Озвучивает тему, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Выдвигает проблему | Мотивация учебной деятельности Эпиграф урока «Крупнейшим событием было…быстрое таяние ледника… Если палеолит был для человека школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы…» Борис Александрович Рыбаков – советский археолог Проблемный вопрос Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя? | Учащиеся определяются с целями урока, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели |
Предлагает индивидуальные задания корректирует допущенные ошибки Побуждает к высказыванию собственного мнения корректирует допущенные ошибки Контролирует выполнение работы корректирует допущенные ошибки Контролирует выполнение работы, корректирует допущенные ошибки Организует проведение кратковременного перерыва в учебе для проведения комплекса упражнений, направленных на предупреждение выраженного утомления и устранения неблагоприятных для здоровья последствий учебной деятельности Контролирует выполнение обучающимися всех упражнений корректирует допущенные ошибки Контролирует усвоение, обсуждение допущенных ошибок при выполнении задания, проводит корректировку ошибок | Основная часть Информационный блок Актуализация знаний фронтальный опрос Почему невозможно стать взрослым человеком, гражданином не зная своей истории? Что или кто помогает человеку помнить историю своей семьи? Почему опыт прошлого важен для каждого человека? Что такое исторические источники, какие виды вы знаете? Индивидуальная работа по карточкам Дайте определение терминам и понятиям: история, нумизматика, археология, геральдика, топонимика Первичное усвоение новых знаний План: Великое оледенение Освоение северных регионов Восточной Европы Переход к производящему хозяйству Скотоводы и земледельцы 1.Около 2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого времени наступали длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяным щитом толщиной до 2, 5 км. Как вы считаете как в таких условиях должны были жить древние люди? Все животные и люди должны были уходить на свободные ото льда земли. Через некоторое время ледник отступал на север, а потом вновь продвигался на юг. Так продолжалось тысячелетиями. Работая с текстом учебника ответьте на следующие вопросы: Когда появились предки современного человека на территории Восточной Европы? Сформулируйте определение к понятию «нижний палеолит» Где были обнаружены самые ранние стоянки современного человека? 2 около 25 тыс. лет назад первобытные люди продвинулись на север. Стоянки древних людей были обнаружены стоянки древних людей на территории рек Печеры, Чусовой и вблизи города Владимир. 20-18 лет назад они достигли современного города Смоленска. 13 тыс. лет назад ледник ушел на север. Жаркое лето сменялось холодной зимой. Травоядные животные зимой паслись на юге, а летом уходили на север. Вместе с ними кочевали и животные Работая с текстом учебника стр 13 дайте определение терминам микролит и мезолит и объясните причины исчезновения крупных животных (назовите не менее 3 причины). Микролит – кусочки кремневых пластин, имевших геометрическую форму, которую легко заменить Мезолит – средний каменный век (11-8 тыс. лет назад) Физкультминутка Человек древнейший жил Давайте покажем, каким же он был. Ниже колен руки свисали, Но делать уже кое-что помогали. Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней) Один о другой их постучали, (стучат кулачками) И раскололся камень, стал острый! Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти) Человек себе похлопал И от радости потопал. 3.8-3 тыс. до н.э. наступает эпоха нового каменного века – неолита. В середине 4 тыс. началось новое похолодание климата. Количество широколиственных лесов уменьшалось, а хвойных наоборот увеличивалось. Человек начал подкармливать диких животных, охотники и собиратели были вынуждены научиться выращивать растения. Используя дополнительный материал начертите схему «Формы хозяйства древних людей». Приведите примеры каждой формы хозяйства Присваивающие производящее Собирательство охота земледелие скотоводство Переход от присваивающей формы хозяйства к производящей называют неолитической революцией Существует две формы хозяйствования – присваивающее основанное на том, что человек берет у природы все, что ему нужно в готовом виде. Если же, человек необходимые для жизни продукты создает собственным трудом, то данная форма относится к производящему. В начале 1 тыс. до н.э. на территории России начался железный век. Железо люди добывали из болотной руды. Люди стали использовать железные орудия труда и оружие. Населения становилось больше, поэтому началась борьба между скотоводами-кочевниками и земледельцами, которые были вынуждены переселиться в лесостепь. Подсечно-огневое земледелие – вид земледелия, основанный на распахивании участка леса, который предварительно был вырублен и сожжен. Перелог – способ хозяйствования при котором после истощения расчищенной земли, ее оставляли на несколько лет | Отвечают на вопросы Дают определение терминам и понятиям Отвечают на вопрос, высказывают собственное мнение, отрабатывают умение осознанно и произвольно строить высказывания Работают с учебником стр 11 Отвечают на вопросы Записывают даты в тетрадь Работают с учебником, осуществляют поиск и выделение необходимой информации Обучающиеся показывают, имитируют поиск и выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными задачами физкультминутки Работают с текстом Составляют схему Усовершенствуют навыки перевода тестовой информации в графическую, поиск и выделение необходимой информации Записывают термины |