на тему: «Анализ воспитательного значения уроков по предмету окружающий мир (обществознание)»
Олейникова Н.В.
Тема | Родной край – частица Родины |
Цель | Познакомить обучающихся с природой своей страны, республики, района, жителями и их достижениями. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут: Учить использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, республику, её столицу, свой муниципальный район; учить различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, республики, населенных пунктов; различать флаг, герб страны, республики, района и называть характерные особенности. Развивающие: Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление; Воспитывающие: Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю. |
Планируемые результаты | Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Учебно-методический комплекс | - учебник «Окружающий мир» для 2-го класса Н.В.Виноградова Часть 1. Стр. 132-134 - карта России - презентация к уроку |
Основные понятия | Родина, «малая Родина» |
Организация пространства | Парная, фронтальная, индивидуальная работа |
Межпредметные связи | окружающий мир, чтение |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
III. Постановка учебной задачи. | Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: В руках у учителя узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: -Как вы думаете, что это такое? -Откуда эта земля? - Некоторые люди, уезжая навсегда из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? - Из поколения в поколение передавалась любовь русского народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках. - Вы творчески поработали самостоятельно и подобрали материал о Родине. - Какие сведения вы нашли? - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее? - Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете как мы должны относиться к своей Родине? - Мы должны гордиться, что живём в России. | Отвечают: земля Высказывания обучающихся. Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям. Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение. Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений отношения человека к матери и Родине. Регулятивные: умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: осознание своей этнической принадлежности |
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю. - Ребята, как вы понимаете слово край? - Где мы можем узнать толкование слова край? - Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название. - Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. Побуждение к высказыванию своего мнения. – На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить? - Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?) - Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия. - Итак, отправляемся в путешествие, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить). | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете, в толковом словаре - Край есть у стола, у леса, - Край – место, где мы живём, - Страна или часть страны, область, район Вывешивается табличка: Родной край Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия. | Организует обучающихся на исследование. В большой стране у каждого человека есть свой уголок — город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, родной край. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Проводит беседу по вопросам: - Как называется район, в котором мы с вами живём, наш родной край? - Кто попробует показать на карте. где расположен наш родной край? (Слайд 9) - Может кто-то знает его историю? Высокогорский район - один из самых больших в республике. На юге он подступает к столице Татарстана, а на севере граничит с марийской тайгой. Именно здесь начинается Заказанье, воспетое великим Тукаем. Высокую Гору с ее лесами по праву считают легкими Казани, прекрасной зоной отдыха горожан, дачным местом. Но главное, это - район-труженик. Район был образован 80 лет назад, в 1935 году. На территории района живут 46,235 тысяч человек. Как и любой другой район РТ, он многонационален. Основное население составляют татары и русские, около 1 тысячи – представители других национальностей. В районе возделываются яровая пшеница, озимая рожь, овес, овощи. Основные отрасли животноводства – молочно-мясное скотоводство. Физминутка | Рассматривают карту Республики Татарстан, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о Родине, Родном крае; Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край. |
VI. Включение в систему знаний и повторения нового действия. | 3. Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Подводит к формированию понятия «Родной край». - Можно ли сказать, что край, в котором мы живём, это наша родина? - Что можно назвать Родиной? Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. И мы все любим свой Родной край. Побуждение к высказыванию своего мнения. -А как мы можем заботиться о своей Родине, Родном крае? (беречь ее природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга и законы) 4. Поясняет следующее задание. - Мы сегодня много говорим о родном крае, родном районе, что ещё вам захотелось узнать? (чем можно гордиться: много школ, заводов, красивые дома, главная ценность – люди). - А ещё многие улицы нашего района названы в честь людей, прославляющих нашу Родину, наш край. - Наш район по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история… (Слайд 13) - Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования, красота родного края может быть запечатлена на фотографиях. Предлагаю вам дома просмотреть фотографии, на которых запечатлён ваш любимый уголок района или место отдыха и на следующем уроке нам рассказать об этом. | Высказывания обучающихся, участие в обсуждении. Оперирование изученными понятиями. Ответы детей: например, чем богат район, кем славится? Достопримечательности. Дети выполняют на доске. | Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Инициирование рефлексии учащихся. Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Учитель(обобщая ответы детей) У каждого есть место, где дышится легко, Живется очень просто, и все с ним заодно. То место, где родился и сделал первый вдох. И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток. Проводит беседу по вопросам с целью обобщить полученные на уроке сведения - Что мы называем Родным краем? - Какое чувство вы испытываете, когда говорите о своём родном крае? (Гордость) -А какое желание? (Путешествовать по красивым местам, покататься на транспорте, изучить ближе свой край) - Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей. Мы все обязаны хранить свой край, преумножать его славу и богатства! Самооценка. (Незаконченные предложения) Кружочки Зелёная – мне было легко отвечать на вопросы, вступать в беседу. Жёлтая – я испытывал затруднения, не всегда знал или не мог ответить. Красная – мне было очень трудно, не смог ответить. - Наш родной край – Высокогорский район. Очень красивый край, хочется, чтобы мы все им гордились. Продолжите четверостишие: Наш край родной, Мы __________ тобой! | Отвечают на вопросы. Высказывания предположений учащимися. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его. Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. |