Создаёт эмоциональный настрой на урок Урок начнем с пословицы. Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает. Как вы понимаете эту пословицу? Как эта пословица связана с уроком? Открываем тетради, пишем число, классная работа Подводит к формулированию темы урока учащимися. Сейчас я возьму небольшое интервью у темы урока, а вам нужно догадаться, о чем будем говорить сегодня на уроке? – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре нас употребляли. Формулирование темы урока. - Какая часть речи отвечала на вопросы? (глагол) - Почему? (Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ) - Что мы должны вспомнить? (правила правописания глаголов) - Мы продолжаем закреплять знания по теме «Глагол». Чистописание. -Какое отношение данная запись имеет к теме урока? ешь, ишь, ть, чь, ти, сь, ся (части слова глагола) Какие части? Докажите. Придумайте слова с данными частями слова - Что такое глагол? Словарная работа. Запишите глаголы под диктовку. Объясните орфограммы (сразу) Составьте словосочетания. Жужжать, чувствовать, гореть, желать, печатать, апрель. - Какое слово лишнее? Почему? Обозначим количество букв и звуков над глаголами. - Какие это все глаголы? - Что такое неопределенная форма глагола? (Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола). Выпишите глаголы. Определите время. Над цветком пчела жужжит И нектар собрать спешит. Весь нектар, что соберет, Превращает пчелка в мед - Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Они имеют настоящее, прошедшее и будущее время) Глаголы изменяются по числам. Они имеют единственное и множественное число). - Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам). - Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам). Прочитайте, охарактеризуйте это предложение. Назовите грамматическую основу. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! - Выпишете глаголы в столбик и определите время, лицо, число и если есть род. Тает – наст.вр, 3 л., ед.ч., Бегут –наст.вр., 3 л, мн.ч Повеяло – прош.вр., ед.ч., ср.р. Засвищут- буд.вр., 3 л, мн.ч. Оденется- буд.вр., 3 л, ед.ч - Что вы можете сказать о слове «повеяло». (Глагол в форме прошедшего времени). - Чем отличается глагол прошедшего времени? (наличие суффикса –л-, в единственном числе изменяется по родам). -Что вы можете сказать о глаголе «оденется? (Возвратный) Посмотрите на слайд. Весна – красавица, Она мне очень нравица! - Какая допущена ошибка в предложении? - Значит и в слове «красавица» нужно писать тся? (Нет, это существительное.) - Какое правило нужно вспомнить? (Правила написания глаголов, заканчивающиеся на тся, ться) -Запишите только глаголы, определите, нужно писать ь или нет. Грамоте учиться - всегда пригодится. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы. (Групповая работа, работа на карточках) Зарубить на носу – __________________. Держать язык за зубами – __________________. Вешать нос – __________________. Мозолить глаза – __________________. Ломать голову – __________________. Дрожать как осиновый лист — __________________. Витать в облаках - ____________________________, Назови все предложения, в которых слово лететь использовано в прямом значении. 1) Мысли летят легко. 2) Птицы летят высоко. 3) Годы летят незаметно. 4) Аэропланы летят по небу. 5) Автомобили летят по дороге. - Вспомним, как у глаголов определить спряжение? Самостоятельная работа. Определи спряжение глаголов. Ярко светит весеннее солнце. На деревьях распускаются нежные листочки. Прогремел уже первый весенний гром. Дети весело играют на улице. Работа с учебником Упр.245 (устно) Не с глаголами Послушайте загадку и отгадайте ее. Определите вид орфограммы. Сформулируйте правило. (Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. (Ненавидеть, негодовать, неволить Творческая работа. Развитие речи. Составить текст Составьте небольшой текст, используя глаголы. Журчать, звенеть, шелестеть, свистеть, петь, чирикать, щебетать, кричать, смеяться, фыркать, капать, рычать, долбить, греметь, жужжать, лопаться. Например: Трескается тонкий лёд на реке. Журчат весёлые ручейки. На деревьях лопаются почки и распускаются зелёные листочки. Повсюду поют весёлые песни птицы, жужжат насекомые. -Что можете об этих глаголах сказать? Проверка в виде игры «солнышко». (Поднять солнышко, если утверждение верно). Глагол – это служебная часть речи. (Самостоятельная) Глагол – обозначает предмет. Глагол – отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол – в прошедшем времени в ед.ч. не изменяется по родам. Глагол – изменяется по числам. Глагол – изменяется по падежам. Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам. Глаголы в предложении являются подлежащим. Глаголы прошедшего времени имеют суффикс -л-. Я усвоил тему «глагол» не очень хорошо. Мне нужно еще поработать над этой темой. Я усвоил все , и это поможет мне в жизни |