СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта и конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме «Арифметическая прогрессия».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта и конспект урока по теме "Арифметическая прогрессия"»

Технологическая карта урока.

Предмет, класс

алгебра, 9 класс

Учитель

Михайленко Юлия Сергеевна

Тема урока,

«Арифметическая прогрессия»

Место и роль урока в изучаемой теме

первый урок по теме «Арифметическая прогрессия».

Тип урока

изучение нового материала

Цель урока

сформировать понятие арифметической прогрессии и ее компонентов; научить применять полученные знания при решении основных типов задач на арифметическую прогрессию.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности.

 организовать работу по развитию умений определять понятия, создавать обобщения;

развитию умений анализировать.


способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, доказывать свою точку зрения; формирование целостного мировоззрения.


Актуальность использования средств ИКТ

Вид используемых на уроке средств ИКТ


  • Наглядность для обеспечения подачи учебного материала и многократности его повторения без физических затрат учителя;

  • Расширение возможностей для самостоятельной творческой деятельности обучающихся;

  • Привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

  • Развитие познавательных способностей обучающихся;

  • Экономия учебного времени.

Используемые на уроке средства ИКТ

  1. Авторская презентация.



Характеристика этапов урока

п\п

Этап урока

Время (мин.)

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

1 мин


Приветствие, организация внимания детей

Включение в деловой ритм урока: планирование, контроль, выполнение действий по заданному плану учителя




2

Актуализация знаний и умений

5 мин

Устный счет. Теоретически-практический тест

(2 варианта) с последующей взаимопроверкой.

Организует воспроизведение знаний и умений, необходимых для решения проблемных ситуаций

Поиск и выделение необходимой информации о последовательностях, структурирование знания по теме «Последовательности»

Управление поведением партнёра (контроль, оценка действий партнёра)

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном.

Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Числовые последовательности».

3

Этап проблематизации

5 мин

Работа с числовыми последовательностями (разделить последовательности на две группы и обосновать свой выбор) (в парах) и кроссворд (в группах).


Создаёт условия для осознания обучающимися существа проблемы и формулирования темы урока.

Осуществляет обратную связь.

Анализ числовых последовательностей с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации последовательностей, подведение под понятие.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция, построение речевых высказываний.

Включение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний. Осознание проблемной ситуации, формулирование темы урока «Арифметическая прогрессия»

4

Целеполагание и мотивация

3 мин

Формулировка цели и задач урока для обучающихся и учителя.

Организует принятие цели и постановку задач урока обучающимися.

Самостоятельное выделение и формулировка учебной цели.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли

Целеполагание, построение речевых высказываний

Постановка учебной задачи и цели предстоящей деятельности.

5

Усвоение новых знаний и способов усвоения

5 мин

Формулировка определения арифметической прогрессии, обозначение арифметической прогрессии, решение задач.

Формула n-го члена арифметической прогрессии.

Организует работу по формулированию определения арифметической прогрессии, выводу формулы n-го члена, вводит необходимую информацию, обеспечивает фиксацию необходимого материала в знаково-символическоцй форме:

аn1+(n-1)d.

Осуществляет обратную связь.

Выдвижение гипотез, подведение под понятия, выведение следствий, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Контроль, коррекция, волевая саморегуляция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии


Динамическая пауза

2 мин







6

Организация первичного закрепления

5 мин

Выявление типов решения задач с применением формулы n-го члена арифметической прогрессии.

Решение задач на применение формулы n-го члена арифметической прогрессии.

Определяет границы применимости формулы n-го члена арифметической прогрессии.

Организует работу по выявлению характеристического свойства.

Показывает образец записи решения задачи.

Осуществляет обратную связь.

Поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли, построение речевых высказываний.

Контроль, коррекция.

Выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Организация первичного контроля

5 мин

Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в знаниях

Самостоятельная работа (решение заданий из ОГЭ)

Самопроверка задач самостоятельной работы по образцу



Успешное выполнение самостоятельной работы

8

Подведение итогов урока

1 мин

Дать качественную оценку класса и отдельных учащихся






9

Информация о домашнем задании

1 мин

На слайде






10

Этап рефлексии

2 мин


Организует процесс контроля и оценки, создаёт атмосферу взаимного доверия. Осуществляет обратную связь.

