1.Мотивационный | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем плодотворной работы на этом уроке. Слайд1. Послушайте меня внимательно. Чтение стихотворения. Слайд 2. Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нем чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточия, Черточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берет из коробки, Иное словечко поставит он в скобки, Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак. Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный. В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит тире, Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для концов многоточия. – О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? – Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов. Слайд 3 | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
2.Актуализация знаний 3.Целеполагание | Первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | – Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом. Вариант 1. За поворотом дороги показалось море. Оно сверкало лучами солнца. Залив был великолепен. Вариант 2. Ландыш свеж и душист. Его аромат наполняет комнату. Весна – прекрасная пора | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. |
Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, чтонеизвестно. | — Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно? Слайд 4. За поворотом виднелось море. Книга-мост в мир знаний. Книга-друг человека. (Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы. В них говорится о пользе книг.) — Найдите в предложениях подлежащее. - Найдите в предложениях сказуемое. Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цель нашего урока. Слайды 5 и 6. | Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы . Формулируют тему и цели урока. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
4. « Открытие» новых знаний. | Первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового. | — Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям .Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении? — В каком падеже стоят эти имена существительные? (-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.) — Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении. (-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг выражены именами существительными в именительном падеже.) — Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире. (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.) – Обратите внимание на предложения. Лес – наше богатство. Лес – защита земли от засух и суховеев. Объясните смысл этих предложений и постановку тире. – Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока. Обучающиеся должны усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных случаях: а) на месте пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае обычно оба главных члена выделены интонационно и выражены существительным или числительным в именительном падеже; б) при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) неопределенной формой глагола | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Физкультминутка | Утомились? Отдохнём! Физминутку проведём. Выполняется физкультминутка с мультимедийным персонажем (под музыку) | Выполняют простые физические упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
5. Первичное закрепление | Включение нового в систему усвоенного, закрепление нового при выполнении практических заданий. | Выборочно-распределительный диктант. – Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах. Наша задача – хорошо учиться. Точность и краткость – первые достоинства прозы. (А.С.Пушкин.) Ум без книги как птица без крыльев. (Посл.) Говорить не думая – стрелять не целясь. (К.Г.Паустовский.) Он порча, он чума, он язва здешних мест. (И.А.Крылов.) Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К.С.Станиславский.) Жизнь прекрасна и удивительна! (В.В.Маяковский.) Сердце не камень. (Посл.) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. (Посл.) – исключение из правила | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
| | – Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку. 1-я группа. Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин. Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений. 2-я группа. На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики. Май красивый по-праздничному радостный месяц года | Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
6.Диагностика
| Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы, самопроверка умений применять новое | Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку. 1-я группа Все неудачники лгуны. Старость не радость. Человек вот правда жизни. Люди как реки. 2-я группа Татьяна не дитя. Великое дело новость. Пятью пять двадцать пять. Погода несносная дорога скверная | Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
| | – Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз: – Время – хлеб, – считает тракторист. – Километры, – вторит машинист. – Время – сталь,– отрубит сталевар. – Жар в котле, – дополнит кочегар. – Если песня оставляет след, Время – строки, – говорит поэт. Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными | Слушают запись. Отвечают на вопросы | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов. | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания |
8. Домашнее задание. | | Для всех: стр.79 (учебник) и карточка-схема (правило) Дифференцированная работа: А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым. Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму. | | |