СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника работы с марионетками по профилактике детской агрессии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

на основе методов работы с марионетками представлен опыт работы по профилактике детской агрессии

Просмотр содержимого документа
«Техника работы с марионетками по профилактике детской агрессии»

Техника «Создай марионетку».

Автор: Энн Блэкуэлл


Техника «Создай марионетку» проста и не требует больших материальных затрат. Когда набор основных фигур уже сформирован, их можно использовать в спонтанной игре в любой момент, когда это потребуется.

Применяя образы 5-10 пальчиковых кукол-марионеток,я использовала обыкновенные мочалки-варежки. Они продаются в виде уток,котов,поросят,лягушат и др., (если вы не умеете шить,то отправляйтесь в магазин). В конце концов выкройки можно скрепить степлером или скотчем. Потом раскрасьте лица кукол восковыми мелками (или карандашами,фломастерами), изображая персонажей разного пола, возраста, расы, находящихся в разных эмоциональных состояниях.

Применение:

В ходе игровой терапии ребенок пытается чаще всего моделировать реальные жизненные ситуации. Например, он может играть в собачью семью, в которой разные персонажи имеют те же характеры, пол, со отношение возрастов, что и члены его семьи. В собачьей семье может оказаться маленький щенок — брат, собака станет бабушкой и т. д.

Большинство специалистов по игровой терапии хорошо представляет себе достоинства работы с пальчиковыми куклами-марионетками. Их использование позволяет детям выражать даже сложные чувства, как гнев, страх, растерянность, грусть, другие переживания, а также мечты и фантазии. Кроме того, психолог получает реальную возможность взаимодействия с ребенком посредством кукол- марионеток.

Рекомендации:

Предложите ребенку изготовить кукол-марионеток и поиграть с ними. Он может сам изобразить лица героев или выбрать из предложенных психологом. Дети в ходе игры выражают самые разные чувства и могут изобразить сцены из своей жизни.

Возможные способы использования марионеток:

I) Попросите ребенка выбрать или самостоятельно создать пальчиковую куклу-марионетку, отражающую то, что он чувствует в данный момент, а потом предложите ему рассказать с помощью игрушки о своем состоянии.

2)Попросите ребенка выбрать или самостоятельно создать марионетку, отражающую то, как он чувствовал бы себя, если бы его кто- то назвал некрасивым, глупым или, наоборот, милым, умным и т. д. ( Предложите ребенку выбрать какую-нибудь марионетку, а затем расскажите, что заставило ее испытывать те или иные чувства. Например, ребенок выбрал марионетку, изображающую старую, плачущую женщину. Психотерапевт говорит, что она плачет, потому что умерла ее любимая собачка. Затем ребенок и психотерапевт меняются ролями.

3)Предложите ребенку выбрать какую-либо марионетку, изображающую знакомого или незнакомого ему человека, и сказать, что оначувствует. Например, попросите ребенка выбрать или самостоятельно создать марионетку, изображающую его маму в тот момент, когда она видит, что ее ребенок что-то разбил дома, а затем предложите ему представить, что она чувствует и что она могла бы сказать.

4)Предложите ребенку выбрать или создать марионетку, изображающую человека в состоянии или обстоятельствах, в которых он был бы наиболее приятен ребенку. Например, попросите ребенка вы брать или создать марионетку, изображающую его сестру, увидев шую ребенка после того, как дядя его наказал. Пусть игрушка скажет то, что ребенку хотелось бы услышать от своей сестры в подобных обстоятельствах.

Пальчиковые куклы-марионетки можно использовать также в ролевой игре, моделируя значимые для ребенка моменты его жизни, например:

  • попросите ребенка выбрать или самостоятельно создать двух марионеток, изображающих обидчика и пострадавшего, а затем придумать, о чем они говорят;

  • попросите ребенка выбрать или самостоятельно создать марионеток, а затем придумать, о чем они говорят, когда один из них видит, что другой избил ребенка; попросите ребенка выбрать или создать двух марионеток, изобра жающих его и вас, а затем составить между ними диалог на любую приглянувшуюся ребенку тему; после поменяйтесь ролями;

-психолог выбирает или создает марионетку, изображающую ребенка, а ребенок — марионетку, изображающую психолога; затем куклы вступают в диалог друг с другом.

