СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта фронтального логопедического занятия "Дифференциация С-З"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта фронтального логопедического занятия "Дифференциация С-З"»

Технологическая карта логопедического занятия



Ф.И.О.

учителя-логопеда

Сергеева Ольга Викторовна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

3 класс. Системное недоразвитие речи при ЗПР. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания

Тема занятия

«Дифференциация С - З»

Тип занятия

Фронтальное занятие по коррекции дисграфии

Используемые технологии

1. Игровая

2. Коммуникативная.

Цель занятия

Дифференциация звуков [с], [с′], [з], [з′] и обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Учить дифференцировать звуки [с] и [з] в словах;

Дифференцировать правильное написание букв С и З;

Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [с] и [з];

Формировать навык слогового анализа слов;

Учить поддерживать беседу с учителем-логопедом и сверстниками.

Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [с] и [з];

Развивать логическое мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать усидчивость и внимательность.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к процессу учения.

Учатся работать по предложенному учителем плану.

Принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют свою деятельность.

Учатся соотносить выполненное задание с образцом, предложенным логопедом.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других.

Учатся работать в коллективе.

Развивать умение вести диалог.

Делают выводы в результате совместной работы группы и логопеда, ориентируются на плоскости листа.

Умеют работать с информацией, представленной в письменной форме. Структурируют полученные знания.

Оборудование

Индивидуальные карточки с заданиями, конверт с письмом; цветные карандаши и ручки.

Речевой материал

Слова: замок; сапог; судак; синяк; козы; косы, сынок; вези; кусок; узоры; волосы; весы; лиса; пузырь; запах; рысь; бузина; бусина; розы; росы; занозы; заносы; занавеска, золото, засада, сказка, вывеска, зелье, сестра, узок, азбука; тормоза; солома; кузина; синица; занеси.



Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации

Цель: привлечение внимания, создание мотивации для занятия.

2 минуты

Словесный.

Фронтальная форма.

Вид деятельности: коммуникативная.

Логопед: «Здравствуйте, ребята!»


Логопед: «Сегодня на почту пришло письмо, и оно адресовано вам – 3-ему классу. Хотите узнать, что вам написали?».

Содержание письма:

Уважаемые обучающиеся 3-го класса!

Сегодня на занятии вы будете проходить квест. В конце квеста вас ждет вознаграждение! Скорее приступайте к заданиям, не теряйте время!

Адресант: буквы С, З.


Логопед: «Ну что, давайте скорее выполнять задания!»

Воспитанники: «Здравствуйте, Ольга Викторовна!»



Воспитанники: «Хотим!».





II. Этап Актуализации знаний

Цель: закрепление знаний о звуках [с], [с′], [з], [з′] и букв их обозначающих.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 минут

Наглядный и словесный.

Фронтальная форма.

Вид деятельности: коммуникативная.

Логопед: «Чтобы приступить к заданиям, нужно освежить память. Скажите, чем отличаются слова Коза и Коса?»


Логопед: «Чем отличаются слова Бузина и Бусина?»



Логопед: «Чем похожи эти звуки? Чем отличаются эти звуки?»






Логопед: «Ребята, вы догадались какие звуки мы будем изучать?»

Логопед: «Вспомните, как пишутся буквы, обозначающие эти звуки? Из каких элементов состоит буква С? З? В какой последовательности пишутся элементы?» Логопед: «Как на письме обозначается мягкость согласных звуков? Как называются эти согласные. Вспомните правило написания парных согласных в корне слова и на конце слов. Эти знания нам пригодятся при выполнении заданий».

Воспитанники: «Отличаются одной согласной. В первом слове слышится звук [з], а во втором звук [с]».


Воспитанники: «Отличаются одной согласной. В первом слове слышится звук [з’], а во втором звук [с’]».


Воспитанники: эти звуки оба согласные, твердые. Они похожи по звучанию, но звук [с] – глухой, потому что если прислонить ладонь к шее, то горло «дрожать» не будет. Звук [з] – звонкий, потому что при произнесении горло «дрожит».

Воспитанники: «Звуки [с], [с′], [з], [з′]».


Воспитанники описывают и изображают в воздухе написание букв С и З.



Воспитанники отвечают на вопросы логопеда.

III. Этап Объяснения (добывания) нового знания)

Цель: дифференциация правильного написания и обозначения приставок и предлогов.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

10 минут

Словесный и наглядный материал.

Фронтальная форма;

Вид деятельности: коммуникативная.

Логопед: «Сначала мы подготовим наши руки к письму».

Логопед: «Выполним пальчиковую гимнастику «Мышка». Повторяйте движения за мной.

Мышка в норку пробралась, (Делаем руками «крадущиеся» движения)

На замочек заперлась. (Скрещиваем пальцы в «замочек» и слегка покачиваем)

В дырочки она глядит, (Делаем из пальцев каждой руки по «колечку»)

На заборе кот сидит. (Руки прикладываем к голове, как ушки и шевелим пальцами)».

