СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники визуализации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техники визуализации»


Г осударственное казенное общеобразовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Средняя общеобразовательная школа-интернат № 19 г. Сарапула»

427960, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. М. Горького, 30.

Телефон 8 (34147) 4-18-34, 4-18-36. Факс: 8 (34147) 4-18-36, E-mail: shkola19@sarap-obr.udmr.ru











Современные средства визуализации 


Техника «Облако слов»

Техника «Скрайбинг»

Техника «QR-КОД»

Техника «Кроссенс»

Техника «Кроссенс»

Техника Инфографика













Разработала: Злыгостева Ф.С.

учитель-дефектолог (логопед)



Пояснительная записка

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Функции визуализации

  • помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое обучающийся должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;

  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной информации; способствовать развитию воображения и фантазии;

  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки информации;

  • активизировать познавательный интерес;

  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;

  • вызвать определенные ассоциации;

  • развить способности к анализу и сравнению;

  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;

  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;

  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;

  • развить критическое мышление;

  • интегрировать новые знания;

  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

В методике преподавания применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свертывать и развертывать информацию.







Техника визуализации

«Облако слов»

Облако слов или тегов (англ. tag cloud, word cloud, wordle) — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Принцип устройства таких облаков очень простой. Поскольку каждое слово является гиперссылкой, то чем чаще оно встречается на сайте, тем больший размер принимает в облаке. Встречаются облака, в которых важность слова подчеркивается цветом. Таким образом, облако слов всегда подвижно и изменяется в размерах и по цвету по мере публикации новых материалов на сайте.

Благодаря удобству использования и внешней привлекательности облака слов часто используют на тематических сайтах.

Во-первых, словами, из которых формируется облако, теперь могут быть не только гиперссылки. Вы можете взять любой текст и с помощью специальных программных средств превратить его в облако слов. Во-вторых, облака слов нашли применение, помимо сайтостроения, во многих других сферах, в том числе в сфере образования.

Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?

Существуют различные способы:

  • как дидактический материал на занятиях (в электронном виде или распечатанный на принтере);

  • для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);

  • для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);

  • для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);

  • как визуализацию критериев оценивания чего-либо;

  • для представления результатов опроса или обсуждения;

  • и много других вариантов, которые подскажут вам профессиональный опыт и творческое воображение.

Приведём несколько конкретных примеров использования облака слов учителями:

  • на уроках русского языка и литературы:

    • задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;

    • задание «Соберите стишок» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;

    • задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;

    • задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;

    • задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;

    • задание «Устный счет» (кто быстрее решит все примеры? Кто найдет больше примеров и решит их? Решить только те примеры, которые имеют положительный ответ и т.п.);

    • задание «Составьте примеры» — облако содержит математические термины, знаки, цифры;

  • на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;

  • на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;

  • на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;

  • во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.











Сервисы для создания облака слов

 Сервис Wordcloud.pro позволяет создавать интерактивные облака из слов. С помощью облака слов можно организовать поисковую страницу вашего сайта или же использовать «облако» в дальнейшей работе как картинку, сохранив в форме графического файла. Любой текст или просто набор слов легко превращается в облако тегов. Несомненным плюсом сервиса является его русскоязычный интерфейс.

Облако тегов формируется двумя способами: 1) из заданных вами слов или текста, 2) из предложенного набора слов на сайте. Сервис позволяет создать облако тегов в форме слова или образа. Возможности ограничиваются лишь вашей фантазией.

Для начала работы регистрация не требуется.

Сервис Tagul.com, как и предыдущий сервис, позволяет создать облако слов из текста, введенного пользователем или с web-страницы по указанному адресу.

Облако может иметь различную форму и цветовое решение. Каждое слово облака представляет собой гиперссылку для поиска в Google. 

Для начала работы необходимо зарегистрироваться в сервисе или войти, используя аккаунт социальных сетей. Сервис поддерживает кириллицу.

Созданным облаком можно поделиться, используя ссылку, а также можно получить код для встраивания облака на страницы сайтов, блогов. 

Сервис позволяет сохранить облако слов не только как растровое изображение (расширение PNG), но и как векторное (SVG). Также вы можете просто распечатать облако на принтере.

Сервис Wordclouds.com является бесплатным онлайн-генератором облака слов или тегов из текста, предоставленного вами. В облаке выделяются более крупно слова, которые чаще всего встречаются в исходном тексте. Вы можете настроить облако, используя различные шрифты, макеты, фоны и цветовые схемы.

В сфере образования этот сервис можно использовать для подведения итогов опросов, игр, мероприятий. Можно обработать текст и определить частотность того или иного слова.









Техника «Скрайбинг»

  Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Устный рассказ "с картинками" запоминается намного лучше, чем обычная лекция. Поэтому сегодня используются разнообразные презентации в формате Power Point.


У скрайбинга, оказывается, давние корни: он родом из опорных схем и конспектов, представляющие школьные темы в виде таблиц-схем-графиков для удобства запоминания и усвоения информации. ЛОК у Шаталова. Просто скрайберы пошли немножко дальше: скрайб - презентация состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления.


Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний - RSA. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

 Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.

Технология не стоит на месте и развивается.  

Видео ролик о разновидностях скрайбинга: скрайбинг бывает "ручной" и "компьютерный".

