СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта и сценарий урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта и сценарий урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка"»

Класс: 5 класс

Предмет: Музыка

Тема урока: «Застывшая музыка»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: дистанционный урок

Цель урока: расширение представлений обучащихся о взаимосвязи изобразительного искусства (архитектуры) и музыки на примере музыки Вивальди, Баха, Рахманинова.

Задачи урока

Образовательные:

  • знакомство учащихся с фрагментами с духовной музыкой Баха и Рахманинова.; с понятиями «архитектура», «древний распев», «орган», «токката и фуга»;

  • установление взаимосвязи музыки и архитектуры;

  • актуализация знаний обучающихся о средствах музыкальной выразительности, примененных композиторами;

Развивающие:

  • выявление общности жанров музыки и изобразительного искусства (архитектура);

  • установление логических связей между событиями жизни и творчеством композитора, между музыкой и жизнью;

  • формирование образного восприятия музыки;

  • развитие музыкального мышления в процессе сравнения образов архитектуры и музыки.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к музыкальному и архитектурному творчеству.

Предметные результаты:

  • знание «архитектура», «древний распев», «орган», «токката и фуга»;

  • умение узнавать и называть композиторов И.С. Баха, С. В. Рахманинова, знать годы жизни и принадлежность к стране.

Формируемые УУД

Вид УУД

Конкретное умение

Познавательные


  • выделять существенную информацию из музыкального текста и изображения;

  • уметь осуществлять анализ музыкальных и архитектурных произведений с выделением художественных приемов, использованных для характеристики их образного строя.

Коммуникативные

  • уметь выдвигать гипотезу и обосновывать ее;

  • уметь выстраивать монологическую речь для описания музыкальных и архитектурных произведений.

Регулятивные

  • уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

  • уметь принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • уметь осуществлять самоконтроль;

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные

  • понимание значимости личностного развития в общении с произведениями искусств;

  • выражать ответственное отношение к учёбе, готовность, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Используемый материал

Словесный материал

Сценарий урока

Иллюстрации

Портреты деятелей искусств: И.С. Баха, С. Рахманинова.

Иллюстрации с изображением архитектурных сооружений.

Аудио материал

Греческий распев 17 века «Богородице Дево, радуйся»

И.С. Бах. Органная прелюдия Соль-минор

Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся»

Видео материал

Бах. Токката ре минор.

Технологическая карта урока

Учебная (проблемная) задача

Деятельность (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы).

Средства


Результат

(Пр -предметный;

П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

Учитель

Обучающийся



Организационно – мотивационные блоки

Организационный момент

Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой для работы и мотивирует на восприятие материала.

Организуют свое рабочее место.

Знакомятся с материалами урока.

Литературный фрагмент:

Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”

ПР:

- знать понятия «архитектура», «древний распев», «орган», «токката и фуга»

П - выделять существенную информацию из музыкального и словесного текста.

К - выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Р - уметь слушать в соответствии с целевой

установкой. Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

Определение темы, цели и задач урока

Организует работу по актуализации опорных знаний: определение музыкального произведения по предложенным подсказкам.

Проблемная ситуация. Отвечают на вопросы.

Выполняют самоконтроль по выполнению задания.


Иллюстрации с изображением архитектурных сооружений

Проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит обучающихся к формулированию темы и некоторых задач урока.

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и

задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Портреты композиторов Баха, Рахманинова.

Информационно - аналитический блоки

Актуализация знаний

Организует работу по актуализации опорных знаний, связанные с творчеством Баха.

Формулируют выводы наблюдений. Выполняют самоконтроль по выполнению задания.

Портрет Баха. Изображения органа.

ПР - уметь узнавать и называть композитора И.С. Баха, знать годы жизни и принадлежность к стране;

П - выделять существенную информацию из предложенного материала.

К - выдвигать гипотезу и обосновывать ее.


Освоение нового материала

Организует работу по изучению нового материала

Знакомятся с новым материалом урока. Слушают аудио сказку. Знакомятся с фрагментом балета «Шахеразалда». Записывают в тетрадь ключевые слова и определения.