Всякий раз, начиная работу с новым клиентом, я предлагаю ему создать набор марионеток, в наибольшей мере отвечающих особен костям его характера и ситуации. У меня всегда имеется запас нерас крашенных кукол, чтобы в случае необходимости предложить их ребенку для работы. Дети часто изъявляют желание изобразить себя, своих родственников, меня, какого-то неприятного или страшного человека и т. д. Если ребенку хочется, я разрешаю ему взять марионеток домой. Я с большим успехом применяю технику «Создай марионетку» как с детьми от двух с половиной лет, так и со взрослыми клиентами.



Использование марионеток (пальчиковых кукол)

для создания образа клиента.


Автор: Кэролин Наркевидж

Применение:
Начало использования психологом марионеток в работе с детьми связано с именем А. Вольтманна ( в 1940-е годы), который применил положительный эффект применения марионеток. Он связан с простотой манипуляции и возможностью спонтанной экспрессии. Игра с марионетками активизирует воображение и увлекает ребенка. В то же время она является для него психологически безопасным видом деятельности (1968). Дети отождествляют себя с персонажами игры, что позволяет им проецировать на них свои чувства и межличностные конфликты. Таким образом, они могут выражать переживаемое ими состояние дистресса и другие сложные чувства, не выражая их в словах.В свою очередь психолог, используя марионеток в процессе совместной игры с ребенком, может обеспечить ему обратную связь и осуществить коррекцию его состояния.

Рекомендации:

Многие дети без каких-либо подсказок проявляют интерес к игре с марионетками и легко выражают с их помощью свои чувства. Однако некоторые дети на начальных этапах психотерапии очень скованны и осторожны, что избегают раскрывать свои перг живания в какой бы то ни было форме. Такие дети напряженно сидят в кабинете психолога, не смотрят в глаза собеседнику и никак не реагируют на попытки психолога начать диалог. Бывает, что ребенок настолько зажат, что избегает вступать в контакт даже тогда, когда психолог пытается вовлечь его в игру. Тогда можно применить методику под названием «Найти ма рионетку», предназначенную для преодоления защитных тенденций ребенка: психотерапевт прячет марионетку в мешок и просит ребенка помочь ему вытащить «испуганного человечка» наружу.

Психолог может и иначе отвлечь внимание клиента и включить пострадавшего от агрессии ребенка в творческую работу: для этого необходимо фасилитировать перенос ребенком своих чувств на марионетку Например, психолог при виде ребенка, находящегося в сильной тревоге и обиде, достает марионетку и говорит, что эта игрушка чем-то напугана и кем-то обижена. Он утешает ее.

Следующим шагом может быть предложение ребенку сделать то же самое. Психолог способствует переносу ребенком своих чувств тревоги и страха на игрушечный персонаж и по степенному преодолению этих чувств. Таким образом, использование описанного приема позволяет решить три основные задачи: во-пер вых, выражение ребенком своих чувств в безопасной для него форм, во-вторых, вовлечение его в психотерапевтический процесс и, в-третьих, побуждение ребенка к взаимодействию и проявлению положительных сильных сторон своей личности.

В ходе психотерапевтического процесса марионетки становятся средством поддержки ребенка и начинают использоваться им для выражения своих чувств и взаимодействия с психотерапевтом.

Применение:

Марионетки являются удачным инструментом психотерапии,таки как они естественным образом обеспечивают возможность проекции. Этим можно перевести внимание ребенка наш игрушку и тем самым снять тревогу и обеспечить возможность выражения своих чувств. Кроме того, психотерапевт, предлагая утешить игрушку-«клиента», стимулирует ребенка к установлению

более тесных взаимоотношений, которые предполагают возможность проявления внимания к чувствам ребенка, его поддержки.

В качестве поддержки с моей стороны,пальчиковая кукла-марионетка-Мишка заявил, что ему хотелось бы услышать какую нибудь историю. Затем я предложила Вере пожалеть мишку, что бы он успокоился, и взять его на руки, когда я начну читать рассказ. Она взяла мишку и погладила его несколько раз, пока я читала. Закончив чтение, я похвалила Веру за то, что она помогла мишке успокоиться.

В ходе долгих занятий с Верой,девочка, войдя в кабинет, сразу на правилась к мишке, выразительно на него посмотрела и затем обняла его. Я сказала, что мишка очень рад снова увидеть Верочку, и что ему очень понравилось, как она его успокоила в прошлый раз, когда нежно взяла на руки и погладила. Игрушка помогла девочке почувствовать себя в безопасности, и на протяжении нескольких недель она неизменно держала ее при себе, чем бы мы ни занимались. В конце четвертого занятия, когда Вера посадила мишку на свою ладонь, я сказала кукле:

— Тебе было страшно, когда ты впервые пришел в эту комнату А теперь тебе спокойнее? — на это девочка ответила кивком мишки.

