Психологический настрой детей на урок. -Добрый день,ребята.Как ваше настроение?Правда,сегодня солнечный день? Улыбнитесь друг другу ,пожелайте удач на уроке.Салитесь, - Сегодня работаем необычно: в парах, перед вами цветные листы,обьединитесь в пары За работу вы получите зелененькие листочки . - Как вы думаете, какие правила работы в паре? | Самоопределение Правила работы в группе: 1) слушать друг друга 2) выступает один 3) не шуметь |
Просмотр слайдов о природе под песню «С чего начинается родина?» в исполнении М.Бернеса. - Как вы думаете, что такое родина? - Для точности можно обратиться к толковому словарю Ожегова. Чтение стихотворений И.Бунина - На столе каждой пары лежат листы со стихотворениями («Листопад» («Лес, точно терем расписной...»), «Розы», «Родине», «Матери»). Посмотрите их и давайте прочитаем. - О чем эти стихотворения? - Какие чувства выражаются? (глубокое сочувствие, сострадание и понимание слышится в стихотворении «Родине»). - Что объединяет эти стихи? - Может быть, кто-то знает их автора? (Если не знают, сообщает учитель) Слайд из презентации о И.Бунине - Детство Ивана Алексеевича Бунина прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов | Место, где ты живешь, родился место, страна, где человек родился Читают вслух разные стихи О природе, розах, родине, матери Чувство любви, красот, Тема родины, природы, родного человека - мамы Бунин Иван Алексеевич,сообщение |
- Как вы думаете, какое дерево является символом России? - И поэтому у каждой группы своя березка, на которую вы прикрепите после выполнения заданий листочки. - Давайте вспомним правила работы в группе. Время 1мин. - Откройте учебник и посмотрите, с каким произведением Бунина будем знакомиться. - Во время прослушивания актерского чтения стиха по желанию можно следить по книге, и подумайте, о чем стихотворение и какова его основная мысль. прослушивания актерского чтения Иллюстрация к тексту стиха | Березка Правила работы в группе: 1) слушать друг друга 2) выступает один 3) не шуметь «Помню – долгий зимний вечер…» Стихотворение о том, как мама укладывает сына спать, а ему представляется лес, жаркий день… Основная мысль – любовь матери к сыну, любовь к природе… |
Словарная работа | Полумрак - очень слабое освещение, состояние, близкое к темноте, мраку Лампада - небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей. Межа - граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли. Внимать - устар., книжн., поэт. обращать всё своё внимание на восприятие чего-либо; слушать, прислушиваться Обвеянный (обвеять) - обдать струей воздуха, ветром; окружить, обнять Забываться (забыться) - замечтаться, впасть в задумчивость; отвлечься мыслью от действительности, от повседневных забот Грезы - сновидение, мечта, видение, игра воображенья во сне или наяву. Невнятный - плохо слышный, неотчётливый, непонятный. |
Прослушивание аудоизаписи музыки П.И.Чайковского «Времена года». - Что используют композиторы для передачи звуков природы? Демонстрация репродукций картин о природе - Что запечатлели на своих полотнах художники? - С помощью чего изображают художники природу? - А с помощью чего это можно сделать в литературе? Задание: в тексте стихотворения И.Бунина найдите слова, по которым можно понять, ощутить цвет. Выпишите их и рядом нарисуйте кружок, полоску (или другую фигуру) этого цвета. - Расскажите, что у вас получилось. - Зачем нужны Бунину такие слова? - Все справились с этим заданием успешно Задание №2 – Сопоставление: к данным словам найдите соответствующее лексическое значение (выбирают из слов-карточек ). Задание выполняется на скорость. Как только выполните, поднимаете руку. таблица - Сверьте свои ответы с эталоном (образец). У всех получилось? У кого не получилось? Что вызвало затруднения? - Прочтите еще раз эти слова уже в стихотворении Бунина. Какоенастроение они вместе создают? Первой группе – 3 листочка, второй –два, третьей, четвертой – по одному. Задание №3 – Образ (Средства выразительности): найдите эпитеты, выпишите их. Поясните, что они выражают, создают, указывают. За помощью обращайтесь к справочному материалу по теории литературы (слайд, листы на столах). (могут найти золотые волны ржи, но это является метафорой) - Все получилось? У кого затруднения? Сверьте с эталоном. - Что помогают выразить? Какое впечатление они оставляют? Какой из эпитетов повторяется дважды? Вручение листочков. | - Музыкальные инструменты - Деревья весной, море голубое, луга цветущие - С помощью красок - С помощью слов Самостоятельно находят слова, выражающие цвет, выписывают, рисуют цветовую фигуру Зимний – белый Полумрак – серый Свет лампады – желтый Лес – зеленый Летний зной – красный, оранжевый Березы – белый с черными полосками Золотые волны ржи - желтый Рассказывают, прикрепляют на доску Для создания цветной картинки в нашем воображении нужны слова, выражающие цвет Проводят сопоставление, наклеивают, рассказывают Они создают настроение мечтательности, спокойствия, тишины Находят эпитеты и дают пояснение. Долгий зимний вечер – указывает на ранний вечер зимой Тихий шепот леса – листочки деревьев слегка шумят Полдневный летний зной – указывает на середину дня летом Знакомому совету – совет от родного человека, мамы С тихим сном - бесшумный Невнятный шум берез – плохо слышный шелест листьев берез Сверяют с эталоном (обращаются к справочному материалу по теории литературы) Помогают выразить чувство душевного спокойствия, умиротворенности Дважды повторяется тихий шепот, сон |
- Как называются слова, что помогают поэту Бунину создать в стихотворении тихое, спокойное настроение, выразить чувство любви? - Что же произойдет, если мы их уберем? Давайте проведем эксперимент: из текста стихотворения уберите эпитеты - Читаем текст без эпитетов. - Какой вывод можно сделать? Зачем они нужны поэтам? -Давайте представим, что мы – поэты и художники. Сочиняем небольшой текст, то есть миниатюру, на тему родины, родной природы. Рисуем иллюстрацию к этой миниатюре. Можно выполнять индивидуально или группой. Для этого у вас есть фломастеры, ключевые слова для миниатюры и листы бумаги. | эпитеты находят эпитеты и убирают их из текста Читают текст стихотворения без эпитетов Стихотворение без эпитетов стало скучным, невыразительным, без настроения. Поэтам нужны для выражения чувств, эмоций, душевности и теплоты Сочиняют, рисуют, читают свою миниатюру |
- И в заключение давайте составим синквейн. Прочтите. -Какой момент урока вам больше всего запомнился? -Выскажите свое впечатление об уроке в нескольких словах. -Что удалось нам сегодня на уроке? -Чем запомнится эта встреча? -Кто узнал новое для себя? - А теперь посмотрим, какие же березки у нас получились: прикрепляем листочки и синквейн. Время 2мин. | Составляют синквейн, читают Что? | 1 существит. | Родная природа | Какая? | 2 прилагат-х | | Что делает? | 3 глагола | | Ваши мысли по теме | Фраза из 4, 5 слов | | Синоним 1-го слова | 1 существит. | | |