Логопед: «В конверте задание. Посмотрим, что это?

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, заменяя в них буквы С или З. И начертите их слоговые схемы. Объясните, что обозначает получившееся слово.

Работа у доски.

_амок; _апог; _удак; _иняк; ко_ы; _ынок; ве_и; ку_ок; у_оры; воло_ы; ве_и; ве_ы; ли_а; пу_ырь; _апах; ры_ь.

Логопед: «Вы выполнили первое задание! Отлично!»

Логопед: «Второе задание вы будете выполнять с помощью карточек, которые я сейчас раздам»

Логопед: «Перепишите слова парами в тетрадь. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Подчеркните буквы, которыми отличается каждая пара слов»



Воспитанники повторяют за логопедом.

















Воспитанники по очереди выходят к доске и выполняют задания.









Воспитанники выполняют задания самостоятельно в тетради.



IV. Этап

Физминутка

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

1 минуты

Словесный материал.


Фронтальная форма;

Вид деятельности: коммуникативная, двигательная.

Логопед: «Сейчас мы немного разомнём наши глаза. Посмотрите на меня и повторяйте».

Упражнение «Диагональ»

Логопед: «Рисуем прямоугольник глазами, начиная вести сторону прямоугольника снизу—вверх-влево-вниз-вправо. Поморгать. Выполнить упражнение в другую сторону. Закончить упражнение морганием».




Воспитанники выполняют упражнение за логопедом.





V. Этап Закрепления

Цель: закрепление навыка правильного написания приставок и предлогов.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

15 минут

Словесный и наглядный материал.


Фронтальная форма, индивидуальная форма;

Вид деятельности: коммуникативная.

Логопед: «Вот ещё одно задание на карточках.

Перед вами слоговая таблица, которая состоит из столбцов и строк. Будьте внимательны».

Первый столбик, первая строка (тор), второй столбик, третья строка (мо), третий столбик, вторая строка (за). Какое слово получилось? Какая парная согласная в данном слове?

Третий столбик, четвертая строка (ку), первый столбик, третья строка (зи), третий столбик, первая строка (на). Какое слово получилось? Какая парная согласная в данном слове?

Второй столбик, четвертая строка (си), первый столбик, третья строка (ни), третий столбик, вторая строка (ца). Какое слово получилось? Какая парная согласная в слове?

Второй столбик, первая строка (со), первый столбик, вторая строка (ло), третий столбик, первая строка (ма). Какое слово получилось? Какая парная согласная в слове?

Первый столбик, четвертая строка (за), второй столбик, вторая строка (не), третий столбик, третья строка (си). Какое слово получилось? Какая парная согласная в слове?

Запишите получившиеся слова, подчеркивая звонкий согласный ручкой, глухой согласный — карандашом, твёрдый – синим, мягкий - зелёным.

Логопед: «И последнее задание на нашем занятии. Оно требует особых усилий. Вы готовы? Вам потребуется разгадать кроссворд».

Задания на индивидуальных карточках.

По вертикали

  1. Ткань. Которая вешается на окна.


По горизонтали


  1. Драгоценный металл желтого оттенка.

  2. Место для внезапного нападения.

  3. Приспособление для выкачивания воды.

  4. Вымышленная история, которая повествует о волшебных героях.

  5. Разновидность рекламы.

  6. Синоним слова «снадобье».

  7. У неё есть брат, а она ему…

  8. Антоним к слову «широк»

  9. Первая книга первоклассника или синоним слова «букварь»

Слова: занавеска, золото, засада, сказка, вывеска, зелье, сестра, узок, азбука.

Воспитанники слушают инструкцию к заданию.






Воспитанник: Тор. Мо. За. Тормоза. Звонкая, твёрдая [з]





Воспитанники: Ку. Зи. На. Кузина. Звонкая, мягкая [з’]



Воспитанники: Си. Ни. Ца. Синица. Глухая, мягкая [с’]



Воспитанники: Со. Ло. Ма. Солома. Глухая, твёрдая [с]


Воспитанники: За. Не. Си. Занеси. звонкая, твёрдая [з], глухая, мягкая [с’]



Воспитанники выполняют задание.











Воспитанники разгадывают кроссворд.





VI. Итог занятия. Этап

Рефлексия


Цель: подведение итога занятия.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 минуты

Словесный

Фронтальная форма;

Вид деятельности: коммуникативная.

Логопед: «Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Сейчас вы можете выбрать себе награду и прикрепить на одежду».


Логопед: «Какое задание вам больше понравилось?»


Логопед: «Спасибо за занятие. До свидания!»






Воспитанники рассказывают, что им понравилось, прощаются.