СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Многотабличные базы данных"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Многотабличные базы данных"»

Технологическая карта урока

Разработала: преподаватель Старостина О.А.

Тема урока:«Многотабличные базы данных»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока:Расширение и систематизация теоретических знаний учащихся о базах данных, о различных моделях представления данных, а также применение полученных знаний на практике.

Задачи  урока:  

Обучающие – 1) проверка знаний по ранее изученным вопросам темы «Создание таблиц баз данных», «Запросы, отчеты, формы»;

2) получение теоретических знаний и практических навыков работы со связанными таблицами;

3) самостоятельная работа студентов по выполнению проекта по разработке базы данных, состоящей из нескольких таблиц.

Развивающие – 1) способствовать развитию логического мышления и практических навыков в решении учебных и прикладных задач с помощью компьютера от постановки задачи до получения нового результата;

2) развитие внимания, самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.

Воспитательная – формировать навыки самостоятельной работы, аккуратность и правильность оформления, привить эстетический вкус.

Познавательная – познакомить обучающихся с многотабличными базами данных, необходимостью их создания, технологией хранения и обработки информации в многотабличных базах данных;

Мотивационная – развивать познавательный интерес, речь, внимание, формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний и навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности, развивать навыки индивидуальной практической работы.

Планируемые результаты:

Предметные:формирование представления об образных информационных моделях.

Личностные:развитие способности связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

Метапредметные:овладение знаково-символическими действиями; развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и самостоятельная. Дидактические средства: Информатика. Углублённыйуровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 1 / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. ­­– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 240 с.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивационный этап

Здравствуйте,ребята! Садитесь. Проверьте, приготовились ли вы к уроку. Все ли принадлежности к уроку у вас на рабочих столах? Сегодня у нас не только теоретический материал, но и очень интересная практическая работа.


Ученики приветствуют учителя и готовятся к уроку.


Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем.

2

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Фронтальный опрос:

– Объясните значение слов «поле», «запись»


– Что такое «ключ»? Назовите два вида ключей?


– Расшифруйте аббревиатуру БД и СУБД?


– Приведите примеры базы данных



– Перед вами представлены набор закодированных букв. Вам надо расшифровать тему урока, прочитав слова с право налево и т.д.

еынчилбатогонМбызаханныд

– Правильно


– Поле – это строки и таблицы, запись – строки



– Ключ - это поле или комбинация полей, однозначно определяющие запись. Существуют простые и составные ключи.

– БД – это база данных, а СУБД – система управления базами данных.


– База данных крупного банка, справочники, словари, записная книжка, энциклопедии, телефонные справочники и т.д.





– Многотабличные базы данных

Познавательные:

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

3

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

База данных – это совокупность хранящихся взаимосвязанных данных, организованных по определённым правилам.

– Что такое однотабличные и многотабличные базы данных?

Базы данных могут быть – однотабличными, то есть содержать одну таблицу, и могут многотабличными – содержать несколько таблиц.

– Как вы думаете для чего нужны многотабличные базы данных?









– Точное определение они дать не могут, так как его еще не изучали.

Регулятивные:

- способность дифференцировать изученный материал и материал подлежащий изучению.

Познавательные:

- способность проводить анализ представленной информации,

4

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

Давайте составим план работы:

1. Выявить недостатки однотабличной и многотабличной БД?

2. Рассмотреть типы многотабличных баз данных

3. Узнать что такое внешний ключ?

-Назовите недостатки, имеющиеся у однотабличной БД?И зачем могут понадобиться многотабличные БД?





- Но идеальны ли многотабличные БД?




- Но можно ли избежать данных проблем? И что делать, если нам понадобится удалить группу данных?

Учащиеся высказывают свои предположения, делятся своим мнением.

- Недостатками однотабличной модели данных являются: дублирование данных; при изменении каких-то данных, возможно, придётся менять несколько записей; нет защиты от ошибок ввода (опечаток). Но в много табличных моделях этих недостатков можно избежать.

- Нет, у них тоже есть недостатки типа: сложная структура; при поиске нужно «собирать» данные разных таблиц.


Класс должны понять, что представить модель данных в однотабличной БД не всегда рационально и тогда следует применять многотабличные БД.

Личностные:

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

Коммуникативные:

-формулирование собственного мнения (позиции);

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

5

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

В тетрадях записываем тему урока

Объяснение нового материала:

– Давайте все вместе подумаем, какие могут быть недостатки у однотабличной БД?





– Для чего нужны многотабличные БД?

Представить модель данных в однотабличной БД не всегда рационально и тогда следует применять многотабличные БД.

В многотабличных БД необходимо обеспечить ссылочную целостность – правильность связей между таблицами.


– Данные в многотабличной БД могут быть связаны между собой с помощью внешнего ключа.

Внешний ключ – это не ключевое поле таблицы, связанное с первичным ключом другой таблицы. И тогда для того чтобы удалить группу в СУБД необходимо будет выполнить следующие условия:

– запретить удаление записи;

– выполнить каскадное удаление (удалить все связанные с ней записи в других таблицах);

– разрешить внести изменения.

