Постановка учебной задачи | Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий). | Практический метод: упражнение Словесный метод: беседа | Организует фиксацию и выявление места, причины затруднений, выход на проблемный вопрос. - Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «ДаНетка». Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, поднимите карточку стороной «ДА», не согласен - стороной «НЕТ». Итак, начнём… ИГРА «ДаНетка» 1. Музыка - это наука. 2. Музыка - это искусство. 3. Картины пишет писатель. 4. Книги - это творения художника. 5. Картины пишет художник. 6. Музыку пишет композитор. - А если я скажу так «КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?» на доске записывается проблема: «Может ли композитор написать картину?» - Наши мнения разделились. Что же нам надо сделать, чтобы найти правильный ответ? В роли кого нам надо сегодня побыть? - Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину? - Отгадайте ребус и скажите, какая будет тема нашего урока? - А написал это произведение М.П. Мусоргский. - Всё верно. А какую мы мужем поставить перед собой цель? - Чтобы достичь нашу цель нам нужно составить план урока. - Что мы можем сегодня узнать? - Чему мы будем учиться? - И что мы проверим? | Дети проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, всё фиксируется на доске и быстро подводится итог, что мнения разделились - Нам надо стать композиторами и попробовать самим написать картину. - Звуками - Картинки с выставки - Послушать произведения картинки с выставки - Узнать факты биографии М.П. Мусоргский. - Учиться слушать и анализировать - Проверим умение слушать и анализировать | Ф. | Презентация Маршрутный лист |
Учебное действие | «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание). Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения. Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий. | Практический метод: упражнение Словесный метод: аудиозапись Словесный метод: беседа Словесный метод: аудиозапись Словесный метод: беседа | - Ребята перед вами портрет русского композитора - Модеста Петровича Мусоргского. Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством. Модест Петрович не только любил музыку, но и увлекался живописью. Однажды он посетил выставку своего друга В. Гартмана. Прогуливаясь по выставке его внимание, привлекли 10 картин. Глядя на эти картины, у него появилось огромное желание написать эти картины музыкой. - А назвал он эти произведения, написанные по картинам Гартмана «Картинки с выставки»… - «Картинки с выставки» состоят из 10 самостоятельных фортепьянных пьес: Прогулка; Лиможский рынок; Два еврея – богатый и бедный; Избушка на курьих ножках; Балет невылупившихся птенцов; Богатырские ворота; Гном; 8. Катакомбы Организует работа в группах - Ребята, к нам, кажется, кто-то пришёл… - Давайте посмотрим, что нам принесли. (Почтальон Печкин со словами «Я вам посылочку принёс»). Это три конверта. А что в них, мы сейчас посмотрим в группах. Делимся на группы по смайликам. Посмотрите, у каждого на парте свой смайлик.На каждом конверте прикреплён определённый смайлик, ученики, согласно изображениям организуются в три группы). - Выполните задание согласно указанному алгоритму. Подготовьте защитное слово. РАБОТАЮТ ПО АЛГОРИТМУ: 1. Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? 2. В таблице подчеркните те слова, которые могут относится к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ. 3. Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения: высокие, низкие, средние, громкие, тихие,отрывистые, плавные, быстрые, медленные. 4. Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение? - Предоставляет слово для защиты. - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного композитора М.П.Мусоргского который, когда-то, так же как и вы сегодня, увидел эти замечательные картинки на выставке своего друга В.Гартмана. Увидел и решил эти картинки нарисовать музыкой… - Чья группа справиться с заданием, подаёт сигнал (спрашиваю первую группу, вторая группа внимательно слушает) Ответ I группы: - Теперь давайте прослушаем фрагмент пьесы к вашей картинке (проигрываю фрагмент пьесы к картине). - Схоже ли ваше мнение с музыкой? - Давайте их послушаем и сравним наши впечатления 1.