СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок повторения, углубления и обобщения изученного. Он проводится с использованием ИКТ и технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Презентация используются для мотивации к предмету, для поддержания интереса к данной теме в ходе всего урока. В конце урока проводится рефлексия, с целью самоанализа обучающихся своей деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания"»

Технологическая карта

Тема: «Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания»

Тип урока: повторение, углубление и обобщение изученного

Цель урока: Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении.

Универсальные Учебные Действия:

Личностные: воспитание чувства восхищения о многообразии русского языка, чувства гордости за свою страну; действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;

Познавательные: структурирование знаний; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ

Регулятивные: волевая саморегуляция; целеполагание

Методы: опрос, чтение стихотворения

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки с заданием по вариантам, карточки со стихотворением.







Ход урока

Технология проведения урока (этапы)


Действия учителя


Действия учащихся


Ресурсы

1. Организационный этап

Контроль готовности к уроку, приветствие и представление.


- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Екатерина Сергеевна

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


2. Мотивационный этап

- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения
- Кто считает, что с хорошим настроением получается любое дело?
- Чтобы наше настроение оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 важных правила:

  1. Хочешь ответить - подними руку!

  2. Работай молча, не мешай другим!

  3. Уважай мнение товарища!

Как понимаете пословицу «Мудрым никто не родился, а научился». (Человек не рождается всезнающим. Постепенно с годами накапливает свой жизненный опыт)

Определяют свой настрой на работу.

Повторяют правила поведения на уроке.

Анализируют пословицу.

















Презентация

3. Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

1. Введение слова корзина.

а) Лексическое значение.

- Я задумала слово, оно обозначает:

1) Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки.

2) В баскетболе: обруч с сеткой.

- Какое это слово?

– Это однозначное или многозначное слово?


б) Состав слова.

– Запишите три однокоренных слова, выделите корень, обозначьте безударную гласную. (Корзинка, корзиночка, корзинушка)



в) Игра «Наполните корзину».

– Наполните корзину предметами, названия которых – это существительные 2-го склонения, «кладите» (записывайте) имена существительные, начинающиеся на буквы слова корзина.

к картофель

о орех

р редис

з зверобой

и ирис

н нарцисс

а ананас

г) – Запишите словосочетание со словом корзина в П.п. (например:

).

– Что вы можете сказать о слове корзина? (1-е скл., безударную гласную в падежном окончании нужно проверять словом – помощником «в земле», значит окончание – е в П.п.)

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор.

Хвостик м_рков_, выдернули по м_рковк_, читал о к_ртофел_, мечтал о к_ртошк_, поднялись по тр_вог_, нарвали букет с_рен_.

-Давайте вспомним алгоритм, как нужно действовать, чтобы проверить безударное окончание имён существительных ударным.

(1. Ставлю существительное в начальную форму (в И.п.) и определяю склонение.

2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму, что и существительное.

3. Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.

4. Проверяю написанное).



Открывают тетради

- Дату

- Восьмое февраля.

Записывают дату, «Классная работа»








- Корзина

- многозначное



Выполняют запись в тетрадь.





Играют в игру.













Записывают в тетрадь.










Вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.









4. Формулирование проблемы

- Мы уже познакомились с алгоритмом “Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного”. Сегодня на уроке будем упражняться, в применении этого алгоритма и определим, в каком падеже и склонении возникает такая проблема.


– Ребята, как вы думаете, в каком падеже и склонении возникает проблема?


(В предложном падеже 1-го, 2-го, 3-го склонения)


Формулируют проблему.

Презентация

5. Развитие умений






























1. Письменный опрос.

– Напишите слова-помощники для проверки падежных окончаний существительных.

I вариант: 1-е скл. 3-е скл. (луна, земля, печь, степь)

II вариант: 2-е скл. 3-е скл. (конь, окно, печь, степь.)

– Какие существительные не имеют окончания? Запишите два слова, (метро, пальто) Не имеют окончания неизменяемые слова.

– Запишите нужное окончание, обозначьте орфограмму:

I вариант: о мамонт.., по алле.., без помощ.. (о мамонте – 2-е скл. Слово-помощник о коне, окончание-е, по аллее – 1-е скл по земле – е, без помощи – 3-е скл без степи – и )

II вариант: без повязк.., о сирен.., к ветк… (без повязки -1-е скл. Слово-помощник без земли, окончание – и, о сирени – 3-е скл о степи – и, к ветке – 1-е скл к земле – е)

Проверка: показывают карточки с И или Е.

Работа по учебнику.

Упр. 190

Упр. 192

Упр. 193

2-3 словосочетания записываются на доске, остальные самостоятельно


Алгоритм самооценки;

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Выполняют письменный опрос.



























Работают по учебнику.







Оценивают себя.







6. Итог урока. Рефлексия

Игра «Верно – неверно».

Учитель читает высказывания, дети их оценивают и исправляют.

1) Написание буквы безударного гласного в падежном окончании существительного – это орфограмма. (Верно.)

2) В безударном окончании имени существительного 3-го склонения всегда пишется буква и. (Верно.)

3) Для проверки безударного окончания существительного можно воспользоваться любым словом-помощником с ударным окончанием. (Неверно.)

4) Для существительного (на) тропинке словом-помощником может быть слово степь, так как оно женского рода. (Неверно.)


– Я работал с…..

– Я доволен собой…

– Я испытываю затруднения…

– Я работал активно…


- Чем мы занимались на уроке? Что было трудно?

- Когда надо проверять правописание гласных букв в падежных окончаниях имён существительных?

- В каком падеже и склонении возникает такая проблема?

Играют в игру.






















Отвечают на вопросы.







7. Домашнее задание

Упр. 3, стр. 25-26

Записывают задание