ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.: Брылёва Анастасия Дмитриевна.
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: «Хитрый лис и умная уточка».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Педагогическая технология: игровая.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сказки «Хитрый лис и умная уточка».
Задачи урока: | Планируемые результаты | Дидактические: Формировать представление о биографии Виталия Валентиновича Бианки и его творчестве. Формировать умения: читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного; анализировать текст. | Предметные: Учащиеся научатся: воспринимать информацию о биографии и творчестве автора; читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного. Учащиеся получат возможность научиться: использовать простейшие приёмы анализа текста. | Развивающие 1. Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. 2. Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации в тексте; анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. 3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | Метапредметные Регулятивные: Учащиеся научатся: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять волевую саморегуляцию. Учащиеся получат возможность научиться: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. Познавательные: Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации. Учащиеся получат возможность научиться: - осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Учащиеся научатся: - владеть диалогической формой речи. Учащиеся получат возможность научиться: - слушать и понимать речь других. | Воспитательные: Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, колонки. Этапы игрового урока | Этапы урока ТДМ | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства/ интерактивное оборудование | Форма контроля | Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные | 2. Ввод в игру. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, меня зовут Анастасия Дмитриевна, сегодня проведу урок литературного чтения. Проверим готовность к уроку. На парте должно быть: пенал, учебник, раздаточный материал. Организует побуждающий диалог. Сегодня на урок пришли гости. Кто это? Верно, это лис и утка. Организует мотивацию. Ребята, а из какой они сказки? Пока не знаем, но, чтобы это узнать, определим в течении урока. Данные герои хотят, чтобы вы посетили страну Сказок, и тогда в конце получим призы. Приложение 1. Из каких городов состоит страна Сказок? Давайте отправимся в страну Сказок. Как называется первый город? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя.. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. | | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Делит класс на пары. Дает инструкцию по выполнению задания в парах. Раздает раздаточный материал. На партах конверт с первым заданием от героев из сказки. Откройте его и прочитайте задание. Выполните его в паре. Приложение 2. Контролирует самопроверку по эталону. Организует побуждающий диалог. В конверте подсказка для прохождения в следующий город. Приложение 3 Какая новая фамилия встретилась в стихотворении? Вы знаете, данного автора? Его произведения? Организует просмотр видеофрагмента. Давайте узнаем биографию автора, посмотрев видео. Но перед этим ознакомимся с вопросами, на которые нужно ответить после просмотра. 1. В каком году родился Виталий Валентинович Бианки? 2. Кто привил Виталию Бианки большую любовь к природе? 3. Какой теме посвящены многие произведения Виталия Бианки? | Выполняют задание в парах. Проверяют задание по эталону. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. Парная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. Карта страны Сказок (приложение 1) Конверт с заданием для парной работы (приложение 2) | по эталону | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Воспринимать информацию о биографии и творчестве автора. | 3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подводящий диалог к определению темы и цели урока. Давайте посмотрим следующую подсказку от героев сказки. Приложение 4. Вот этот ребус на слайде. Скажите какое произведение зашифровано? | Определяют тему и цель урока. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | | | К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | | 3. Проведение игры. | 4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует постановку проблемных задач. Давайте продолжим путь. Приложение 5. 1. Познакомиться с биографией автора. 2. Прочитать рассказ. 