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Умение достаточно полно и точно излагать свои мысли,

Оценка

Осознание обучающимися результата своей деятельности на уроке, уровня личностного продвижения в данной области знаний.

Получение

информации о результатах учения.



Конспект урока по теме: «Арифметическая прогрессия»

Тип урока: урок изучения нового знания

Образовательные цели:

создать условия для формирования первоначальных представлений об арифметической прогрессии; поиска и выделения необходимой информации; подведения под понятия; выведения следствий; умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формирования образовательной компетентности.

Развивающие цели:

организовать работу по развитию умений определять понятия, создавать обобщения;

развитию умений анализировать.

Воспитательные цели:

способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, доказывать свою точку зрения; формирование целостного мировоззрения.

Ход урока


1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

2. Этап актуализации знаний и умений.

- Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем ещё одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим ваш багаж и выясним, готовы ли вы к восхождению.

(Слайд 1)

Устный счет.

  1. В последовательности (хn): 9; 7; 5; 3; 1; - 1; -3; … назовите первый, четвёртый, шестой и седьмой члены.

(Слайд 2-3)

  1. Числовая последовательность задана формулой an=2n+5. Заполните таблицу.


a1

a2

a3

a4

a5

a6

a7

a8

?

?

?

?

?

?

?

?

7

9

11

13

15

17

19

21

(Слайд 4-5)

  1. Числовая последовательность задана формулой an=n(n-1). Заполните таблицу.


a1

a2

a3

a4

a5

a6

a7

a8

?

?

?

?

?

?

?

?

0

2

6

12

20

30

42

56

-Давайте вспомним, какие способы задания последовательностей чисел вы знаете?

-Аналитический (с помощью формулы), словесный, рекуррентный.


Следующим шагом выполнение заданий по карточкам.

Теоретически – практический тест

Вариант 1

1. Последовательности бывают:

а) конечные б) постоянные в) бесконечные

2. Числа, образующие последовательность, называются:

а) членами б) номерами в) числами

3. Найдите первые 3 члена последовательности, заданной формулой n – го члена хn = 2n – 1

а) 2; 7; 8;… б) 1; 3; 5; … в) -1; 2; 6; …

4. Найдите седьмой член последовательности ( аn), заданной формулой: аn = n( n + 1 )

а) 5 б) 12 в) 56

5. Найдите второй член последовательности ( сn ), если с1 = 8; сn+1 = cn – 1

а) 6 б) 7 в) 8

Вариант 2

1. Последовательность обозначается

а) хn б) аn в) ( xn )

2. Способы задания последовательностей:

а) формулой n – го члена б) рекуррентный способ в) словесный

3. Члены последовательности обозначаются:

а) а1, а2, а3,… б) 1а, 2а, 3а,… в) а1, а23,….

4. Найдите второй член последовательности ( сn ), если с1 = 8; сn+1 = cn + 1

а) 9 б) 7 в) 3

5. Найдите шестой член последовательности ( аn), заданной формулой: аn = n( n + 1 )

а) 67 б) 42 в) 56


(учащиеся выполняют тест по вариантам, при проверке обмениваются тестами и выполняют взаимопроверку по предложенным ответам, выставляют оценки согласно критериям. За каждое верно выполненное задание 1 балл) (Слайд 6)


Вариант

1

2

3

4

5

1

а, б, в

а

б

в

б

2

в

а, б, в

в

а

б

- Поставьте оценки в листы для самооценки, которые вы сдадите в конце урока.

(Приложение 1)

- Кто всё правильно выполнил? У кого 1 ошибка? 2 ошибки?

- Молодцы! Теперь можно смело отправляться в путь. Путь к вершине всегда труден, и чтобы её достичь, нужно преодолеть немало испытаний. Перед вами первое испытание.


3. Этап проблематизации.

(Работа в парах + группа из 4 человек разгадывает кроссворд)

(Слайд 7)

Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак.

(an): 3; 6; 9; 12…

n): 3; 9; 27; 81…

(cn): 2; 4; 8; 16…

(bn): 1; 3; 5; 7…


(an): 3; 6; 9; 12…

(bn): 1; 3; 5; 7…

n): 3; 9; 27; 81…

(cn): 2; 4; 8; 16…


- В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа или два соседних члена отличаются на одно и то же число.

