Класс: 5 класс |
Предмет: Музыка |
Тема урока: «Застывшая музыка» |
Тип урока: Урок открытия нового знания |
Вид урока: дистанционный урок |
Цель урока: расширение представлений обучащихся о взаимосвязи изобразительного искусства (архитектуры) и музыки на примере музыки Вивальди, Баха, Рахманинова. Задачи урока Образовательные: знакомство учащихся с фрагментами с духовной музыкой Баха и Рахманинова.; с понятиями «архитектура», «древний распев», «орган», «токката и фуга»; установление взаимосвязи музыки и архитектуры; актуализация знаний обучающихся о средствах музыкальной выразительности, примененных композиторами; Развивающие: выявление общности жанров музыки и изобразительного искусства (архитектура); установление логических связей между событиями жизни и творчеством композитора, между музыкой и жизнью; формирование образного восприятия музыки; развитие музыкального мышления в процессе сравнения образов архитектуры и музыки. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к музыкальному и архитектурному творчеству. |
Предметные результаты: знание «архитектура», «древний распев», «орган», «токката и фуга»; умение узнавать и называть композиторов И.С. Баха, С. В. Рахманинова, знать годы жизни и принадлежность к стране. |
Формируемые УУД |
Вид УУД | Конкретное умение |
Познавательные | выделять существенную информацию из музыкального текста и изображения; уметь осуществлять анализ музыкальных и архитектурных произведений с выделением художественных приемов, использованных для характеристики их образного строя. |
Коммуникативные | уметь выдвигать гипотезу и обосновывать ее; уметь выстраивать монологическую речь для описания музыкальных и архитектурных произведений. |
Регулятивные | уметь слушать в соответствии с целевой установкой; уметь принимать и сохранять учебную цель и задачу; уметь осуществлять самоконтроль; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Личностные | понимание значимости личностного развития в общении с произведениями искусств; выражать ответственное отношение к учёбе, готовность, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Используемый материал |
Словесный материал | Сценарий урока |
Иллюстрации | Портреты деятелей искусств: И.С. Баха, С. Рахманинова. Иллюстрации с изображением архитектурных сооружений. |
Аудио материал | Греческий распев 17 века «Богородице Дево, радуйся» И.С. Бах. Органная прелюдия Соль-минор Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся» |
Видео материал | Бах. Токката ре минор. |
Технологическая карта урока |
Учебная (проблемная) задача | Деятельность (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы). | Средства | Результат (Пр -предметный; П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.) |
Учитель | Обучающийся | | |
Организационно – мотивационные блоки |
Организационный момент | Приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой для работы и мотивирует на восприятие материала. | Организуют свое рабочее место. Знакомятся с материалами урока. | Литературный фрагмент: Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...” | ПР: - знать понятия «архитектура», «древний распев», «орган», «токката и фуга» П - выделять существенную информацию из музыкального и словесного текста. К - выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Р - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. |
Определение темы, цели и задач урока | Организует работу по актуализации опорных знаний: определение музыкального произведения по предложенным подсказкам. | Проблемная ситуация. Отвечают на вопросы. Выполняют самоконтроль по выполнению задания. | Иллюстрации с изображением архитектурных сооружений |
Проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит обучающихся к формулированию темы и некоторых задач урока. | Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Портреты композиторов Баха, Рахманинова. |
Информационно - аналитический блоки |
Актуализация знаний | Организует работу по актуализации опорных знаний, связанные с творчеством Баха. | Формулируют выводы наблюдений. Выполняют самоконтроль по выполнению задания. | Портрет Баха. Изображения органа. | ПР - уметь узнавать и называть композитора И.С. Баха, знать годы жизни и принадлежность к стране; П - выделять существенную информацию из предложенного материала. К - выдвигать гипотезу и обосновывать ее. |
Освоение нового материала | Организует работу по изучению нового материала | Знакомятся с новым материалом урока. Слушают аудио сказку. Знакомятся с фрагментом балета «Шахеразалда». Записывают в тетрадь ключевые слова и определения. | Портрет С. Дягилева Видео фрагмент из балета «Шехеразада». Видео фрагмент арабской легенды. | Р - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль. Л - понимание значимости личностного развития в общении с произведениями искусств. |