Детский опыт Верочки препятствовал на начальных этапах психо терапии принятию ею каких бы то ни было проявлений поддержки и участия с моей стороны.Игрушечный мишка-марионетка позволил мне установить с ней эмоциональный контакт. Постепенно она позволила ему обнимать себя и выступать в роли за ботливого родителя, когда она изображала «лялечку». Затем мишки ными лапами она стала обнимать меня.

В дальнейшем я использовала эту же куклу для того, чтобы разобраться в характере психических травм девочки.

В ходе 10-го занятия Вера показала мишке, как он испуганно задрожал и закрыл лапками мордочку,а потом « я ласково произнесла:

"Когда-то давно кто-то очень обидел мишку, и теперь он иногда чего- ю боится и не знает, кто ему враг, а кто — друг».

В ответ девочка попыталась показать, что новые игрушки дружат: они поочередно здоровались и обнимались с ним. На этом же занятии, я использовала марионеток для того, чтобы показать Вере,что она может общаться с людьми, без испуга,обиды и агрессии.

Иногда в ходе занятия пальчиковые куклы-марионетки шептали что- нибудь на ухо то мне, то Верочке. К моему удивлению, вскоре девочка тоже начала отвечать им и мне шепотом.

В ходе дальнейшей работы с ребенком, мишка-марионетка стал для Веры менее значимым персонажем; она начала играть с другими марионетками, которых использовала в качестве средств общенгия. Мишка-марионетка, наполняющий роль «клиента», оказался незаменимым средством помощи девочке в процессе психотерапии.

В ходе игры следует обращать особое внимание на выбор ребе и ком персонажей и особенности исполнения им своей роли. Одним из вариантов игры может быть изложение каждым из ее участников своего взгляда на происходящие события либо развитие ими сюжета и наиболее интересном для них направлении после того, как психоп рапевту удастся создать контекст взаимодействия. Каждому перси нажу предлагается рассказать о том, что может произойти в будущем (аналогично тому, как это делается при использовании проективном техники сочинения истории). Следует специально попросить ребенка сказать, каким образом он собирается разрешить ситуацию.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГРУППОЙ:

Бывает очень интересно сочинять групповую историю, иллюстри руя ее на большом листе бумаги серией картинок. Каждый ребенок по очереди рисует картинку и говорит, что произойдет на следующем этапе развития событий. Героями рисунков должны быть куклы-марионетки.

Другим вариантом работы может быть создание журнала марионеток. Дети либо имеют марионеток перед собой, либо рисуют по памяти. Используя пластилин, они могут попытаться создать какую либо композицию, отражающую дневные события или впечатлении марионетки. На следующем занятии можно обсудить сделанные журналы, рисунки или пластилиновые композиции и попросить ребенка рассказать о том, что он думает и чувствует в связи с их созданием

Еще одним вариантом работы может быть использование фигурки черной собачки или другого темного персонажа с целью обсуждения проблем агрессии. Черный цвет может ассоциироваться с ребенком, имеющим агрессивное поведение, а белый-с тем,кто прав и «чист»(пострадавший).

Ролевая игра с марионетками предоставляет психологу основания про- демонстрировать ребенку то, каким образом, не оскорбляя других и не вступая с ними в драку, можно реагировать на обидную кличку (улыбаться, недоуменно пожимать плечами, говорить, что это его оскорбляет и т. д.). Кроме того, можно дать ребенку домашнее задание, попросив его подумать (опираясь на возможности воображения), как бы ты себя вел на месте одного и другого персонажа.

Размышления ребенка могут служить предпосылкой последующего обсуждения значимых и связанных,например с этой ситуацией обстоятельств.

Применение:

Применение описанных выше различных вариантов игры с марионетками возможно в ходе психотерапевтической работы с детьми, у которых отмечаются повышенная тревожность, агрессивное поведение, и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в семье, а также с детьми, являющимися жертвами издевательств со стороны других. Несомненно, список показаний может быть расширен.

Применение игры с марионетками и сопутствующих ей техник наиболее эффективно с детьми в возрасте от десяти лет.


Техника « Две стороны одной медали»

Автор: Кристина Маттис.


