СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. И.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта.И.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. И.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…».»

Психологический настрой детей на урок.

-Добрый день,ребята.Как ваше настроение?Правда,сегодня солнечный день? Улыбнитесь друг другу ,пожелайте удач на уроке.Салитесь,

- Сегодня работаем необычно: в парах, перед вами цветные листы,обьединитесь в пары За работу вы получите зелененькие листочки

.

- Как вы думаете, какие правила работы в паре?


Самоопределение


Правила работы в группе:

1) слушать друг друга

2) выступает один

3) не шуметь


Просмотр слайдов о природе под песню «С чего начинается родина?» в исполнении М.Бернеса.

- Как вы думаете, что такое родина?

- Для точности можно обратиться к толковому словарю Ожегова.


Чтение стихотворений И.Бунина


- На столе каждой пары лежат листы со стихотворениями («Листопад» («Лес, точно терем расписной...»), «Розы», «Родине», «Матери»).

Посмотрите их и давайте прочитаем.

- О чем эти стихотворения?

- Какие чувства выражаются?

(глубокое сочувствие, сострадание и понимание слышится в стихотворении «Родине»).


- Что объединяет эти стихи?

- Может быть, кто-то знает их автора?

(Если не знают, сообщает учитель)


Слайд из презентации о И.Бунине


- Детство Ивана Алексеевича Бунина прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов



Место, где ты живешь, родился


место, страна, где человек родился





Читают вслух разные стихи



О природе, розах, родине, матери



Чувство любви, красот,



Тема родины, природы, родного человека - мамы



Бунин Иван Алексеевич,сообщение






- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- тема «О родине и природе» и вспомнили имя русского поэта Бунина?



Будем учиться читать, анализировать новые стихотворения Бунина о природе


- Как вы думаете, какое дерево является символом России?

- И поэтому у каждой группы своя березка, на которую вы прикрепите после выполнения заданий листочки.

- Давайте вспомним правила работы в группе.


Время 1мин.


- Откройте учебник и посмотрите, с каким произведением Бунина будем знакомиться.

- Во время прослушивания актерского чтения стиха по желанию можно следить по книге, и подумайте, о чем стихотворение и какова его основная мысль.

прослушивания актерского чтения

Иллюстрация к тексту стиха


Березка


Правила работы в группе:

1) слушать друг друга

2) выступает один

3) не шуметь


«Помню – долгий зимний вечер…»


Стихотворение о том, как мама укладывает сына спать, а ему представляется лес, жаркий день…

Основная мысль – любовь матери к сыну, любовь к природе…

Словарная работа

Полумрак - очень слабое освещение, состояние, близкое к темноте, мраку

Лампада - небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.


Межа - граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

Внимать - устар., книжн., поэт. обращать всё своё внимание на восприятие чего-либо; слушать, прислушиваться


Обвеянный (обвеять) - обдать струей воздуха, ветром; окружить, обнять

Забываться (забыться) - замечтаться, впасть в задумчивость; отвлечься мыслью от действительности, от повседневных забот


Грезы - сновидение, мечта, видение, игра воображенья во сне или наяву.

Невнятный - плохо слышный, неотчётливый, непонятный.



- Сейчас начинается дружное сотрудничество в паре


- У каждой пары на столе находится пакет с материалом и планом работы. Открываем задание № 1 – Цветовая гамма






Прослушивание аудоизаписи музыки П.И.Чайковского «Времена года».


- Что используют композиторы для передачи звуков природы?

Демонстрация репродукций картин о природе

- Что запечатлели на своих полотнах художники?

- С помощью чего изображают художники природу?

- А с помощью чего это можно сделать в литературе?

Задание: в тексте стихотворения И.Бунина найдите слова, по которым можно понять, ощутить цвет. Выпишите их и рядом нарисуйте кружок, полоску (или другую фигуру) этого цвета.


- Расскажите, что у вас получилось.

- Зачем нужны Бунину такие слова?