Практическая деятельность (самостоятельная индивидуальная) |
Первичное закрепление нового материала Слушание музыки и исследование средств выразительности | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. | Изучают средства выразительности двух видов искусств, поиск соответствий. | Слайд презентации со средствами выразительности архитектуры и музыки. | П - уметь осуществлять анализ музыкальных и живописных произведений с выделением художественных приемов, использованных для характеристики их образного строя. К - выстраивать монологическую речь для описания музыкальных и живописных и произведений. Р - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. Л - выражать ответственное отношение к учёбе, готовность, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Организует работу по сравнению музыкальных и живописных произведений, используя музыкальную терминологию (средства выразительности). Выполняют групповой мини-проект. | Выполняют сравнительный анализ музыкального и живописного произведения, выделяя приемы, использованные авторами для характеристики художественных образов произведений. Выполняют самоконтроль по выполнению задания. | Бах. Токката ре минор для органа (фрагмент) Изображения католических храмов. Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся» Изображения православных храмов Карточки с изображениями различных храмов. |
Слушание музыки | Организует слушание музыкального произведения с фиксацией внимания обучающихся на развитии образа. | Слушают музыкальный материал. В ходе слушания осуществляют самоконтроль понимания музыкального текста. Записывают пояснения к видео. | Видео Токкаты ре минор Баха Аудио Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся» |
Оценочно - рефлексивный блок |
Закрепление нового материала | Организует работу по закреплению полученных знаний. | Защищают свой проект (по группам) | Выполненные мини-проекты. | П - выделять существенную информацию из предложенного материала. Р - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. Л - выражать ответственное отношение к учёбе, готовность, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание. | Домашнее задание: Выучить основные понятия |
Сценарий урока |
| | Содержание урока | Используемый материал |
Вступительная часть | Мотивационный | Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...” | |
Актуализация знаний | О чем же пойдет разговор? Какой вопрос возникает? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…). Кроме этого, знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? | |
Определение темы, цели и задач урока | Для того, чтобы решить наши задачи, я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Перед вами (на слайдах) небольшой «музыкально-архитектурный» фотоальбом. Элементы музыкальной речи будем «переводить» на язык архитектуры | |
Основная часть | Актуализация знаний | Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения: мелодия (музыкальная мысль) – очертание архитектурных строений; ритм (чередование в музыке длинных и коротких звуков) – все элементы сооружений расположены так, что можно заметить чередование разных по размеру строений; лад (мажор, минор) – настроение зависит от нашего восприятия здания или событий, связанных с ним, внутренне ощущение; тембр (окраска звука) – здания на фото имеют свои особые черты, цвет, украшения (колорит); темп (скорость движения) – отражение времени: старинное здание – медленное течение времени, современное - быстрое; регистр (высокий, средний, низкий) – этажи, ярусы зданий, разные уровни высоты; динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания «громче», чем обычные городские дома; звуковедение (плавное, отрывистое, острое) – может быть много плавных линий и, наоборот, отдельных деталей в отделке и ступенях, а лестницы похожи на восходящую мелодию; форма (построение музыки) – здания – это комплекс геометрических фигур, которые разделены на части «этажами», ярусами, различными материалами, рельефами. Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы. Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены ради того, чтобы остаться наедине со своей душой, заглянуть внутрь себя. Время здесь течет неторопливо, отмеченное вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка. | Аудио древний распев «Богородице, Дево, радуйся» |
