Тема урока «Патриотическая песня»
6 класс
Цель: Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных ценностей на примере патриотической песни.
Задачи:
1. Создать условия для выявления роли патриотической песни в жизни человека, её воздействия на чувства людей.
2. Создать условия для формирования патриотических чувств, любви к Родине через патриотическую песню.
3. Создать условия для формирования универсальных учебных действий:
а) Регулятивных:
1. Умение удерживать учебную задачу.
2. Совершать действие и оценивать его в соответствии с поставленной учебной задачей.
б) Познавательных:
1. Анализ музыкального произведения,
2. Выделение существенного главного,
3. Развитие творческого мышления.
в) Коммуникативных:
1. Умение сотрудничать,
2. Умение отстаивать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
- Становление личности школьника с гражданской позицией.
- Становление человека с развитыми творческими способностями и возможностями самореализовываться.
Метод проведения: конференция Zoom(онлайн)
Оборудование: компьютер
Наглядный материал: презентация
У учащихся: толковый словарь, деревянные ложки, пластиковая бутылка 0,33 мл. на 1/8 наполненная крупой
Ход урока
1. Организационный момент: учитель приветствует учащихся и предлагает послушать мелодию песни С. Крылова и С. Никитина «Песня о маленьком трубаче».
2. Основная часть:
1. Вопрос: - Ребята вы сейчас прослушали музыкальный фрагмент. Поделитесь своими чувствами и эмоциями от прослушанной музыки. Какая музыка была по характеру? На слайде выберите прилагательные, характеризующие данный музыкальный фрагмент и напишите их в чате.
Музыкальная характеристика
Радостная Торжественная Энергичная Нежная Спокойная Страстная Тяжелая Сдержанная Степенная Размеренная Серьёзная | Звонкая Бодрая Бойкая Призывная Победная Маршевая Решительная Сердечная задушевная Напевная Плавная | Отважная Четкая Веселая Праздничная Звонкая Бодрая Легкая Полётная Задорная Яркая Строгая |
- Что можно делать под эту музыку? (шагать, маршировать, петь).
- Если на эту музыку можно положить слова, то получается песня.
- О чем может быть эта песня? (о войне, о Родине).
Действительно, это песня «Песня о маленьком трубаче». Автором слов является С.Крылов, а композитором С.Никитин. Предлагаю вам посмотреть и послушать эту песню.
2. Вопрос: - Вам понравилась песня? Можно ли отнести эту песню к патриотической или нет? (Да)
Предлагаю выполнить задание: на слайде выписаны из толкового словаря толкования следующих слов – патриот, патриотизм, герой.
Вы должны распределить слова по их характеристикам.
Патриот - человек, любитель отечества, одушевленный патриотизмом.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг.
3. Вопрос:- Патриот и патриотизм – какие это слова? (Родственные слова). Давайте проверим: что у вас получилось. Патриот – это человек, а патриотизм – это качество человека.
- Что включает чувство патриотизма? Любовь, преданность, готовность (появляется на экране).
- Выделили признаки патриотической песни.
Патриотическая песня – песня, в которой говорится о любви человека к своему отечеству, преданности своему народу и готовности к любым подвигам во имя интересов своей Родины.
4. Вопрос: -Как звучит музыка патриотических песен?(торжественно, в темпе марша)
Учитель: Дети и война – страшное сочетание. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
А сейчас разучим 1 куплет песни С. Крылова и С. Никитина «Песня о маленьком трубаче».
5. Вопрос:- С помощью, какой силы трубач поднял дух солдат и повел в бой? (с помощью музыки, игры на музыкальном инструменте труба).
- А теперь вспомните, к какой группе инструментов симфонического оркестра относится труба? (В группу медно духовых инструментов).
-Какие еще инструменты входят в эту группу? (Валторна, тромбон, туба).
- А сейчас выберите ту информацию, которая соответствует каждому инструменту (ответы по желанию).
6. Предлагаю игру: «Угадай инструмент». Звучит соло каждого из инструментов (учащиеся отгадывают какой инструмент звучал).
7. Игра на инструментах.
Вопрос: - Мы сможем сыграть на этих инструментах? Нет.
- Почему? Надо долго учиться игре на инструменте и музыкальной грамоте.
- Но мы сможем с вами исполнить изученную песню с помощью инструментов шумового оркестра. У вас на столах заранее заготовлены деревянные ложки и пластиковые бутылочки с крупой, которые послужат нам вместо маракасов. (Разбирается роль каждого инструмента, моменты вступления и ритмический рисунок). Звучит исполнение мелодии «Песни о маленьком трубаче» С. Крылова и С.Никитина. Дети аккомпанируют.
8. Вопрос: Сформулируйте тему урока («Патриотическая песня»)
3. Итог урока. Предлагаю вам пройти тест «Музыкальный калейдоскоп»
4. Д/з: Выучить текст песни С.Крылова и С.Никитина «Песня о маленьком трубаче».