Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений «Искусство в жизни человека» Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского ; Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Л.А. Неменская.
Москва: издательство «Просвещение», 2015 г.
Учебник музыки для 6 класса Критская Е. Д., Сергеева Г. П
- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
- композиционное решение.
Меж предметные связи: Литература. Иллюстрации картин русских художников-пейзажистов. Русский язык (изложение текста по плану). Природоведение (растительный мир). Музыка. Музыкальные произведения . |
Ресурсы: Учебник; мультимедийное оборудование; презентация, разработанная учителями; карточки с заданиями; карточки с кроссвордом; картины художников-пейзажистов, музыкальные произведения А.Вивальди «Времена года», Э.Грига «Утро», «Заход солнца», Русская народная песня «Вечерний звон» |
№ | Этап | Формы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | УУД |
1. | Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к познавательной деятельности. | Ф, К Ф, К | Вернисаж. Экспозиция из детских рисунков, картины с изображением природы. Музыкальный момент. Звучит легкая музыка. Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию. Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. - Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с миром искусства. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Красотою будем любоваться, И, конечно, творчеством заниматься. - Сегодня у нас необычная выставка. Это картины художников-пейзажистов. | Приветствует учащихся. Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Демонстрирует выставку. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей; -правильность и аккуратность расположения предметов на парте; самостоятельность подготовки; -настрой на урок. Рассматривают картины. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: само регуляция. Личностные: внимание, уважение к окружающим. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. |
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Ф, И | Звучит тихая музыка А. Вивальди "Времена года". Учитель: Пришла весна на место встречи, Накинув бережно на плечи Платок в сиреневых цветах Дорога детства так знакома: Сиренью улицы цветут, И тороплюсь к родному дому, Где так тепло, когда там ждут. (Н. Веденеева). Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса. (А.С.Пушкин). В: - Ребята, о чём эти стихотворения? -Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах. | Организует проверку домашнего задания. Предлагает выполнить кроссворд «Пейзаж» | Выполняют кроссворд с самопроверкой. Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия. Ответы детей О:- О природе. | Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.Регулятивные: умение самостоятельно извлекать нужную информацию, Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; |
3. | Выявление места и причины затруднения. | Ф, К | - Что в кроссворде вас удивило? - Каких художников-пейзажистов вы не знаете? | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. В кроссворде есть фамилии художников ранее не изучаемых детьми, информацию о котором предстоит узнать на этом уроке. | Учащиеся по желанию выходят к доске и убирают не нужные репродукции. Анализируют выполненное задание. Проговаривают, где возникло затруднение и причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. Учатся находить и исправлять ошибки. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; прогнозирование и получение конкретного результата. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
4. | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Ф, К | Учитель И. Как вы уже догадались, сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи. Почему мы их объединили вместе? Ответ ребят: Это виды искусства Учитель И: Тему нашего урока вы сами назовете позже. Учитель И: Мы постараемся ответить на следующие вопросы: Можем ли мы «услышать» живопись и «увидеть» музыку. А рассматривать эту тему мы будем на примере музыкальных произведений и произведениях изобразительного искусства. Учитель М: Обратите внимание на эпиграф урока. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком. Музыка – один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. И в течение урока вы будете художниками. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанной музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства. Учитель М.- Сформулируйте тему и цель нашего урока. - Откуда мы можем получить нужный материал? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания? Учитель И.:- Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой? - Чтобы решить поставленные задачи, мы должны продолжить знакомство с жанром «пейзаж», с русскими художниками – пейзажистами. | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. | Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цель урока. Составляют план достижения цели и определяют средства. Ответы детей | Познавательные: применение методов информационного поиска; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
