1. Ф.И.О. учителя: Тарабукина Анна Андреевна
2. Класс:_7_ Дата: _________ № урока по п/п: _________№ урока в теме: ___1__________№ урока по расписанию: ___1_________
3. Тема урока: Деньги – помощник торговли
4. Место (вводный, текущий, заключительный) и значение(для формирования каких знаний является основой: что такое «взаимство» или бартер, зачем людям понадобились деньги; какое уравнение решают деньги; какие бывают деньги) урока в изучаемой теме:
5. Цель урока:
5.1. На уровне учителя: создать условия для раскрытия понятия «бартер, выявления причины изобретения денег и закономерности возникновения денег.
5.2. Предметные результаты обучения (таблица 1)
Личност- ные | Регуляти- вные | Познавательные УУД | Коммуника- тивные |
общеу- чебные | логиче- ские | постановка и решение проблемы |
Самоопределение (личностное, жизненное); действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
| Целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
| самостоятельноевыделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска моделирование (преобразование объекта в знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; структурирование знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов ; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; обобщение, сравнение, классификация; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
| формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка. |
6. Дидактические задачи урока:
* объяснить значения понятия «бартер», «деньги», «товарные деньги», «функции денег», «возникновение денег»;
* повторить усвоение ранее изученных понятий и вновь изученных при самостоятельном заполнении учащимися обобщающих схем и таблиц на стр. 46-47 в рабочей тетради ;
* побудить учащихся к составлению презентации «Возникновение и функции денег», к организации выставки «Старинные деньги», к составлению текста тестирования;
* закрепить понятия путем заполнения заданий, данных на стр. 45-49 в рабочей тетради;
* обобщить изученный материал в виде составления текста тестирования.
7. Тип урока: урок изучения новой темы
8. Дидактическая структура урока:
* сформулировать через создание проблемной ситуации понятия «деньги» и выявлению причинно-следственных связей функции денег,
*путем коллективной мыследеятельности спрогнозировать возможные и охарактеризовать понятие «товарные деньги»;
* создать педагогические условия для самостоятельного творческого поиска способов проблемных задач;
9. План изучения нового материала:
9.1. Игра «Молекула-5».
9.2. проблемная ситуация и определения понятия «деньги», работа по рисункам «товарные деньги» на стр. 70, 71.
9.3. организация выставки старинных денег, составления кластера «функции денег».
9.4. составление таблиц в рабочей тетради по материалам учебника.
9.5. игра «Веер» на запоминание «товарные деньги»,
9.7. составление творческой работы учащихся ( домашнее задание).
10. Учебно – методический комплекс:
11. Образовательные педагогические технологии: технология деятельностного метода, ИКТ
12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения): история, обществознание, русский язык.
13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее «цена», «обмен».
