СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическа карта урока русского языка 5 класс "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны планируемые результаты. Описана  организация образовательного пространства урока: этапы урока, цели, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД.

Просмотр содержимого документа
«Технологическа карта урока русского языка 5 класс "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Тимонина Валентина Сергеевна-учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №186 Октябрьского района города Новосибирска

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тип урока: урок « открытия» новых знаний

Форма урока: урок-исследование с применением ИКТ

УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., 2016г;

Тема. Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели:

-содержательная: познакомиться со случаями постановки тире между подлежащим и сказуемым, закрепить сведения о главных членах предложения и способах их выражения, формировать умения и навыки правильной постановки тире между ними, проконтролировать уровень усвоения материала по теме.

-деятельностная: создание условий для усвоения темы, ситуации успеха, обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

Задачи:

  • Обучающие:

    • обобщить знания учащихся о главных членах предложения;

    • познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  • Развивающие:

    • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;

    • вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;

    • продолжить работу с текстом.

  • Воспитательные:

    • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке.

Основные понятия: тире, подлежащее, сказуемое, интонация, падеж.

Межпредметные связи: русский язык-литература

Ресурсы: http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданием, листы самооценки.

Формы контроля: устные ответы, листы обратной связи, составление памятки, оценивание работы учащихся на уроке, выборочный диктант, вопросы для уточнения информации, письменная работа.

Планируемые образовательные результаты:


Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции;

уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.


Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.


Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.



Организация образовательного пространства урока

Этапы
урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивационный


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте, ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу и пожелаем плодотворной работы на этом уроке. Слайд1.

Послушайте меня внимательно. Чтение стихотворения. Слайд 2.

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были

скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для концов многоточия.

– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

– Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков.

В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов. Слайд 3

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера,

в том числе и отличную от своей)

2.Актуализация
знаний
















3.Целеполагание

Первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

– Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.

Вариант 1.

За поворотом дороги показалось море.

Оно сверкало лучами солнца.

Залив был великолепен.

Вариант 2.

Ландыш свеж и душист.

Его аромат наполняет комнату.

Весна – прекрасная пора


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.


Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, чтонеизвестно.

— Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно? Слайд 4.

За поворотом виднелось море.

Книга-мост в мир знаний.

Книга-друг человека.

(Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы. В них говорится о пользе книг.)

— Найдите в предложениях подлежащее.

- Найдите в предложениях сказуемое. Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цель нашего урока. Слайды 5 и 6.




Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы . Формулируют тему и цели урока.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

4. « Открытие» новых знаний.

Первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям .Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении?

— В каком падеже стоят эти имена существительные?

(-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.)

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

(-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг выражены именами существительными в именительном падеже.)

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

(Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.)

– Обратите внимание на предложения.

Лес – наше богатство.

Лес – защита земли от засух и суховеев.

Объясните смысл этих предложений и постановку тире.

– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.

Обучающиеся должны усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных случаях:

а) на месте пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае обычно оба главных члена выделены интонационно и выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) неопределенной формой глагола


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Физкультминутка

Утомились? Отдохнём!

Физминутку проведём.

Выполняется физкультминутка с мультимедийным персонажем (под музыку)


Выполняют простые физические упражнения

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье







5. Первичное закрепление

Включение нового в систему усвоенного, закрепление нового при выполнении практических заданий.

Выборочно-распределительный диктант.

– Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.

Наша задача – хорошо учиться.

Точность и краткость – первые достоинства прозы. (А.С.Пушкин.)

Ум без книги как птица без крыльев. (Посл.)

Говорить не думая – стрелять не целясь. (К.Г.Паустовский.)

Он порча, он чума, он язва здешних мест. (И.А.Крылов.)

Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К.С.Станиславский.)

Жизнь прекрасна и удивительна! (В.В.Маяковский.)

Сердце не камень. (Посл.)

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. (Посл.) – исключение из правила

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы








Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации



– Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.

1-я группа.

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.

2-я группа.

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года

Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

6.Диагностика




Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы, самопроверка умений применять новое

Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку.

1-я группа

Все неудачники лгуны.

Старость не радость.

Человек вот правда жизни.

Люди как реки.

2-я группа

Татьяна не дитя.

Великое дело новость.

Пятью пять двадцать пять.

Погода несносная дорога скверная

Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы



– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:

– Время – хлеб, – считает тракторист.

– Километры, – вторит машинист.

– Время – сталь,– отрубит сталевар.

– Жар в котле, – дополнит кочегар.

– Если песня оставляет след,

Время – строки, – говорит поэт.

Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными

Слушают запись. Отвечают на вопросы

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений


Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

8. Домашнее задание.


Для всех: стр.79 (учебник) и карточка-схема (правило)

Дифференцированная работа:

А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым.

Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!