- Во второй группе следующий член последовательности получается при умножении предыдущего на число.

- Кто готов ответить? Какие ещё варианты?

- Теперь сравните полученные результаты с образцом и поставьте оценки. (Слайд 8)

(Правильно сгруппированы последовательности и верно определён признак – «5», верно сгруппированы последовательности, но признак определён неверно – «4», допущены 1 - 2 ошибки при группировке последовательностей, признак определён неверно – «3», допущено больше 2 ошибок, признак не определён или определён неверно – «2»)

Поднимите руки у кого «5», «4».


Ребята, давайте сравним последовательности:

(an): 3; 6; 9; 12… и (хn): 3; 9; 27; 81…

Найдите между ними различия.

- В первой последовательности увеличивается на 3, а во второй последовательности увеличивается в 3.

Записать на доске: 1; 3; 5; 7; 9… an=2n+1

2; 4; 6; 8; 10… an=2n

-Что это за последовательности? Могу ли я представить их с помощью формулы?

-Это последовательности нечетных и четных чисел. Да.

- Ребята, как вы думаете, изучением чего мы сегодня займемся?

-Изучением данных последовательностей.

-Чему мы сегодня научимся?

-Задавать формулой данные последовательности.


- Как называется каждая из этих последовательностей нам скажут ребята, работавшие в группе.










1

П

е

р

в

ы

й











2

п

Р

е

д

ы

д

у

щ

и

й








3

к

О

н

е

ч

н

а

я












Г













4

р

е

к

у

Р

р

е

н

т

н

ы

й








5

ч

л

Е

н

ы










6

в

о

з

р

а

С

т

а

ю

щ

а

я











7

С

л

о

в

е

с

н

ы

й









8

И

н

д

е

к

с




9

у

б

ы

в

а

ю

щ

а

Я










Вопросы:

  1. Номер члена последовательности, стоящего в самом начале. (Первый)

  2. Член последовательности, стоящий перед любым ее членом, начиная со второго. (Предыдущий)

  3. Последовательность, в которой конечное число членов. (Конечная)

  4. Способ задания последовательности, который в переводе с латинского означает «возвращаться» . (Рекуррентный)

  5. Числа, образующие последовательность. (Члены)

  6. Последовательность, в которой каждый следующий член больше предыдущего. (Возрастающая)

  7. Способ при котором правило составления последовательности описано словами. (Словесный)

  8. Число, указывающего порядковый номер любого члена последовательности. (Индекс)

  9. Последовательность, в которой каждый последующий член меньше предыдущего. (Убывающая)

-Это … (прогрессия). Верно.

Проверьте ваши ответы и поставьте оценки согласно критериям. (Слайд 9)

(Всё правильно – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», больше 3 ошибок – «3»)

-Что мы сегодня будем изучать? (прогрессии)

Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперёд»)

Прогрессии бывают арифметические и геометрические.

Сегодня мы изучим одну из них. Предлагаю начать с арифметической прогрессии.

- Тема урока: «Арифметическая прогрессия» (Слайд 10)


4. Целеполагание и мотивация.

-Чтобы знать, к чему стремиться, сформулируйте цель и задачи урока.

(Слайд 11)

Цель: изучить арифметическую прогрессию

Задачи:

  • изучить определение арифметической прогрессии;

  • узнать, как задаётся арифметическая прогрессия;

  • научиться определять, является ли числовая последовательность арифметической прогрессией или нет;

  • изучить формулу n-го члена арифметической прогрессии;

  • научиться применять формулу n-го члена арифметической прогрессии при решении задач.


5. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 145, найдите и прочитайте вслух определение арифметической прогрессии.


Определение.

Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного того же числа d, называют арифметической прогрессией. При этом число d называют разностью прогрессии.

-Запишите его в тетрадь.


Фронтальная работа.

Что означает фраза: «Запиши на языке математики»? (Записать с помощью специальных обозначений)

Для обозначения арифметической прогрессии словосочетание «арифметическая прогрессия» заменяют значком и пишут:

. (Записать на доске).

a1 – первый член, a2 – второй член прогрессии.

443 с.129 учебника


Работа в парах.

- Чтобы продолжить путь предлагаю решить задачу (Слайд 12). Обсудите её решение в парах.

