ТЕХНИКИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Учет психического состояния ребенка с ОВЗ является одной из актуальнейших проблем современного коррекционного образования, которое призвано обеспечить физическое и психическое здоровье учащихся.
Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: слабость регуляция эмоций, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, апатия.
Целенаправленное изучение эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственно неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Эмоциональное и психическое состояние ребенка с интеллектуальными нарушениями претерпевает значительные отрицательные влияния, начиная с дошкольного возраста.
Не усвоение информации, отставания и затруднения в ведущей деятельности, как в дошкольном учреждении, так и в массовой школе, ведут к изменению статуса ребенка в коллективе сверстников, колебаниям его самооценки, нарастанию психоэмоционального напряжения. Результатом становится агрессивность, аффективное состояние, двигательная расторможенность. Чтобы освободиться от этого напряжения, ребенку необходима помощь.
При этом большое значение придается осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим. Понятно, что в силу особенностей интеллектуального развития, отсутствия достаточного жизненного опыта умственно отсталые дети испытывают большие затруднения в понимании и оценке своего психофизическое состояние.
Поэтому актуальным для детей с интеллектуальными нарушениями становится «снятие напряжения посредством углубленного изучения своего невербального языка, чувств и эмоций, ощущений своего тела». Обучение осуществляется через специально организованные занятия по различению и передаче эмоций средствами мимики и пантомимики, проигрывание различных этюдов, ситуаций, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр иллюстраций, картин.
Как правило, человек, стремясь выйти из состояния стресса, старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение при помощи физических действий. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека.
Лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.
Одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей является организация рационального двигательного режима с учетом степени моторности каждого ребенка.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
- нормальные,
- моторные,
- малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение. У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны, мало того у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д.
ФОРМЫ РАЗРЯДОК
В распоряжении у педагога различные формы разрядок:
- физкультминутка, которая может проходить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых учащимися хором;
- смена вида деятельности. Для умственно отсталых детей характерна повышенная утомляемость, поэтому частая смена деятельности просто необходима таким детям.
- музыкальная пауза. С давних пор музыку используют как лечебный фактор. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
- различные игры. Подбор игр зависит от целей, стоящих перед педагогом или сложившейся ситуации. Например, если дети в начале урока не могут успокоиться после перемены, педагог может предложить игру «Хлопки».
Педагог в определенном порядке хлопает в ладоши и просит воспроизвести этот порядок самому расшумевшемуся ученику. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм.
Игра «Хор» осуществляет вербальную потребность детей, объединяет их и организует. Каждый ряд детей в классе получают свой звук для пения (А-О-И-У-Е). Взрослый дирижирует: сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым, задавая громкость звучания.
Игра «Еж» реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.
С этой целью рекомендуется использовать психофизические упражнения, способствующие снятию напряжения.
Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления: «Сосулька», «Муха», «Лимон» и т.п. Подобное чередование учит детей с ОВЗ дифференцировать эти состояния, оценивать ощущения своего тела, вызванные напряжением и расслаблением, впоследствии произвольному управлению мышцами тела. Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Исключение составляет аутогенная тренировка, обучение которой осуществляется по специальной программе:
разучивание поз, которые используются при ее проведении;
освоение формул самовнушения и команд выхода;
освоение сокращенного варианта тренировки
Опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью показывает, что данной категорией детей легче и с большим интересом осваивается занимательный аутотренинг: «Мороженое», «Ловцы жемчужин», Упражнение «Насос».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одним из эффективных средств коррекции эмоциональных нарушений поведения через эмоциональное отреагирование, самоутверждение детей является изобразительная деятельность. Специально разработанные приемы рисования (пиктограммы, монотипия, пуантилизм, графическая музыка, дорисуй предмет и др.), способствуют преодолению негативных стереотипных поведенческих реакций в различных ситуациях. Через организованную изобразительную деятельность, умственно отсталый ребенок получает возможность не только снять эмоциональную возбудимость, тревожность, агрессивность, конфликтность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ними положительные переживания и образцы поведения.
Режим дня детей должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации. Задача педагога организовать режим дня детей с интеллектуальной недостаточностью таким образом, чтобы избежать пресыщения, нарастания психоэмоционального напряжения.
В заключение хотелось бы отметить, что, педагог должен всегда помнить о здоровье школьников. Эмоциональный настрой педагога, его тон, создание благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений сыграют немаловажную роль в снятии напряжения у обучающихся с ОВЗ.