Скрайбинг технология

(10 шагов, чтобы снять свой первый скрайб)

 1. Тема

2. Коллективная работа

3. Поиск и анализ информации

4. Визуализация, общая композиция

5. Выступление перед классом

6. Рисование

7. Обработка видео и корректировка текста

8. Аудиозапись

9. Обработка видео и представление

10. Публикация проекта

 Скрайбинг - "это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации"













Техника «QR-КОД»

QR (от английского Quick Response, «быстрый отклик») — это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. QR-код, в отличие от штрих-кода, читается в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных. При сканировании QR-кода пользователь получает доступ к этим данным мгновенно.

В наши дни QR-коды используются во множестве отраслей как для хранения данных (ссылки на сайты, номера телефонов или тексты), так и для предоставления доступа к Wi-Fi, отправки и получения платежной информации и прочих целей.

R-код — квадратная картинка, в кото­рую закодирована информация. Это мо­жет быть обычный текст, адрес в Интер­нете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облег­чает чтение заложенных данных с помо­щью современных мобильных телефо­нов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.

QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона.

В образовательных целях можно:

  • закодировать ссылки, которые направляют обучающихся на образовательный сайт с информацией,

  • помогающий решить определённую задачу;

  • разместить такие коды на информационных, новостных стендах;

  • использовать QR-код прямо на занятиях, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантазии.

Сфера использования QR кода.

У QR-кодов так же есть способность хранить в себе небольшие по объёму тексты и без подключения к Интернету, тем самым, увеличивая свои возможности. Исходя из этого можно придумать для обучаемых какую-либо игру, в которой от них будет требоваться выбор дальнейших действий. Например, можно составить свои концовки определённой сказки, скажем «Сказка о рыбаке и рыбке». Здесь чтобы выбрать оригинальное завершение, обучающиеся должны использовать один QR-код с небольшим текстом, а чтобы узнать другой, изменённый финал, другой QR-код. Минус в этой игре может встретиться только один: при кодировании текста, значки этих кодов могут получаться очень громоздкие, что немного усложнит игру.

Создание данного кода не займёт у учителя слишком много времени и сил. В настоящее время существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код, который можно сохранить на компьютер и впоследствии использовать там, где только пожелаете. Например, русскоязычный он-лайн сервис для создания QR-кода http://www.qrcoder.ru позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, sms-сообщение.

Достаточно закодировать простые вопросы с вариантами ответами, чтобы обучающиеся могли проверить свои знаний по любому предмету. Такие QR-коды можно использовать во время проведения занятий.




Техника «Кроссенс»

Интересным методом организации образовательной деятельности обучающихся является кроссенс, который основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, таблицами, диаграммами и способствует повышению мотивации к учению, развитию логического, образного и ассоциативного мышления, коммуникативных и регулятивных умений, проявлению нестандартного мышления и креативности.

Непривычное слово «кроссенс» кажется если не интуитивно понятным, то, по крайней мере, интересным. Слово «кроссенс» обозначает пересечение смыслов. Оно придумано писателем, педагогом Сергеем Фединым и художником, доктором технических наук Владимиром Бусленко по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского обозначает «пересечение слов». Их работа "Кроссенс - игра для эрудитов" впервые была опубликована в декабре 2002 года в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой изображение, состоящее из 9 квадратов, которые связаны между собой горизонтальными связями. Кроссенс можно назвать ассоциативной картой, с помощью которой можно прийти к правильному ответу, отталкиваясь от визуальных намёков. Самое главное, что ассоциации не просто выводят на верный ответ, а дополняют его новыми смыслами.

Алгоритм создания кроссенса

1. Определите общую идею, тему картинки.

2. Подберите 8-9 элементов, которые имеют отношение к данной теме.

3. Поместите в один из квадратов слово или словосочетание, связанное с темой (так легче   будет создавать головоломку).

4. Найдите ассоциативную связь между элементами и расставьте их в нужной последовательности.

5. Поместите главный смысл в центральном квадрате.

6. Выделите особенности каждого элемента. Можно заменить прямые образы косвенными, символическими.

7. Разместите картинки в нужном порядке. Кроссенс готов.


Техника Инфографика

Это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Инфографика - простой способ сделать сложные вещи доступными для восприятия.

С помощью инфографики можно быстро и понятно рассказать аудитории о любом событии, явлении или процессе, выделив только важные моменты и отбросив всё лишнее.

Инфографика что это?

Основное понятие и сущность инфографики - сжатое донесение информации через визуализацию контента. То есть упрощение употребления информации.

Инфографика используются почти во всех сферах человеческой деятельности, где имеет место передача информации. И да, я понимаю что звучит слишком всеобъемлюще, но это так.

Да, глобус и карта - тоже инфографика, так же как и плакат с алфавитом, который висел на стене у Вас в школе.

Инфографика - это целая система передачи информации от автора к аудитории, визуальное представление данных, своего рода месседж, а не просто картинка.И здесь, как и в любой другой системе, есть свои преимущества и недостатки. Для начала разберём, в чём плюсы инфографики:

  • Визуальная составляющая привлекает внимание;

  • Небольшое количество текста облегчает восприятие;

  • Пользователи часто делятся качественным изображением;

  • Легкое восприятие с инфографикой

Если говорить о минусах инфографики, то самый главный из них касается процесса создания самого изображения. Всегда есть опасность перемудрить с дизайном. Поэтому, если Вы (как и я) не слишком уверены в своих способностях в этой отрасли, то лучше делайте изображения проще и понятнее. Итак, самые основные минусы:

  • Легко отклониться от темы;

  • Возможны дополнительные затраты (дизайнер);

  • Не серьёзное отношение человека к материалу;

  • Неточное донесение информации.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!