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 5 минут. Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения? (15, 20, 25, 30, 35)

Как вы решили эту задачу? (прибавляли по 5 и взяли пятое число или записали арифметическую прогрессию и взяли пятый член)

- Кто верно решил задачу? Поднимите руки.

Как поступить, если потребуется узнать продолжительность процедуры через месяц лечения? (Аналогично)

Проблема.

- А как упростить решение этой задачи? Что позволяет сразу находить любой член последовательности,

(Эту задачу можно решить быстрее, если удастся найти формулу n-го члена, т. е. перейти к аналитическому заданию арифметической прогрессии.)

- Выведите формулу n-го члена арифметической прогрессии. Для этого рассмотрите арифметическую прогрессию с разностью d, заполните пропуски, выявите закономерность и запишите формулу. Групповая работа. Раздать задания. Приложение 3.

,

,

,

,

, и т.д.

Догадайтесь, как найти аn.


Проверьте, что получилось. (Слайд 13)

Оцените свою работу согласно критериям. ( Задание выполнено верно – «5», допущена ошибка в записи формулы – «4», допущена ошибка в заполнении пропусков – «3», допущена ошибка в заполнении пропусков и неверно записана формула «2»)

,

,

,

,

, и т.д.

Это формула n-го члена арифметической прогрессии. Запишите её в тетрадь.

- Кто справился с заданием? У кого были ошибки? Где ошиблись?

Доказательство этого факта можно посмотреть дома в учебнике.


Динамическая пауза.


6. Организация первичного закрепления.

(Слайд 14)

Какие задачи можно решать, используя формулу an = a1 + d(n-1).

(Найти , , d , n)

Вернёмся к нашей задаче. (Слайд 15) Как перевести её условие на математический язык? Что известно в задаче? (а1= 15, d = 5)

Что нужно найти? (а30 или а31 в зависимости от того сколько в месяце дней)

- Запишем решение задачи в тетрадь при условии, что в месяце 30 дней.

Показать оформление. (Слайд 16)

Дано: а1= 15, d = 5.

Найти: а30.

Решение: а30 = а1 +(30 – 1) d = 15 + 29*5 = 15 + 145 = 160

Ответ: а30 = 160.

Молодцы, вы преодолели ещё один этап и теперь имеете весь необходимый инвентарь для дальнейшего продвижения, нужно только правильно им пользоваться.


Ну а теперь займемся применением формул при решении задач.

№442 (б) с 128 – 3 человека к доске, а остальные оценят.

№446 с 129 – задать по рядам.


7. Организация первичного контроля.


Понимание данной темы дает вам возможность получить дополнительный балл на экзамене. Задания данной темы вынесено под №11.

(Слайд 17)

Приведем примеры заданий:


  1. Дана ариф­ме­ти­че­ская про­грес­сия   Най­ди­те   .

Решение.

Определим раз­ность ариф­ме­ти­че­ской прогрессии:

 

Член ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии с но­ме­ром может быть най­ден по формуле

 

Необходимо найти , имеем:

 

Ответ: 23.

  1. В пер­вом ряду ки­но­за­ла 30 мест, а в каж­дом сле­ду­ю­щем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколь­ко мест в ряду с но­ме­ром n?

1)

2)

3)

4)

Решение.

Количество мест в рядах ки­но­за­ла об­ра­зу­ют ариф­ме­ти­че­скую прогрессию. По фор­му­ле для на­хож­де­ния n-го члена ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии имеем:

 

Таким образом, пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1.


8. Подведение итогов урока.


9. Информация о домашнем задании. (Слайд 18)

1 уровень. § 16 пункт 1, 2, 4, № 16.3(а, в), 16.4(а, б),


10. Рефлексия. (Слайд 19)

Продолжите фразы:

  • Сегодня я научился…

  • Я узнал, что…

  • Для меня было трудным…

  • Чтобы усвоить тему мне нужно…

(Слайд 20)

- Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины? Я хочу узнать, где вы находитесь – по-прежнему у подножия горы, на середине пути или на вершине, поставьте флажок на листах самооценки.


(Слайд 21)

- Спасибо за урок. Я хочу подарить вам закладки на память о нашем плодотворном сотрудничестве и пожелать дальнейших успехов в покорении математических вершин.



















5