Подробное изложение нового материала урока. | Как вы думаете, к какому из этих храмов подходит такая музыка? (обсуждение). Слева западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Это католический храм, куда приходят христиане-католики. Справа православный храм, он тоже христианский. Купола православной церкви имеют особую форму, напоминающую пламя церковных свечей. Войдя в эти храмы, человек чувствует, что здесь объединились прошлое, настоящее и будущее. - В католическом храме иные ощущения. В чем отличия? Католические соборы очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами, пространство внутри большое, много воздуха и простора. В католическом храме, как и в православном, всегда звучит человеческий голос, соло или хором. Обычно это пение а capella – то есть пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в католической церкви появляется музыкальный инструмент. Какой? | |
Это самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Орган так велик, что стал частью архитектуры католического храма, он встроен в пространство храма. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные басы – это «фундамент» храма, мелодии в разных по высоте голосах напоминают башни и башенки, украшения мелодий, так называемые мелизмы, оформляют эти звучащие города. Орган – клавишно-духовой инструмент, он состоит порой из нескольких тысяч труб, поэтому его звучание всегда величественно и властно. Один из величайших «архитекторов» музыки - немецкий композитор И.С. Бах, который всю жизнь работал в церкви, был глубоко верующим человеком. Удивительный композитор, не стремившийся к славе; он был удовлетворен тем, что его музыку каждый день слушает большое количество прихожан на службе. Что вы слышите в этой музыке? (Беседа о многоголосии, о многослойности музыки, о величественности, монументальности). Где, в каком регистре возникла главная мелодия? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по голосам вниз). А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они звучали). А как менялась динамика? (Динамика усиливалась в зависимости от количества голосов). А теперь «постройте» эту мелодию графически с помощью рук (пластическое интонирование): одноголосная мелодия – высокая башня, шпиль, затем добавление двух голосов, трёх, затем вступают басы, как основа, фундамент всей постройки. На что похоже? (Готический собор). Рассмотрим теперь православный храм. Каждое русское поселение начиналось с возведения церкви. До X века храмы на Руси были деревянными, позднее каменными, но в них есть общая особенность - многоглавие. Переведите это на музыкальный язык – это многоголосие. А кто сможет это исполнить? (Хор). У православного храма есть и «солисты» - более крупные купола, вокруг которых объединяются малые. Похожа ли музыка С.В. Рахманинова на музыку И.С. Баха? (Нет, музыка Рахманинова напевная, более эмоциональная, а поскольку она поется, то звучание живое, теплое, человеческое, душевное). В православных храмах нет музыкальных инструментов. Таинство общения с Богом ведётся на фоне звучания хора a capella. Характерная особенность русского православного пения – хоровое многоголосие, в котором есть сольные части, молитвы или проповеди. | Видео исполнения Токкаты ре минор Баха. Аудио Рахманинова «Богородица Дева, радуйся» |
Актуализация знаний | Мы наблюдали сложное сплетение нескольких видов искусств, так называемый синтез. Союз каких видов искусств мы видели? (музыка, архитектура, изобразительное искусство). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза, синтеза. | |
Практическая часть Слушание музыки и исследование средств выразительности | А сейчас мы предлагаем вам поработать над мини-проектом (суть задания: две команды получают комплекты карточек с изображениями различных храмов. 1 группа работает с католическими храмами, составляет коллаж храмового комплекса на основе по горизонтали, 2 группа работает с православными храмами). | Выполнение задания под звучание музыки А. Вивальди «Времена года. Осень». |
А теперь маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов. Что получается? (линия, которая длится как мелодия). Какая получается линия-мелодия? (у православных храмов линия плавная, мягкая, волнообразная, у католических – ломаная, с острыми очертаниями и мелкими деталями). Линия очертаний башен, куполов — это мелодия, а мелодия – это музыка. | Выполнение задания под звучание музыки А. Вивальди «Времена года. Осень». |
Подведение итогов выполнения проектов | Глядя на ваш коллаж, можно теперь с уверенностью сказать, что архитектура — это «застывшая музыка». | |
Заключительная часть | Подведение итога, обращение внимания на главные моменты видео урока. | Какие виды искусства мы связывали на уроке? Что мы наблюдали? Что общего между архитектурой и музыкой? Согласны ли вы, что «архитектура – это застывшая музыка»? Почему? | Запись основных понятий в словарик (архитерктура, коллаж, распев, орган, токката). |
Домашнее задание | В качестве домашнего задания предлагаю вам выучить основные понятия, с которыми мы познакомились на уроке. Спасибо за внимание, до свидания! | |