3. Проанализировать рассказ. | Определяют план действий на урок. | | Смарт-доска, компьютер, презентация. Конверт с пунктами плана (приложение 5) | | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | | 5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (беседа) | Дает инструкцию по выполнению задания. Давайте посмотрим, что в следующем конверте. Приложение 6. Герои просят вас объяснить данные фразы. Что обозначает фраза под номером один? Проводит физминутку. Давайте отдохнем и выполним физминутку. Дает инструкцию по выполнению задания. Какой же будет следующее задание? Давайте узнаем. Приложение 7. Организует работу с произведением в учебнике. О чем говорится в первом абзаце? Во втором? Организует побуждающий диалог. Понравилось ли вам произведение? Какое настроение вызвало у вас прослушивание рассказа? О чем произведение? Как вы считаете, это научный или художественный текст? Почему? А к какому жанру относится произведение? А какая это сказка? | Выполняют задание. Выполняют физминутку. Выполняют задание. Читают текст. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. Конверт с заданием (приложение 6) Конверт с заданием (приложение 7) Учебник «Литературное чтение» 2кл. ч.2Л.Ф.Климанова. | Устный | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков | Читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного. | 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (беседа) | Дает инструкцию по выполнению задания. Давайте посмотрим, а что в следующем конверте, тк узнали, как зовут героев и какие поступки они совершили. Приложение 8. Организует побуждающий диалог. Ребята, взгляните на текст произведения и скажите, на сколько частей он разделен? Ребята, чтобы запомнить сказку, что нужно составить? Давайте озаглавим первую часть текста. Как мы можем ее назвать? В какое время года происходят события в ней? А что происходит в этой части? Как мы можем озаглавить вторую часть текста? Что происходит во второй части? Как мы озаглавим третью часть? Что происходит в третьей части? Итак, давайте составим план. Организует работу в тетрадях. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа и спишите план с доски. Делит класс на группы по 4 человека. Даёт инструкцию по выполнению задания. У каждой группы свои вопросы, ответьте на них. Приложение 9. Организует проверку групповой работы. Первая группа прочитайте свои вопросы и огласите ответы. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание в тетрадях. Выполняют задание в группах. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. Групповая. | Смарт-доска, компьютер, презентация. Конверт с заданием (приложение 8) Конверт с заданием для групповой работы (приложение 9) | Устный | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. К: слушать и понимать речь других. | Использовать простейшие приёмы анализа текста. | 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Даёт инструкцию по выполнению самостоятельной работы. Ненавязчиво контролирует выполнение самостоятельной работы на новое знание. Давайте откроем следующий конверт и посмотрим задание. Выполните его самостоятельно. Приложение 10. Организует проверку (взаимопроверку) самостоятельной работы по эталону на слайде. | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют самостоятельную работу друг у друга. | Индивидуальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. Конверт с заданием для самостоятельной работы (приложение 10) | По эталону. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | | 4. Вывод из игры. | 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует повторение изученного. Ребята, мы смогли достичь цель и добрались до обещанного приза, но перед этим прочитаем последнее письмо от героев. Приложение 11. Кто главные герои? Что вы запомнили про Виталия Бианки? Организует побуждающий диалог. Где нам могут пригодиться новые знания? Какой вывод мы может сделать? Молодцы, ребята! Давайте скажем спасибо Уточке и Лису. И получим долгожданные призы. Заметьте, что на задней стороне монеты домашнее задание. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. Конверт с заданием (приложение 11) | | | П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. | | 5. Подведение итогов. Рефлексия. | 9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. Как вы думаете, мы достигли цели урока? Выполнили пункты плана урока, которые предлагали нам герои изученной сказки? Оцените свою работу на уроке, поставив галочку под «да» или «нет» в каждом из утверждений. Вопросы | «Да» | «Нет» | Я хорошо работал на уроке. | | | Я без труда выполнил самостоятельную работу. | | | Я много нового узнал на уроке. | | | | Оценивают свою работу на уроке. | Индивидуальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. Лист с таблицей для самооценки. | | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | К: владеть диалогической формой речи. Р: осуществлять самооценку деятельности. | | Приложение 1.
Конец сказки Известные произведения Названия произведений. Сказки и их авторы Приложение 2. Соедините фамилию автора и его произведение: С. Чёрный | «Отважный пингвинёнок» | С.Михалков | «Ребята и утята» | Г.Снегирёв | «Страшный рассказ» | М.Пришвин | «Мой щенок» | Е.Чарушин | «Жеребёнок» | |
Я вам приготовила стихотворение, если вы угадаете про какого автора в нем говорится, и узнаете биографию об авторе, то получите следующую подсказку.