Применение:

Модно применять пару марионеток. Марионетки могут представлять собой пальчиковых кукол, изготавливаемых из варежек с изображенными на них мордочками разных животных. Такие варежки можно сшить или купить. В любом случае, каждая варежка в паре будет изображать одну из сторон проблемы или разные грани отношения ребенка к од ной проблеме. Таких марионеток можно использовать и в работе с несколькими детьми,а также с целым классом при обсуждении противоречивых понятий и пережи ваний. Подобное обсуждение можно, например, организовать в первый в жизни детей школьный день. Его темой может быть то, что дети переживают. Учитель (психолог) может обратиться к классу со слова ми: «Ребята, давайте поговорим о том, что девочки и мальчики могут испытывать, когда впервые переступают порог школы». Обычно дети говорят о самых разных чувствах, начиная с возбуждения и радости связанных с ожиданием встречи с одноклассниками и учителями, и заканчивая страхом разлуки с родителями и встречи с чем-то непо

мятным. Когда дети описывают свои чувства, учитель, обращаясь к ним от лица марионетки, может сказать:

  • Да, ребята, это как раз то, что я переживаю. Кто из вас чувствует то же самое?

Педагог реагирует на рассказы детей о своих чувствах, заставляя го одну (выражающую положительные эмоции — восторг, уверенность, радостное ожидание), то другую марионетку (страх, тревога, одиночество) совершать разные движения или что-то добавлять к словам ребенка. После того как ряд детей опишет свои чувства, марионетки могут сказать:

  • Теперь вы, наверное, понимаете, что мы испытываем и страх, и радость одновременно. А вы, ребята, когда-нибудь переживали то же самое?

Как правило, многие в ответ на это поднимают руки, после чего может последовать обсуждение тех ситуаций, в которых ребенок переживает сложную смесь противоречивых чувств. Учитель затем предлагает поговорить обо всем этом с марионетками:

  • Марионетка на моей правой руке будет говорить о приятных чувствах, а та, что на левой — о неприятных.

Учитель может структурировать обсуждение, попросив кого-либо перечислить все чувства, которые ребенок испытал, когда думал о том, что его родители собираются разводиться. Ребенок сам указывает на одну из двух марионеток всякий раз, когда собирается рассказать о приятных или неприятных чувствах. Учитель обращается к ребенку от лица соответствующей марионетки:

  • Ты показал на меня и сказал, что тебе было грустно, когда ты узнал, что папа должен уйти из семьи. — Затем от лица другой марионетки он продолжает: — Но ты сказал и то, что испытал чувство облегчения, потому что больше тебя никто не будет ругать, а тебе так не нравилось, когда папа тебя обижал. Правильно ли я тебя поняла?

После демонстрации возможностей марионеток учитель может предложить кому-либо из детей надеть их на свои руки и, играя с ними, рассказать о собственных моментах переживания противоречивых чувств. Психотерапевт может подчеркнуть, что, когда дети и взрослые испытывают такие чувства, у них обычно нет под рукой марионеток, но они могут научиться понимать свои чувства и отдавать себе в них отчет: что в этих чувствах относится к правой стороне(т. е., к чувствам счастья, удовлетворения и т. д.), а что — к левой (т. е. , к чувствам горя, раздражения и т. д.). Учитель может предложить детям обсудить следующие вопросы.

  • Какие разные чувства люди могут испытывать одновременно?

  • Что делать, когда эти чувства очень сильны?

  • Что делать, если мы не можем с ними справиться?

  • Что делать, если человек очень долго переживает противоречивые чувства или думает о них так сильно, что не может больше ничем заниматься?

  • Что делать, если человек испытывает сильное раздражение или грусть большую часть времени?

Когда дети научатся размышлять о своих чувствах, можно будет всегда держать под рукой марионеток и применять их в тех случаях, когда сами дети или педагог почувствуют в них необходимость. Последний может достать кукол и сказать ребенку:

— Ты, наверное, испытываешь сложные чувства? Давай-ка прима сим старых знакомых и поговорим с ними о том, что ты переживаешь.

Применение:

Игра «Две стороны одной медали» может применяться во всех случаях переживания ребенком противоречивых чувств. Это могут быть и свойственные многим подросткам состояния кризиса, и переживания, возникающие у детей разного возраста на фоне напряженных взаимоотношений с окружающими, при рождении брата или сестры, разрыва или разлуки с близким человеком или его смерти и т. д. Она может быть полезной и в те моменты, когда ребенок испытывает тревогу или подавленное состояние, вызванное разводом или сексу альным насилием и другими причинами.