Портрет С. Дягилева

Видео фрагмент из балета «Шехеразада».

Видео фрагмент арабской легенды.

Р - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль.

Л - понимание значимости личностного развития в общении с произведениями искусств.

Практическая деятельность (самостоятельная индивидуальная)

Первичное закрепление нового материала


Слушание музыки и исследование средств выразительности

Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.


Изучают средства выразительности двух видов искусств, поиск соответствий.

Слайд презентации со средствами выразительности архитектуры и музыки.

П - уметь осуществлять

анализ музыкальных и живописных произведений

с выделением художественных приемов,

использованных

для характеристики их образного строя.

К - выстраивать монологическую речь для описания музыкальных и живописных и произведений.

Р - уметь слушать в соответствии с целевой

установкой. Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

Л - выражать ответственное отношение к учёбе, готовность, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Организует работу по сравнению музыкальных и живописных произведений, используя музыкальную терминологию (средства выразительности).

Выполняют групповой мини-проект.


Выполняют сравнительный анализ музыкального и живописного произведения, выделяя приемы, использованные авторами

для характеристики художественных образов произведений.

Выполняют самоконтроль по выполнению задания.

Бах. Токката ре минор для органа (фрагмент)

Изображения католических храмов.

Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся»

Изображения православных храмов

Карточки с изображениями различных храмов.


Слушание музыки

Организует слушание музыкального произведения с фиксацией внимания обучающихся на развитии образа.

Слушают музыкальный материал. В ходе слушания

осуществляют самоконтроль

понимания музыкального текста.

Записывают пояснения к видео.

Видео Токкаты ре минор Баха

Аудио Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся»

Оценочно - рефлексивный блок

Закрепление нового материала


Организует работу по закреплению полученных знаний.

Защищают свой проект (по группам)

Выполненные мини-проекты.

П - выделять существенную информацию из предложенного материала.

Р - уметь слушать в соответствии с целевой

установкой. Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

Л - выражать ответственное отношение к учёбе, готовность, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Домашнее задание:

Выучить основные понятия



Сценарий урока



Содержание урока


Используемый материал

Вступительная часть







Мотивационный

Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”












Актуализация знаний

О чем же пойдет разговор? Какой вопрос возникает? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…). Кроме этого, знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?







Определение темы, цели и задач урока

Для того, чтобы решить наши задачи, я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Перед вами (на слайдах) небольшой «музыкально-архитектурный» фотоальбом.  Элементы музыкальной речи будем «переводить» на язык архитектуры

Основная часть



Актуализация знаний

Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:

мелодия (музыкальная мысль) – очертание архитектурных строений;

ритм (чередование в музыке длинных и коротких звуков) – все элементы сооружений расположены так, что можно заметить чередование разных по размеру строений;

лад (мажор, минор) – настроение зависит от нашего восприятия здания или событий, связанных с ним, внутренне ощущение;

тембр (окраска звука) – здания на фото имеют свои особые черты, цвет, украшения (колорит);

темп (скорость движения) – отражение времени: старинное здание – медленное течение времени, современное - быстрое;

регистр (высокий, средний, низкий) – этажи, ярусы зданий, разные уровни высоты;

динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания «громче», чем обычные городские дома;

звуковедение (плавное, отрывистое, острое) – может быть много плавных линий и, наоборот, отдельных деталей в отделке и ступенях, а лестницы похожи на восходящую мелодию;

форма (построение музыки) – здания – это комплекс геометрических фигур, которые разделены на части «этажами», ярусами, различными материалами, рельефами.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены ради того, чтобы остаться наедине со своей душой, заглянуть внутрь себя. Время здесь течет неторопливо, отмеченное вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.

Аудио древний распев «Богородице, Дево, радуйся»











Подробное изложение нового материала урока.

Как вы думаете, к какому из этих храмов подходит такая музыка? (обсуждение). Слева западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Это католический храм, куда приходят христиане-католики. Справа православный храм, он тоже христианский. Купола православной церкви имеют особую форму, напоминающую пламя церковных свечей. Войдя в эти храмы, человек чувствует, что здесь объединились прошлое, настоящее и будущее.