- Все справились с этим заданием успешно



Задание №2 – Сопоставление: к данным словам найдите соответствующее лексическое значение (выбирают из слов-карточек ). Задание выполняется на скорость. Как только выполните, поднимаете руку.

таблица








- Сверьте свои ответы с эталоном (образец). У всех получилось? У кого не получилось? Что вызвало затруднения?


- Прочтите еще раз эти слова уже в стихотворении Бунина. Какоенастроение они вместе создают?


Первой группе – 3 листочка, второй –два, третьей, четвертой – по одному.


Задание №3 – Образ (Средства выразительности): найдите эпитеты, выпишите их. Поясните, что они выражают, создают, указывают.


За помощью обращайтесь к справочному материалу по теории литературы (слайд, листы на столах).


(могут найти золотые волны ржи, но это является метафорой)


- Все получилось? У кого затруднения? Сверьте с эталоном.


- Что помогают выразить? Какое впечатление они оставляют? Какой из эпитетов повторяется дважды?


Вручение листочков.






- Музыкальные инструменты


- Деревья весной, море голубое, луга цветущие


- С помощью красок


- С помощью слов


Самостоятельно находят слова, выражающие цвет, выписывают, рисуют цветовую фигуру

Зимний – белый

Полумрак – серый

Свет лампады – желтый

Лес – зеленый

Летний зной – красный, оранжевый

Березы – белый с черными полосками

Золотые волны ржи - желтый


Рассказывают, прикрепляют на доску

Для создания цветной картинки в нашем воображении нужны слова, выражающие цвет



Проводят сопоставление, наклеивают, рассказывают


Они создают настроение мечтательности, спокойствия, тишины




Находят эпитеты и дают пояснение.


Долгий зимний вечер – указывает на ранний вечер зимой

Тихий шепот леса – листочки деревьев слегка шумят

Полдневный летний зной – указывает на середину дня летом

Знакомому совету – совет от родного человека, мамы

С тихим сном - бесшумный

Невнятный шум берез – плохо слышный шелест листьев берез



Сверяют с эталоном (обращаются к справочному материалу по теории литературы)


Помогают выразить чувство душевного спокойствия, умиротворенности

Дважды повторяется тихий шепот, сон

Время 1мин. Наклоны головой, движения плечами, кистями рук.

Выполняют упражнения.

- Как называются слова, что помогают поэту Бунину создать в стихотворении тихое, спокойное настроение, выразить чувство любви?


- Что же произойдет, если мы их уберем? Давайте проведем эксперимент: из текста стихотворения уберите эпитеты

- Читаем текст без эпитетов.


- Какой вывод можно сделать? Зачем они нужны поэтам?




-Давайте представим, что мы – поэты и художники. Сочиняем небольшой текст, то есть миниатюру, на тему родины, родной природы. Рисуем иллюстрацию к этой миниатюре. Можно выполнять индивидуально или группой. Для этого у вас есть фломастеры, ключевые слова для миниатюры и листы бумаги.




эпитеты



находят эпитеты и убирают их из текста


Читают текст стихотворения без эпитетов


Стихотворение без эпитетов стало скучным, невыразительным, без настроения. Поэтам нужны для выражения чувств, эмоций, душевности и теплоты





Сочиняют, рисуют, читают свою миниатюру

- И в заключение давайте составим синквейн. Прочтите.


-Какой момент урока вам больше всего запомнился?

-Выскажите свое впечатление об уроке в нескольких словах.

-Что удалось нам сегодня на уроке?

-Чем запомнится эта встреча?

-Кто узнал новое для себя?


- А теперь посмотрим, какие же березки у нас получились: прикрепляем листочки и синквейн.


Время 2мин.

Составляют синквейн, читают


Что?

1 существит.

Родная природа

Какая?

2 прилагат-х


Что делает?

3 глагола


Ваши мысли по теме

Фраза из 4, 5 слов


Синоним 1-го слова

1 существит.



Подготовить выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»


-Дети, всех благодарю, всем спасибо.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!