5. | Реализация построенного проекта. | Ф | Обратите внимание на эпиграф “Нет, не пейзаж влечет меня Не краски жадный взор подметит А то, что в этих красках светит Любовь и радость бытия” И.А. Бунин Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях. В.- Что называется пейзажем? И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов. Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток) Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей) Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы. Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег. Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости. Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира. « У каждого времени года Особенный запах и цвет. Но, так совершенна природа, Что в целом ее краше нет”. О. Рязанова. «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт» Учитель М: Послушайте, о каком времени суток я прочту? Ясно утро. Тихо веет Теплый ветерок; Луг, как бархат зеленеет, В зареве восток. И. Никитин. – Что такое утро? – Восход? – Солнце? – В каком состоянии природа? (Спокойная, тихая, теплая.) Учитель М: Послушайте музыкальную загадку и скажите, созвучны ли стихотворение и музыка? (Учитель предлагает послушать «Утро» Э. Грига.) – Расскажите об этой музыке по плану: Приложение. название композитор в чьём исполнении лад динамика темп характер настроение (План ответа находится на парте.) Учитель М: – «Утро» – маленькая музыкальная картина. Герой встречает восход солнца в Египте, но перед его глазами – родная Норвегия. Он представляет себе, как чуть шелестит ветерок в листве, как просыпаются с пением птицы, как солнце поднимается все выше и освещает горы. Мелодия звучит спокойная, прозрачная, как родниковая вода. Начало ее похоже на пастушьи наигрыши. Главную мелодию играет флейта. – Флейта – деревянный духовой инструмент. А сейчас мы прослушаем это произведение полностью, а вы представьте, что вы художники, перед вами стоит задача – нарисовать рисунок к данному произведению. Что бы вы изобразили и какими красками воспользовались? Ответы детей. Слушание. Во время прослушивания музыкального произведения учащиеся выполняют небольшие зарисовки. Учитель И: А сейчас обменялись рисунками, посмотрели их. Что вы увидели? Мы можем с уверенностью сказать о том, что у каждого из нас изображена природа. | Выступление детей с небольшими рассказами о художниках-пейзажистах по презентации (Г.А. Сорока «Рыбаки»; А.Г. Венецианов «Спящий пастушок» А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; Ф.А. Васильев «Мокрый луг»; И.И. Шишкин «Дубовая роща»; «Рожь»; И.И. Левитан «Вечерний звон»; «Весна. Большая вода»; «Осенний день. Сокольники». | Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о художниках-пейзажистах. Рассуждают о композиции и колорите картин художников-пейзажистов. . Ответы детей Ответы детей | Познавательные. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами. умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: самоопределение, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии. |
6. | Первичное закрепление. | П | Учитель И:Игра «Третий лишний». - На ваших столах лежат карточки, на которых изображены репродукции картин художников с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, исторического жанра. – Вам необходимо исключить лишнее изображение на каждой карточке. - При выполнении задания советуйтесь друг с другом. - Время на выполнение задания – 2 минуты. -Кто из вас может назвать русских художников – пейзажистов? Сообщение ученика о И. Левитане Анализ картины И. Левитан «Вечерний звон». Внимательно всмотритесь в этот пейзаж. – Какое время года здесь изображено? – Какое время суток? – Городской или сельский пейзаж? Разберём композицию картины. – На какой план направляет художник последний луч солнца? – Какое настроение вызывает у нас цветовой колорит этой картины? (спокойное, задумчивое, умиротворённое). Учитель М.– А теперь попробуем вслушаться в эту картину. – Что в ней может звучать? (колокола). Ведь не случайно Левитан высвечивает купола этих двух монастырей. – А что ещё может звучать в этой картине? (по реке плывёт лодка, люди сидящие в ней могут петь? – Какую по жанру песню? СЛУШАНИЕ. Р.Н.П. «Вечерний звон». – А такая песня может звучать? – Она народная или композиторская? Есть ли сходство между этой песней и картиной? (Сходство есть, но они созданы независимо друг от друга). Художник и русская песня отразили одно и то же состояние природы и души человека. Можем сказать, что мы с вами «увидели» музыку и «услышали» живопись. Каким образом мы это сделали? | Организует работу в парах. Объясняет правила игры. Условия игры: На столах лежат карточки. Необходимо проанализировать изображённые репродукции и исключить лишнюю картину. Организует проверку задания. | Учащиеся работают в парах и убирают не нужные репродукции. Анализируют выполненное задание. Проговаривают, где возникло затруднение и причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. | Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.Регулятивные: умение анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
| | | | Личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя. Коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. |
