1) рассмотрение вопросов, касающихся общей характеристики языка программирования Паскаль;
5) рассмотрение процесса выполнения оператора присваивания.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент (2 мин.) | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Кто сегодня отсутствует? Будьте старательными, активными, внимательными и у вас всё получится. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие памяти Познавательные УУД: - развитие познавательной активности |
2 | Запись домашнего задания. (2 мин.) | на оценку «3»: § 4.1 (читать); с.149 выучить слова в таблице; на оценку «4»: § 4.1 (читать); с.149 выучить слова в таблице; вопросы № 1-8 с.153 (устно); на оценку «5»: § 4.1 (читать); с.149 выучить слова в таблице; вопросы № 1-8 с.153 (устно); №9 (а,б) (письменно). | Работа с дневниками |
3 | Формулирование темы и целей урока (3 мин.) | В каждой науке есть знаменательные события, известные изобретатели и исследователи. Наука информатика, не исключение. Вот несколько из исторических фактов: в 1642 году французский изобретатель, физик и математик Блез Паскаль, создал суммирующую машину. А в 1971 году швейцарский специалист в области информатики разработал один из языков для записи и исполнения алгоритмов исполнителями. (и назвал его в честь Блеза Паскаля – языком Pascal.) Я нашла интересные слова основателя IT - технологий Стива Джобса, который считает: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать» Давайте вместе определим тема нашего урока? Вот перед вами ребус, который будет вам подсказкой. Итак, тема нашего урока: (слайд 1) Цели урока: - познакомиться: -научиться: -использовать: | Язык программирования Паскаль. Записывают число, тему урока. - с основами языка Паскаль. - определять типы данных; - среду программирования ABC Pascal. | Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование логического мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка |
4 | Первичное вхождение в тему (10 мин.) | Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами. Прошу выйти для ученика для сообщения: Существует несколько тысяч языков программирования. Язык программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования. Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Вирта, язык должен способствовать дисциплинированному программированию, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис автор постарался сделать интуитивно понятным даже при первом знакомстве с языком. Паскаль представлял собой значительный шаг вперёд. К 1980-м годам Паскаль стал основой для многочисленных учебных программ, в отдельных случаях на его основе были созданы специализированные обучающие языки программирования, так, в начале 1980-х годов в СССР для обучения школьников основам информатики и вычислительной техники Андрей Ершов разработал алголо-паскалеподобный «учебный алгоритмический язык». - Работа с учебником - Контрольные вопросы: Алфавит языка Паскаль.(слайд 4). Какие составные знаки можно использовать в программе? (слайд 5) На каком языке записаны служебные слова языка Паскаль? Какие типы данных используются? | записывают в тетрадь. | Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - развитие внимания - формирование навыков выполнения заданий по образцу Регулятивные УУД: - развитие способности критической оценки |
5 | Физкультминутка (2 мин.) | Физкультминутка: я называю команды ветвления- вы выполняете. Выполняете команды сидя, повторяя оператор ветвления! Будьте внимательны: 1) Если ты юноша, то топай ногами, иначе выполни три хлопка руками. 2) Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе влево и вправо. 3) Если у тебя карие глаза, то зажмурить глаза - открыть, иначе – смотри влево, вправо. Спасибо, молодцы, давайте продолжим. | Выполняют действия согласно алгоритму. |
6 | Первичное закрепление + самопроверка (5 мин.) | Выполни самостоятельно с помощью информации из учебника: Служебное слово языка Паскаль | Значение служебного слова | and | и | array | | | начало | | выполнить | else | | end | | for | | | если | | из | or | | | процедура | program | | | повторять | then | | | до (увеличивая до) | | до (до тех пор, пока) | var | | | пока | Прописные и строчные буквы в именах не различаются В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных. В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы. | Учебник с. 149 (таблица служебных слов) - выполняют самопроверку у доски. Получают раздаточный материал и изучают его. Служебное слово языка Паскаль | Значение служебного слова | and | и | array | массив | begin | начало | do | выполнить | else | иначе | end | конец | for | для | if | если | of | из | or | или | procedure | процедура | program | программа | repeat | повторять | then | то | to | до (увеличивая до) | until | до (до тех пор, пока) | var | переменная | while | пока | Записывают в таблицу (вклеить в тетрадь). |
7 | Углубление в тему + закрепление | Подробнее познакомимся с языком Паскаль. В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить: заголовок программы; блок описания используемых данных; блок описания действий по преобразованию данных (программный блок). Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может быть изменено во время работы программы. В разделе описаний наиболее важная часть начинается после служебного слова var (сокращ. от англ. variable — переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи. Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора. Чтобы задать переменной какое-либо значение используется оператор присваивания. Оператор присваивания в Паскале обозначается как :=, выполняет правую часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части выражения: Общий вид оператора: := Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере: а:=10; b:=5; s:=a+b При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s. (слайд 13 или с.152). | с.150 записать в тетрадь. | |
9 | Итоги урока, выставление оценок. | Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - | Ответы детей. |