образа или несложной картины природы и беседа о нем занимает немного времени, то она может быть проведена непосредственно на занятии рисованием. Но иногда рисование проводится на основе стихотворения, состоящего из нескольких четверостиший, отражающих различные картины природы. В этом случае познакомить детей со стихотворением целесообразнее в свободное время или на занятии по развитию речи, а на занятии по изобразительности его уже не анализировать, поскольку восприятие поэтического произведения является довольно сильным раздражителем, образующим доминантный очаг возбуждения и вызывающим определенные чувства. Переключение внимания сразу на другую деятельность (рисование) вызывает торможение, которое делает эту деятельность недостаточно продуктивной.
С детьми шестого года рекомендуется проводить занятия по рисованию на темы двух произведений, в которых описана природа в одно и то же время года. До занятия целесообразно провести беседу об их содержании и средствах выразительности. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды. Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.
  • С детьми шестого года рекомендуется проводить занятия по рисованию на темы двух произведений, в которых описана природа в одно и то же время года. До занятия целесообразно провести беседу об их содержании и средствах выразительности. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды. Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.
Колористическому решению пейзажа во многом помогают целевые наблюдения природы, рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов. Живописный рисунок, выполненный воспитателем по мотивам какого-либо произведения о природе, также поможет детям понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы. Для развития остроты восприятия насыщенности цвета можно использовать игровые задания: «Найди оттенки цвета на картине», «составь полоски синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа - самая светлая» и т. д. Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: желто-зеленые листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло-зеленая окраска стебелька, нежно - голубые цветы становятся ярче на фоне темно-зеленой травы. Использование этих методов с целью развития детского творчества на основе пейзажной лирики в разных группах имеет свою специфику.
  • Колористическому решению пейзажа во многом помогают целевые наблюдения природы, рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов. Живописный рисунок, выполненный воспитателем по мотивам какого-либо произведения о природе, также поможет детям понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы. Для развития остроты восприятия насыщенности цвета можно использовать игровые задания: «Найди оттенки цвета на картине», «составь полоски синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа - самая светлая» и т. д. Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: желто-зеленые листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло-зеленая окраска стебелька, нежно - голубые цветы становятся ярче на фоне темно-зеленой травы. Использование этих методов с целью развития детского творчества на основе пейзажной лирики в разных группах имеет свою специфику.
Детям пятого года жизни следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие слуха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе. Для работы с детьми этого возраста трудно найти законченные поэтические произведения на темы, которые можно изобразить. Поэтому допустимо выбирать законченные строчки, строфы, в которых описывается доступная детям среднего возраста картина природы. Желательно, чтобы описанный в них образ отличался конкретностью, несложными для изображения признаками.
  • Детям пятого года жизни следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие слуха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе. Для работы с детьми этого возраста трудно найти законченные поэтические произведения на темы, которые можно изобразить. Поэтому допустимо выбирать законченные строчки, строфы, в которых описывается доступная детям среднего возраста картина природы. Желательно, чтобы описанный в них образ отличался конкретностью, несложными для изображения признаками.
Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного ее описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику. Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использовании не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Беседы о поэтических произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных по сравнению с предыдущей группой стихотворений. В старшей группе перед живым наблюдением можно организовать рассматривание иллюстраций к стихотворению, в котором описан определенный пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности.
  • Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного ее описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.
  • Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использовании не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Беседы о поэтических произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных по сравнению с предыдущей группой стихотворений. В старшей группе перед живым наблюдением можно организовать рассматривание иллюстраций к стихотворению, в котором описан определенный пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности.
В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определенной ситуации, направлять на поиск различных вариантов ее исполнения. Первый этап работы над выразительностью рисунка в старшей группе направлен на накапливание ребятами опыта восприятия поэтических строк. Наблюдение рекомендуется максимально приближать к процессу изображения, а в некоторых случаях сочетать оба процесса. Наблюдая природу, дети получают яркие зримые впечатления, которые совпадают с восприятием поэтических образов. А просмотр иллюстраций способствует уяснению приемов передачи выразительного образа художником (цвет, пропорции, расположение в пространстве), о которых в стихотворении говорится обобщенно с помощью метафор, сравнений, эпитетов.
  • В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определенной ситуации, направлять на поиск различных вариантов ее исполнения. Первый этап работы над выразительностью рисунка в старшей группе направлен на накапливание ребятами опыта восприятия поэтических строк. Наблюдение рекомендуется максимально приближать к процессу изображения, а в некоторых случаях сочетать оба процесса. Наблюдая природу, дети получают яркие зримые впечатления, которые совпадают с восприятием поэтических образов. А просмотр иллюстраций способствует уяснению приемов передачи выразительного образа художником (цвет, пропорции, расположение в пространстве), о которых в стихотворении говорится обобщенно с помощью метафор, сравнений, эпитетов.
На втором этапе важно стимулировать более глубокое понимание детьми изобразительного значения поэтического произведения. Некоторые приемы передачи художественной выразительности можно показать: рисование по-разному кроны деревьев, составление красок для получения нежного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе образов, описанных в стихотворении, и так далее.
  • На втором этапе важно стимулировать более глубокое понимание детьми изобразительного значения поэтического произведения. Некоторые приемы передачи художественной выразительности можно показать: рисование по-разному кроны деревьев, составление красок для получения нежного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе образов, описанных в стихотворении, и так далее.
Для развития творчества целесообразно использовать мотивы двух произведений об одном явлении природы, но по-разному представленном в этих стихах. Важно проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах наибольшей выразительности рисунков. Дети уже могут представить картину природы без предварительного наблюдения, лишь на основе художественного описания: поэтическое слово подсказывает необходимые образы пейзажа. В этом возрасте достаточно развиты чуткость к поэтическому слову, умение соотносить картины природы с ее описанием, переносить свои впечатления в рисунок.
  • Для развития творчества целесообразно использовать мотивы двух произведений об одном явлении природы, но по-разному представленном в этих стихах. Важно проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах наибольшей выразительности рисунков. Дети уже могут представить картину природы без предварительного наблюдения, лишь на основе художественного описания: поэтическое слово подсказывает необходимые образы пейзажа. В этом возрасте достаточно развиты чуткость к поэтическому слову, умение соотносить картины природы с ее описанием, переносить свои впечатления в рисунок.
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется проводить рисование пейзажей с натуры, привлекая и к этому процессу лирические произведения. Итак, для развития творческого подхода дошкольников к пейзажному рисованию можно рекомендовать следующие методы и приемы: - наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения; - беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка; - предшествующее наблюдение рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы; - рисование только на основе восприятия поэтического произведения; - рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.
  • С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется проводить рисование пейзажей с натуры, привлекая и к этому процессу лирические произведения. Итак, для развития творческого подхода дошкольников к пейзажному рисованию можно рекомендовать следующие методы и приемы:
  • - наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения;
  • - беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;
  • - предшествующее наблюдение рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;
  • - рисование только на основе восприятия поэтического произведения;
  • - рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.