«Балет невылупившихся птенцов» - Кого изобразил художник? - В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы.Одетые птенчиками, они ещё не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку. - Как же изобразил птенчиков М.П. Мусоргский? Как звучит музыка? - Что же делают птенчики? Ответ II группы: - Давайте выслушаем вторую команду. Но сначала я проиграю фрагмент пьесы к вашей картинке (прослушивают фрагмент пьесы) - Схоже ли ваше мнение с музыкой? (делают вывод) - Молодцы! Из вас получились отличные композиторы. 2. «Избушка на курьих ножках» - Что вы видите? - Действительно, замечательная, аппетитная избушка. - Домик необычный? - Кто хозяйка этого домика, кто здесь живёт? - Как же увидел и нарисовал эту картинку в музыке М.Мусоргский? Давайте послушаем. - Эта пьеса и рисунок похожи? - А какую картину нарисовал М. Мусоргский с помощью звуков? Что вы услышали в музыке? - Что изображала музыка? - Как называется летательный аппарат Бабы-Яги? Физминутка | - Почтальон Печкин Слушают отрывков из сюиты «Картинки с выставки», узнавание, обсуждение замыслов композитора, обсуждение использования музыкальных средств выражения - Птенчиков Слушание музыки - Звуки лёгкие, острые, отрывистые, короткие, подвижные, высокие, воздушные. Птенчики маленькие, смешные, неловкие - Птенчики выбираются из скорлупок и, впервые пробуя свои слабенькие ножки, радуются жизни. Они потешно и смешно потряхивают маленькими крылышками, учатся прыгать, тихонечко попискивают тоненькими голосами. У художника – эскизы костюмов, у композитора – танец-шутка. - Красивый, яркий, сказочный, пряничный домик. Домик-часы - Да. Это избушка на курьих ножках. - Баба-Яга -Нет. В музыке слышны сильные, резкие звуки, изображающие удары метлы Бабы-Яги, её сердитые выкрики, ворчание. Музыка звучит быстро, стремительно, беспокойно,энергично. - Полет Бабы-Яги - Ступа | Г. | Смайлики, конверты Презентация Аудиозапись Презентация Аудиозапись Презентация |
Действие контроля и самоконтроля | Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону. | Словесный метод: беседа Практический метод: упражнение | - А теперь посмотрите, все ли понятия вам известны? Мы не знаем что такое сюита. - Это слово вам уже знакомо, потому что сегодня мы с вами как раз послушали отрывки из сюиты…Что такое сюита? Вставьте недостающие слова. (на доске слова МУЗЫКАЛЬНОЕ, НЕСКОЛЬКО ЧАСТЕЙ, ОДНА ТЕМА) - Проверим - Получается, мы с вами сегодня слушали не просто музыку, а сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки». - Какой можем сделать вывод? - Давайте снова поиграем. Игра «ДаНетка» 1.Картины пишет художник. 2.Музыку пишет композитор. 3.Композитор может при помощи звуков написать картину. 4.Композитор ничего не может изобразить музыкой. 5. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему называется сюитой. | КОМПОЗИТОР ХУДОЖНИК СЮИТА - Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему. - Композитор может при помощи звуков написать картину. | Ф. И. Ф. | Презентация |
Действие оценки и самооценки | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Приём "Продолжи фразу" | - Подводим итоги нашего урока. - Внимание на экран. Прошу каждого из ребят выбрать одну из приведённых фраз и продолжить её: Сегодня на уроке я узнал… - что композитор может… - что сюита это… 1. На уроке я научился… 2. Мне было интересно потому, что….. 3. Своей работой на уроке… 4. Я не умел, а теперь умею… 5. На следующем уроке я хочу… - Молодцы! И у меня для вас подарок. Мультфильм, поставленный на музыку М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» («Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов»). (http://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w) - «Весеннее настроение». Если вам понравился урок, то пусть наша яблоня зацветёт. - Все замечательно поработали, спасибо за урок! Организует выход под из класса под музыку | Продолжают фразу Приклеивают цветы яблони на дерево Выходят из класса под музыку | Ф. | Презентация |