– Давайте рассмотрим таблицу


– Есть ли в таблице дублирование?

– Поэтому для хранения всей информации о группах нужно создать отдельную таблицу:


– Создадим еще одну таблицу с изменением кода:

– Из скольки баз данных состоит таблица?


– Базу данных которую мы с вами сейчас рассмотрели, использовалась связь 1:N(с одной записью в первой таблице могут быть связаны сколько угодно записей во второй таблице)




– Связь 1:1 – с одной записью в первой таблице связана ровно одна запись во второй таблице.










– СвязьN:N– с одной записью в первой таблице могут быть связаны сколько угодно записей во второй таблице, и наоборот.




– Недостатками однотабличной модели данных являются: дублирование данных; при изменении каких-то данных, возможно, придётся менять несколько записей. Нет защиты от ошибок ввода (опечаток). Но в много табличных моделях этих недостатков можно избежать.

– Высказывания учащихся





























– Да. Повторяется название группы для альбома.

















– 2








  1. Связь 1:N;



  1. Связь 1:1;


  1. Связь N:N.

Познавательные:

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные:

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

6

Первичное закрепление нового знания.

Разберем задачу на примере фрагментов БД:


  1. Создайте структуру таблицы Группы. Поле «Учебная группа» сделайте ключевым. Сохраните таблицу, не заполняя её.

  2. Создайте структуру таблицу Списки. Ключевое поле Код студента (тип числовой). Сохраните таблицу, не заполняя её.

  3. Создайте структуру таблицу Личные данные по образцу. Сохраните таблицу, не заполняя её.

  4. Установите связи между таблицами

  5. Заполните таблицу Группы

  6. Для заполнения двух других таблиц создайте общую форму.


Вместе с учителем обучающиеся выполняют задания, где им нужно определить как взаимосвязаны между собой данные в таблицах



Если ни у кого не возникло вопросов, то следующие задачи ученики решают самостоятельно.

Личностные:

-осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами.

Познавательные:

- использование общих приемов решения задач.

Регулятивные:

- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме

7

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Задание для самостоятельного выполнения:

1. Создайте базу данных Students, которая будет хранить результаты экзаменов студентов одной группы за один семестр. Можно обойтись и одной таблицей, в которую включить поля «Фамилия», «Имя», «Предмет», «Преподаватель», «Оценка». Но тогда очень много данных будет повторяться, так как каждый студент сдаёт несколько экзаменов, и каждый экзамен сдают многие студенты.

Поэтому в режиме Конструктора создайте поочерёдно три таблицы — «Студенты» (табл. 1), «Предметы» (табл. 2), «Оценки» (табл. 3) — заполните их (рис. 1).

Для того: в таблице "Студенты" первое поле "Код студента «будет иметь тип счётчик - Ключевое поле,остальные — текстовый тип.

2. Заполните таблицу «Оценка».

3. Заполните таблицу "Оценки" на всех студентов и все предметы. Оценки возьмите произвольно.

4. Добавьте сведения ещё о двух-трех студентах в таблицу «Студенты». Перейдите в таблицу «Оценки».

Обратите внимание, что информация о добавленных студентах оказалась в конце списка. Чтобы упорядочить список по алфавиту, вызовите построитель запросов для поля «Студенты» таблицы "Оценки" и установите сортировку по возрастанию. Сделайте то же самое для поля «Предметы». Заполните данные для новых студентов.

5. Заполните таблицу «Оценки» ещё для нескольких студентов (не для всех) и для некоторых предметов (не для всех).

6. Измените тип связи, щёлкнув на ней двойным щелчком на «один-ко-многим», установите флажки, обеспечивающие целостность и каскадное обновление данных.

7. Отсортируйте таблицу по полю «Студенты».



Ученики начинают самостоятельно выполнять задание

Таблица 1. Студенты




Познавательные:

-сравнение, классификация по заданным критериям.

Регулятивные:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

8

Включение в систему знаний и умений

Давайте вспомним, что мы сегодня с вами изучили:

– Что такое многотабличные БД?

– Какие виды связей вы узнали на этом уроке?

– Что вы можете сказать о связи типа 1:N?



– Это БД содержащая больше одной таблиц.

– Разобрали три типа свзей между данными таблицы: «1:1», «1:N» и «N:N».

– Связь 1:N – с одной записью в первой таблице могут быть связаны сколько угодно записей во второй таблице.

Познавательные:

-структурирование знания;

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

9

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Какие «открытия» вы совершили на уроке?

Что использовали для «открытия» нового знания?

Какие трудности встретили?

Что вам помогло справиться с затруднениями?

Вы достигли поставленной цели?

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 14.

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Личностные:

- самооценка на основе критериев успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

- осознание качества усвоения;

- определение уровня усвоения;

- адекватное восприятие оценки учителя.