Этап урока (мин) | Планируемые результаты обучения | Компоненты УМК | Деятельность |
предметные | метапред- метные (Р,К,П) | лично- стные | учителя | обучающихся |
Организованное начало урока.(1 мин) |
| | - планирование учебного сотрудничества | - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательная мотивация; | | проверка готовности к уроку; - создание благоприятного психологического климата; - приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности | |
Проверка ранее изученного материала. Стадия вызова. ( 7 мин) |
1.Понятия и умения, выносимые на контроль «обмен», «цена» | Поиск и выделение необходимой информации | Анализ объектов с целью выделения признаков; Сравнение; смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; построение логической цепи и рассуждения ; | Самоопределение; смыслообразование ; - внутренняя позиция школьника ; - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества развитие этических чувств и регуляторов морального поведения | Игра по группам «Молекула- 5». Карточки для обмена | - создать условия, чтобы учащиеся получили конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса (не легко договариваться , возникают проблемы при обмене. Может быть, что учащиеся не смогут обменяться , те. Обмен не состоится.) | Работая в группах совершают обмен ( условия на карточках), но не могут совершить обмен, т. к. возникла проблемная ситуация- чего-то не хватает для совершения обмена, или договариваются |
2. определение темы и цели урока | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно | самоопределение | На слайде открывается тема урока, затем цели урока | Подведение к теме урока. Подведение к цели урока | Предполагают формулировку темы урока, ставят цели перед собой |
Изучение нового материала (содержание) (22 мин) |
1.Актуализация знаний | Формулировка понятия «бартер», «товарные деньги» | | учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Работа по рисункам в учебнике на стр. 70,71 | Подводит к выводу. | Делают вывод |
2.Постановка проблемы. | Формулировка понятия « товарные деньги»( товар- «посредник»), «деньги» | постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; | формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Работа по учебнику | Задает вопросы: 1.Какие проблемы возникли при бартере? 2. Как деньги облегчили обмен товарами? | Обсуждение вопросов в группе Самостоятельное чтение информации по учебнику на стр. 69-70 |
3. Далее в соответствии с логикой формирования понятий и умений по учебному предмету | Структурирование знаний по функции денег: - мера стоимости; - средство накопления; - средство обращения; - средство платежа; - мировые деньги( средство товарного обмена между странами | учебно-познавательный интерес анализ, синтез, сравнение, обобщение; - подведение под понятие ; - определение основной и второстепенной информации; Моделирование ( составление кластера) | Заинтересованность предметом изучения. Самоопределение ( с опорой на жизненный опыт), Действия смыслообразования; | Организация выставки «Старинные деньги» Составление кластера по карточкам на основе высказываний героя ( Бог Денег) сказки «Удивительные приключения в стране Экономика» И. В. Липсица | Демонстрация старинных банкнот денег и монет. Составление кластера «функции денег». ; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); | Коллективная работа по организации выставки. Работа по группам над сказкой и составлением кластера. Составление вывода. |
4 самостоятельное изучение материала пол учебнику и заполнение страниц работа в рабочей тетради с последующей проверкой | | учебно-познавательный интерес анализ, синтез, сравнение, обобщение; - подведение под понятие ; - определение основной и второстепенной информации; Моделирование ( заполнение таблиц) | самооценивание | Работа по учебнику и рабочая тетради стр. 46-47 Заполнение таблиц | Создание условий для самостоятельного изучение материала. Координирует работу учащихся | Самостоятельная работа, самооценивание |
Обобщение и закрепление нового материала (3 мин+7 мин + 2 мин) |
1.закрепление понятий «товарные деньги» | Усвоение и владение терминами, Структурирование знаний | Информационный поиск Построение письменного высказывания Контроль и оценка результатов | осознание ответственности за общее дело | Игра «Веер»( каждый ряд составляет свой «веер»: чей ряд больше вспомнит товарных денег. У кого меньше всего повторов, тот и победил). Открывается слайд с вариантами ответов | Создание ситуации успеха. | Индивидуальная самостоятельная работа |
Диагностика результатов обучения |
1. контроль знаний | Контроль знаний | Информационный поиск Построение письменного высказывания Контроль и оценка результатов | Самопроверка своих знаний, самооценивание | Рабочая тетрадь стр. 49-50, в конце появляется слайд с вариантами ответов | Организация самостоятельной работы и проверка | Индивидуальная самостоятельная работа и проверка |
2 рефлексия | контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; | формулирование и аргументация своего мнения | - внутренняя позиция школьника; - самооценка на основе критерия успешности; - рефлексия способов и условий действия ; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | | - дать анализ и оценку успешности достижения учебной цели | - дать анализ и оценку успешности достижения поставленной цели |
Организация домашнего задания (3 мин) |
1.Побуждение интереса составления презентации на тему «Возникновение и функции денег» | Создание учебного продукта | Волевая саморегуляция | Самоопределение | | Мотивация к составлению презентации , применяя ресурсы Интернета | Творческая работа учащихся |
Организованный конец урока | | | | | Подведение итогов | |