Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации взаимо- дейст-вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотива- ция (само- определе- ние) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Был у поэта письменный стол. Ящиков в нём было чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточия, Чёрточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берёт из коробки, Иное словечко поставит он в скобки, Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак. Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный. В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставил тире, Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для конца многоточия. - О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? - Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон- таль- ная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей) | Листы обратной связи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов. | | | | |
2. Актуа- лизация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | - Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом. Вариант 1. Мы быстро плыли на лодке через пролив. За поворотом открылся вид на зелёный остров. Он был великолепен. Вариант 2. Бор высок и дремуч. Деревья качают своими могучими вершинами. Сосна – смолистое дерево. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. | Фрон- таль- ная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Просмотр мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока | - При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? - Обратите внимание на предложения: Лес – наше богатство. Лес – верный помощник в борьбе за урожай. - Объясните смысл этих предложений и постановку тире. - Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока. | Смотрят презентацию, осваивают лингвисти- ческие термины. Обдумывают ответы на вопросы | Фрон- таль- ная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Листы обратной связи. Составление карточки-схемы |
3. Выявле- ние места и причины затрудне- ния | Эвристическая беседа, письменная работа | Выборочно-распределительный диктант. - Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах. Наш долг – защищать Родину. Путь в лесах – это километры тишины и безветрия. Ум без книги как птица без крыльев. Говорить не думая – стрелять не целясь. Он порча, он чума, он язва здешних мест. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Лето прекрасно и чудесно. Сердце не камень. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Исключение из правила) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Составляют памятку | Инди- виду- альная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. Составление памятки |
| Физкультминутка | Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон | Выполняют элементарные физические упражнения | Фрон- таль- ная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затрудне- ния | Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы | (Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. Контролирует составление схемы предложений с постановкой тире.) | Работают с учебником: заучивают правила, записывают предложения, объясняют постановку тире, выполняют упражнения по данной теме 169, 170, 171 | Группо- вая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания | Устные ответы, письменная работа |
5. Практи- ческая деятель- ность | Эвристическая беседа. Письменная работа в группах | - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку. 1-я группа Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин. Март весна света апрель весна воды. Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений. 2-я группа На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики. Май красивый по-праздничному радостный месяц года. | Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы | Группо- вая, инди- виду- альная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы |
6. Первич- ное закрепле- ние с комменти- рованием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эстафета-игра в группах, анализ достижений | Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставит в них знаки препинания и объяснить их постановку. 1-я группа Знание высшее богатство. Старость не радость. Чтение вот лучшее учение. Ласковое солнце что весенний день. 2-я группа Татьяна не дитя. Книга лучший дар дружбы. Семью пять тридцать пять. Погода солнечная дорога замечательная. | Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы. | Группо- вая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Устные ответы |
7. Включе- ние в систему знаний и повторе- ние | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | - Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз: Время – хлеб, - считает тракторист. Километры, - вторит машинист. Время – сталь, - отрубит сталевар. Жар в котле, - дополнит кочегар. Если песня оставляет след, Время – строки, - говорит поэт. Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными. | Слушают запись, отвечают на вопросы | Фрон- таль- ная | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
8. Домашнее задание: § 34 упражнение 172 |