7. | Самостоятельная работа.Творческая практическая деятельность. | Г | «Заход солнца» Э. Грига. Учитель М.: – Какое время суток спряталось в этом стихотворении? Летний вечер тих и ясен, Посмотри, как дремлют ивы, Запад неба бледно красен, И реки блестят извивы… А. Фет. – Послушайте музыкальную загадку. (Учитель предлагает послушать «Заход солнца» Э.Грига.) – Узнали? Как называется? Кто написал? – Эта песня рассказывает о каких то конкретных событиях или это пейзажная зарисовка? – Можно ли объединить стихотворение и песню? – Что их роднит? – Расскажите о музыке, которую вы услышали. (Ученики отвечают по плану) – Песня заканчивается словами Скоро солнце пропадет за алой полосою», а инструментальное заключение дополняет и завершает поэтическую картину. Вокально-хоровая работа: – точное исполнение распевов; – работа над динамикой. – когда мы исполняем эту песню, что рисует наше воображение? (картины природы) Учитель И.: Мы пополним картинную галерею новыми работами. Создадим свои картины природы. Какие средства и приемы вы уже знаете, чтобы правильно организовать пространство пейзажа? Задание 1 на странице 163 учебника(слайд презентации) - Как правильно построить пейзаж? Этапы построения. 1.Выбор уголка природы. Работа выполняется по представлению. 2.Работа начинается с наброска карандашом. 3.Отмечаем линию горизонта 4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы. В.- назовите правила линейной и воздушной перспективы. В.- Что такое перспектива? – Работать будем по сырому». Линия горизонта ниже середины или посередине листа. Берем синюю краску. Смачиваем лист слева направо губкой или широкой кистью. Верхняя часть неба темнее и холоднее: фиолетовый + синий (2-3 мазка); фиолетовый + бордовый или малиновый (1 мазок); бордовый (1 мазок); бордовый + красный (1 мазок); Ниже, теплее: красный (1 мазок); желтый (1 мазок). Работу можно повращать, чтобы мазки немного слились. Можно сделать отмывку и изобразить диск солнца желтым цветом. Лучей много, их не рисуем. Земля утром и вечером темная. Рисуем с черным цветом: зеленый + черный; коричневый + черный; синий + черный. Лес вдали изображаем примакиванием. Деревья изобразим силуэтами Силуэт – очертание предмета, похожее на его тень. – Выберите то время суток, которое соответствует вашему настроению. ( Дети выполняют подмалевок, звучит музыка Э.Грига.) Листву на деревьях можно изобразить по-разному: тычками, облачками, примакиванием. Деревья могут быть ближе и дальше, крупнее и меньше. (Дети изображают пейзаж утра, вечера.) | Звучит русская народная музыка. Во время выполнения работ учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения; 3) контроль качества выполняемой работы. | Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях. Ещё раз анализируют выполненное задание. Ответы детей | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение; самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Личностные: самоопределение, формирование художественного вкуса как способности творчества. |
8. | Рефлексия учебной деятельности. | Ф | Выставка, анализ и оценка работ учащихся. В: - Что мы изучали на уроке? Учитель предлагает закончить предложение: (9 слайд презентации) «Я научился….» •«За этот урок я понял, что…». •«Мне понравилось…». •«Я не напрасно провел этот урок, потому что...». •«Главным для меня было...». • «Урок дал мне для жизни…». - Чему учились на уроке? (Учились слушать и понимать музыку и изображать услышанное на бумаге) Учитель М: Мы говорили о содружестве живописи и музыки. О том, что живопись полна музыкальных звуков, а музыка – красок и образов. Учитель И: И не только говорили, но и пытались найти это сочетание в своих работах. И нам это удалось. Посмотрите еще раз на нашу выставку. Учитель М: Но хотелось бы сказать, все-таки что-то происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает, но становится другим: более чувствительным, тонким, доброжелательным. Учитель И: Любовь к красоте и понимание природы противостоит разрушению. Искусство всегда призывало видеть, понимать, ценить и беречь красоту. Так давайте следовать зову искусства. “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву». К.Г. Паустовский.
| Учитель организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Создаёт ситуацию успеха. Организует выставку работ учащихся. Благодарит за работу. | Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. Делают выводы. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности. | Познавательные: умение структурировать знания и умения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено; прогнозирование и получение конкретного результата. Личностные: осознание своих эмоций. |
9. | Домашнее задание. | Ф | Подбор материала о художниках-графиках. (зарисовки и наброски в разных графических материалах). Подумать, с каким музыкальным произведением П.Чайковского созвучна картина И.Левитана Весна. Большая вода. (Задание в учебнике ИЗО с.161) | Задаёт и комментирует домашнее задание по уровням. 1 уровень – просто найти; 2 уровень – представить в письменной форме; 3 уровень - представить презентацией. | Определяют домашнее задание. Выбирают уровень. | Личностные:самоопределение; проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
Дополнительный материал: иллюстрации художников-пейзажистов, музыка, стихотворения. |
Диагностика достижения планируемых результатов: карточки с заданиями. |
Дополнительные творческие задания: подобрать дополнительную информацию о русских художниках-пейзажистах. |