- В католическом храме иные ощущения. В чем отличия? Католические соборы очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами, пространство внутри большое, много воздуха и простора. В католическом храме, как и в православном, всегда звучит человеческий голос, соло или хором. Обычно это пение а capella – то есть пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в католической церкви появляется музыкальный инструмент. Какой?



Это самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Орган так велик, что стал частью архитектуры католического храма, он встроен в пространство храма. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные басы – это «фундамент» храма, мелодии в разных по высоте голосах напоминают башни и башенки, украшения мелодий, так называемые мелизмы, оформляют эти звучащие города. Орган – клавишно-духовой инструмент, он состоит порой из нескольких тысяч труб, поэтому его звучание всегда величественно и властно.

Один из величайших «архитекторов» музыки - немецкий композитор И.С. Бах, который всю жизнь работал в церкви, был глубоко верующим человеком. Удивительный композитор, не стремившийся к славе; он был удовлетворен тем, что его музыку каждый день слушает большое количество прихожан на службе.

Что вы слышите в этой музыке? (Беседа о многоголосии, о многослойности музыки, о величественности, монументальности). Где, в каком регистре возникла главная мелодия? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по голосам вниз). А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они звучали). А как менялась динамика? (Динамика усиливалась в зависимости от количества голосов). А теперь «постройте» эту мелодию графически с помощью рук (пластическое интонирование): одноголосная мелодия – высокая башня, шпиль, затем добавление двух голосов, трёх, затем вступают басы, как основа, фундамент всей постройки. На что похоже? (Готический собор). 

Рассмотрим теперь православный храм. Каждое русское поселение начиналось с возведения церкви. До X века храмы на Руси были деревянными, позднее каменными, но в них есть общая особенность - многоглавие. Переведите это на музыкальный язык – это многоголосие. А кто сможет это исполнить? (Хор). У православного храма есть и «солисты» - более крупные купола, вокруг которых объединяются малые.

Похожа ли музыка С.В. Рахманинова на музыку И.С. Баха? (Нет, музыка Рахманинова напевная, более эмоциональная, а поскольку она поется, то звучание живое, теплое, человеческое, душевное). В православных храмах нет музыкальных инструментов. Таинство общения с Богом ведётся на фоне звучания хора a capella. Характерная особенность русского православного пения – хоровое многоголосие, в котором есть сольные части, молитвы или проповеди.

Видео исполнения Токкаты ре минор Баха.

Аудио Рахманинова «Богородица Дева, радуйся»

Актуализация знаний

Мы наблюдали сложное сплетение нескольких видов искусств, так называемый синтез. Союз каких видов искусств мы видели? (музыка, архитектура, изобразительное искусство). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза, синтеза.




Практическая часть


Слушание музыки и исследование средств выразительности

А сейчас мы предлагаем вам поработать над мини-проектом (суть задания: две команды получают комплекты карточек с изображениями различных храмов. 1 группа работает с католическими храмами, составляет коллаж храмового комплекса на основе по горизонтали, 2 группа работает с православными храмами).

Выполнение задания под звучание музыки А. Вивальди «Времена года. Осень».

А теперь маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов.  Что получается? (линия, которая длится как мелодия). Какая получается линия-мелодия? (у православных храмов линия плавная, мягкая, волнообразная, у католических – ломаная, с острыми очертаниями и мелкими деталями). Линия очертаний башен, куполов — это мелодия, а мелодия – это музыка.

Выполнение задания под звучание музыки А. Вивальди «Времена года. Осень».


Подведение итогов выполнения проектов

Глядя на ваш коллаж, можно теперь с уверенностью сказать, что архитектура — это «застывшая музыка».

Заключительная часть

Подведение итога, обращение внимания на главные моменты видео урока.

Какие виды искусства мы связывали на уроке? Что мы наблюдали? Что общего между архитектурой и музыкой? Согласны ли вы, что «архитектура – это застывшая музыка»? Почему?


Запись основных понятий в словарик (архитерктура, коллаж, распев, орган, токката).

Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагаю вам выучить основные понятия, с которыми мы познакомились на уроке.

Спасибо за внимание, до свидания!