Приложение 3.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок и поймёшь.
Вы узнали автора, но не знаете из какой мы сказки. Попробуйте угадать через ребус, если правильно отгадаете, то так дадим вам подсказку, как выйти из данного города и перейти в другой.
Приложение 4.
Вы смогли выбраться из города и перейти в другой. Молодцы! У нас для вас новое задание.
Восстановите пункты плана, и тогда Вы сможете продолжите свой путь.
П

риложение 5.
1. Познакомиться с биографией автора. |
2. Прочитать рассказ. |
3. Проанализировать рассказ. |
Приложение 6.
1. «Утки в отлет собрались» - утки собрались улетать на юг. |
2. «Утятиной раздобудусь» - поймать утку. |
3. «Поднялась на крыло» - поднялась с места, взлетела. |
4. «Полынья» - незамерзшее место на ледяной поверхности реки или озера. |
Перед вами фразы, объясните, что они означают. Ведь в нашей стране они очень важны!
Приложение 7.
Ребята, вы же не знаете содержание произведения. Прочитайте произведение, а мы поможем вам перейти в другой город.
Приложение 8.
1. Как автор назвал Лиса? Был ли он действительно хитрым? |
2. Какой автор показал нам Уточку? |
3. Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами. |
Ответьте на наши вопросы и с Уточкой. И скоро вы дойдете до конца и получите призы.
Приложение 9. Работа в группах.
Ф.И. участников группы________________________________________________________________________________________
1 группа.
1. Кто являются главными героями сказки?
2. Что надумал сделать хитрый Лис?
3. Почему его затея не удалась?
4. Почему Уточка не полетела в отлёт со всей стаей?
Ф.И. участников группы________________________________________________________________________________________
2 группа.
5. Что случилось с крылом бедной Уточки?
6. Где пряталась зимой Уточка от Лиса?
7. Как второй раз удалось Уточке спастись от Лиса?
8. Как в третий раз Уточка смогла уцелеть от хищника Лиса?
Ф.И. участников группы________________________________________________________________________________________
3 группа.
9. Почему Виталий Бианки назвал Лиса хитрым, а Уточку - умной?
10. К Хорошо ли быть хитрым, почему?
11. Приходилось ли вам одолевать более сильного соперника? Каким образом?
12. Какие качества, на ваш взгляд помогли выжить Уточке одной всю зиму?
Ф.И. участников группы________________________________________________________________________________________
4 группа.
13. Почему данное произведение относят к жанру сказки?
14. Помогает ли находчивость и сообразительность в жизни, почему?
15. Есть ли среди ваших знакомых хитрые и умные люди? С кем из них вы дружите?
16. Какой можно сделать вывод после прочитанного произведения?
Приложение 10.
1.Весна. Хитрый Лис думает: «Тает лёд на речке. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь». |
2.Пришёл, а Уточка плавает под кустом, — жива, здоровёхонька |
3.Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью, — под другим берегом: там тоже ключ был. |
4.Так всю зиму и прожила. |
5.«Ах ты!.. — Лис думает. — Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…» |
6.Порх с воды и улетела. |
7.— Зря, зря, зря! — закрякала Уточка. |
8.За зиму-то у неё крыло зажило и новые пёрышки отросли. |
У вас на столах карточки с предложениями. Вам нужно разложить их в том порядке, в котором происходили действия в сказке.
1. Как нас зовут? Из какой мы сказки?
2. Кто автор сказки? Что вы запомнили о нем?
3. Какую главную мысль хотел донести автор?
Приложение 11.
Ребята, спасибо, что пришли в гости в нашу страну Сказок, смогли пройти через все города. И хотели бы задать последние вопросы.
Призы: закладка для учебника, на монетке на задней стороне задание.
Нарисуй сюжет из сказки «Хитрый лис и умная уточка»