Классы | Показатели УУД | высокий | средний | низкий | Диагностические методики |
| Коммуникативные УУД |
5 | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности) | - умеет договариваться, находить общее решение, - умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. - владеет адекватными выходами из конфликта. - всегда предоставляет помощь. Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), положительное одобрение, выступление на школьных конференциях, олимпиадах. | - не всегда может договориться. - не всегда может сохранить доброжелательность. - предоставляет помощь только близким, знакомым. Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции при общении. | -не может и не хочет договариваться. -пассивен или агрессивен. - не предоставляет помощьРекомендации: консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, совместные задания с (в парах и группах), выработка активной позиции при общении., коррекционные занятия по развитию коммуникативных навыков. | Социометрия Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой школьной тревожности Филлипса |
6 | - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает,- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов участие в литературных конкурсах. | -читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов, - высказывает свои мысли по алгоритмуРекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов, (по алгоритму), привлечение к участию в конкурсах | -молчит, не может оформить свои мысли -читает, но ни понимает прочитанного Рекомендации: консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками. | Социометрия Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой |
7 | -различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность. Рекомендации: продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня | -понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях. Рекомендации: Продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах и дебатах городского уровня | -редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным. Рекомендации: консультация специалистов (умение контролировать свои эмоции), изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместные задания с одноклассниками. | Социометрия Анкета «Учебная мотивация» Н.Г.Лускановой Методика« Шкала тревожности» Кондаша |
8 | Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1) Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2) | негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; – замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны | предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; – сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; | общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. | Методики для определения уровня сформированности УУД Александровская Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка |
9 | Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1) Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2) Оценка потенциальных возможностей личности, ее способностей. | негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; – замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего Рекомендации: . нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ни-ми по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей. | предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; – сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Рекомендации: нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей. | общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Рекомендации: данные склонности развивать. | Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах «Оценка уровня развития коммуникативных и организаторских способностей (КОС)» Анкета «Готовность к ОГЭ» |
10 | Диагностика психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1) Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2) | негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; – замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего Рекомендации: . нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ни-ми по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей. | предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; – сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Рекомендации: нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей. | общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Рекомендации: данные склонности развивать. | Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
11 | диагностика психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1) Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2) | негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; – замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего Рекомендации: . нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ни-ми по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей. | предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; – сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Рекомендации: нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей. | общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Рекомендации: данные склонности развивать. | Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка Анкета «Готовность к ЕГЭ» Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
| Личностные УУД |
9 | выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и т.д», что позволяет выполнять разные социальные роли Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (2) Эмоциональное благополучие (4) Выявить наличия профессионального интереса к той или иной области знания,. | -адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки. Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. | - выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. | -Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативна Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников ,поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом | «Характерологическая анкета» «Анкета интересов и способностей» «Определение типа личности (методика Дж. Холланда)» Анкета интересов и способностей Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
10 | Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2) Эмоциональное благополучие (критерий 4) | - сформированы представления о моральных нормах, - имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, - может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.) | положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, - частично сформирован уровень развития моральных суждений, - имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора, - иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации:- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме. | - знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное Рекомендации: -стимулировать чувствительность к переживаниям других, - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме. | Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
11 | Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2) Эмоциональное благополучие (критерий 4) | - сформированы представления о моральных нормах, - имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, - может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.) | - активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, - частично сформирован уровень развития моральных суждений, - имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора, - иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации: создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме. | - знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное Рекомендации: -стимулировать чувствительность к переживаниям других, - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме. | Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
| Регулятивные УУД |
5 | уровень сформированности внимания и самоконтроля | -Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. - Средние показатели объема и концентрации внимания. - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания. | -Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. -Высокие показатели объема и концентрации внимания. -Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено. - Ошибки исправляет самостоятельно. Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля | -Низкие показатели объема и концентрации внимания. - Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий. Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание. | Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая). |
6 | Целеполагание (критерий 1, шкала 2) Самоконтроль (критерий 1, шкала 3) | - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения. Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания | -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. -Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,. Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач. | - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к участию, конкурсах | Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
7 |
8 |
9 | Интеллект | абстрактное мышление развито слабо, что не позволит ему освоить физико–математические науки и развить структурно–лингвистические способности. При обучении в старшем звене может иметь трудности с усвоением знаний по предметам физико–математического профиля. | уровень абстрактное мышление представляется неопределенным. В этом случае данная интеллектуальная операция может поддаваться развитию и образовывать те или иные способности, хотя это потребует больших усилий | уровень абстрактное мышление представляется неопределенным. В этом случае данная интеллектуальная операция может поддаваться развитию и образовывать те или иные способности, хотя это потребует больших усилий | Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра |
10 | Целеполагание (критерий 1, шкала 2) Самоконтроль (критерий 1, шкала 3) | - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения. Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания | -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. -Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,. Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач. | - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к участию, конкурсах . | Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
11 |
| Познавательные УУД |
5 | изучение сформированности навыков : изучение самостоятельности мышления Учебная активность (критерий 1, шкала 1) Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4) | Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита аналитико- синтетическая деятельность. – не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников; | Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется; | Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения. | Тест на оценку сформированности навыков чтения Л.А. Ясюковой Тест на оценку самостоятельности мышления. Методика сравнение и исключение понятий |
6 | пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски; – плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок; | активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает; – редко поднимает руку, но отвечает редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»; | – активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать. правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий. |
7 | Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
8 |
9 | Учебная активность (критерий 1, шкала 1) Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4) | – пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски; – плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок; | – активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает; – редко поднимает руку, но отвечает редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»; | – активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать. правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий. | Методики для определения уровня сформированности УУД Э. М. Александровская, Ст. Громбах |
10 |
11 |