СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Техника «соглашение» как тематический инструмент развития социально – эмоционального мышления детей и культуры класса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Техника «соглашение» как тематический инструмент развития социально – эмоционального мышления детей и культуры класса»»

Наименование проекта: «Техника «соглашение» как тематический инструмент развития социально – эмоционального мышления детей и культуры класса».

Разработчик проекта: Клабукова Анна Сергеевна

Участники проекта:ученики 1 класса

Вид проекта:развивающий

Проблема: не всем детям одинаково легко даётся адаптация в новом коллективе и на новом месте. При поступлении в 1 – ый класс очень часто дети испытывают дискомфорт, т.к. сложно привыкнуть к новому коллективу. Так же некоторые дети на этом фоне развивают в себе неприятные чувства и ассоциации по отношению к школе и к новому коллективу;
новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как умение самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию, то есть самостоятельно учиться, а после применять полученные знания в жизни, стремиться к самосовершенствованию.

Цель проекта:Создать условия для развития личностного потенциала младших школьников на воспитательных занятиях (внеурочная деятельность).

Задачи проекта:

  • Познакомить школьников с многообразием эмоций.

  • Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.

  • Расширять эмоциональный словарь школьников.

  • Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.

  • Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.

  • Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.

  • Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

  • Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.

  • Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.

  • Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.

  • Содействовать социальной адаптации младших школьников.

Актуальность проекта:

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Ребенок вынужден реагировать на них, и часто он бывает к этому не готов. Одним из главных направлений является признание важности человеческой личности, её уникальности и неповторимости. Проявление собственной уникальности непосредственно связано с осмыслением своего соответствия жизни.

Личностный потенциал играет важную роль в адаптационном периоде к условиям жизнедеятельности, формированию профессиональных навыков, оказывает влияние на успешность самореализации, карьеру, развитие своих способностей.

Практическая значимость проекта:

Дети научатся внимательному и уважительному отношению к эмоциям, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия.

Так же научатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приёмы саморегуляции.
Дети расширят свое представление о различиях и сходствах интересов и предпочтений разных людей. Будут формироваться установки толерантности.





Особенности проекта:

Педагогический проект составлен на основе программы «Социально – эмоционального развития младших школьников». Ипользуются различные приёмы по технологиям 4к.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • уважительного отношения к мнению другого человека;

  • начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся получат возможность научиться:

  • применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь своё мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;

  • определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Предметные результаты освоения программы социально-эмоционального развития разделяются на три блока компетенций: восприятие и понимание причин эмоций, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие.

Система отслеживания результатов:

Оценка результатов усвоения программы проводится в целях выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействия раскрытию потенциала каждого ребёнка.

Оценка с фиксацией результатов проводится в начале и в конце учебного года.

В начале учебного года по результатам оценки определяется зона образовательных потребностей каждого ребёнка и конструируется индивидуальная траектория его развития в рамках программы. В конце года на основе результатов диагностики делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и динамике в развитии их умений.
Основным инструментом оценки является структурированное наблюдение за детьми как в ходе занятий, так и в остальное время.













Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Реализовать данный принцип невозможно без использования технологии проблемного обучения. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.

Важную роль в развитии личности играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность. Начинают складываться интересы, склонности. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

В своей практике, я систематически уделяю внимание, развитию личностного потенциала младших школьников, используя различные творческие задания.

При наблюдении за классом была выявлена некоторая проблема взаимодействия детей между собой. Дети часто обижали друг друга, часто возникали различные недопонимания, обиды. Очень часто были взаимные жалобы, обвинения.

Только часть детей могла хорошо и дружно взаимодействовать. Для того чтобы анализировать данную ситуацию более подробно я провела два вида анкетирования. При помощи этих анкет можно выявить у кого именно и по каким причинам возникают трудности в коллективе.

«Социометрия».
Каждому ребенку была выдана небольшая анкета, которая включала в себя следующие вопросы:

  • Кого из одноклассников ты хотел бы пригласить к себе на день рождения?

  • С кем из класса тебе нравится общаться?

  • Когда у тебя возникнут трудности к кому бы из одноклассников ты обратился?

При проведении данного анкетирования были выявлены дети, которые не смогли ответить на данные вопросы, но большая часть класса с анкетой справилась успешно. Большинство детей отвечали на данные вопросы не задумываясь, некоторым пришлось хорошенько подумать.

Таким образом мы выявили детей которые так и не смогли обзавестись друзьями.

После было проведено другое анкетирование. Мы назвали его «кружки настроения».





«Кружки настроения».

Раскрась каждый кружок одним из цветов:
Красный цвет – ты злишься;
Черный цвет – ты боишься и тебе страшно;
Зелёный цвет – тебе спокойно и хорошо;
Желтый цвет – ты испытываешь радость и счастье.





учитель

класс

лицей

урок

Большинство детей при работе с данной анкетой использовали лишь два цвета зеленый и желтый, но небольшая часть использовала красный и черный цвета, закрашивая кружки «класс», «урок». Дети объяснили это тем, что им не всегда комфортно в классе, некоторые боятся одноклассников.

После выявления данных проблем мы решили создать соглашение «Мы - друзья». Для того чтобы дети сами создавали для себя и своих одноклассников комфортные условия.

Планируемые результаты после работы с соглашением:

  • ребенок ассоциирует себя с собственным классом;

  • настроен на выстраивание позитивных взаимоотношений с одноклассниками;

  • ребенок знает нормы и правила, соблюдение которых поможет каждому ученику чувствовать себя в классе комфортно;

  • готов соблюдать правила класса.

На одном из внеурочных занятий мы решили создать соглашение. Изначально дети самостоятельно предлагали идеи, вносили свои предложения и варианты. При создании соглашения дети старались достичь согласия, они интересовались мнением остальных детей для того чтобы прийти к единому результату. Я тем временем фиксировала все идеи на доске. После этого идеи, которые были одобрены всем классом на 100% мы перенесли на ватман, для того чтобы создать плакат и повесить его в классе, чтобы можно было обратиться к нему в любой спорной ситуации или при назревании конфликта.

Так же детям было дано творческое задание, придумать свою небольшую деталь для того чтобы приклеить её на плакат, таким образом каждый ребенок, даже самый скромный и безынициативный принял участие в создании данного соглашения. Даже само создание данного плаката вызывало у детей положительные эмоции, им уже хотелось применять все правила на практике.

Все этапы создания соглашения «Мы - друзья» представлены в презентации.

После всех работ наш плакат занял почетное место в классе, и дети придерживаются правил, которые определили сами. Положительный исход данного проекта, возможно, был достигнут за счет того, что дети самостоятельно принимали решения при составлении данного соглашения. Это дало им большую мотивацию так как они сами создали этот продукт и в ходе данного занятия они стали понимать что климат и комфорт в классе легко направить в нужное русло, стоит только каждому приложить капельку усилия и быть заинтересованным.

Так же мы уже наметили маршрут, по которому будем двигаться далее. В последующем мы будем использовать технику «Соглашений» уже не только на внеурочных занятиях, но и на уроках, что будет способствовать желанию участвовать в процессе обучения, быть вовлеченным в процесс, а не оставаться в стороне и быть активным участником образовательного процесса.


Таким образом, использование решение проблем творческого характера на уроках в начальной школе, способствует развитию личностного потенциала младших школьников, обеспечивает более прочное усвоение знаний учащимися, повышает мотивацию и интерес к учению, повышает качество образования.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным для моих ребят, имело развивающий характер. Продолжая работать над этой темой, в сотрудничестве с детьми, родителями, мы ставим задачу на будущее.