Цель: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи: 1. Образовательная: создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивающие: развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу при ответах и работе в группах, парах.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный | Динь динь - динь,звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. -Присаживаемся тихонько за парты. -Сегодня на уроке, чтобы оценить свою работу, вы будете использовать карточки трех цветов: красного – ничего не получилось, не понял, желтого – справился частично, были затруднения, зеленого – со всем справился, все получилось. | Слушают учителя, приветствуют его, получают информацию | Коммуникативные: настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
Актуализация знаний | -Давайте подготовим наши ручки к письму Игра-упражнение «Паучок». Выполняем двумя руками вместе. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот. Молодцы. - Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво. - Запишите число. Классная работа. -Отгадайте загадку: Лед кругом, а эти птицы, Не боятся простудиться. -Назовите первый звук в отгадке. -Дайте характеристику этому звуку. Продолжим разбор. Фонетический разбор слова «пингвин» -Молодцы. Ребята, а кто же такой пингвин? - А теперь пропишите строчную и заглавную букву Пп. | Делают гимнастику для пальцев. Выполняют указания учителя Записывают число и классная работа Дают ответ на загадку. Пингвин Характеризуют звук устно, продолжается устный разбор Минутка чистописания | |
Формулировка цели урока | -Посмотрите на доску. -Прочитайте предложение. - Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении? - Посмотрите, ребята мнения наши разошлись. - А как вы думаете почему? - Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о лисице? -Выберите на доске слова с этими словами, давайте вставим в предложение. -Какое предложение получилось? -Теперь понятно о каком животном идет речь в предложении? -А сейчас задайте вопросы к нашим словам помощникам. -Скажите, что обозначают слова, которыми мы описали животное? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Молодцы. Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. | У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. Это трудно сделать Потому что нет определенных признаков У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, золотистая шерсть, пушистый хвост Задают вопросы : «какое?какие?какая?какой?» Эти слова обозначают признаки предмета | Регулятивные: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, ставить перед собой задачи и выполнять их, умение работать в парах, группах. Познавательные: Расширение кругозора |
Открытие нового знания | Откройте учебник на странице 86 и прочитайте, как называется новая часть речи, о которой мы будем говорить сегодня. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим? Читает предложение один ученик. Остальные слушают, отвечают на вопросы учителя. Откройте учебник на стр. 86, прочитайте задание к упражнению 148. Обсудите в парах, что вы будете делать, какие слова вставите. - Запишите это упражнение самостоятельно, выполните взаимопроверку. -А теперь скажите, что вы можете сказать о прилагательном? -Прочитайте про себя правило в учебнике. Все ли мы сказали о прилагательном? Кто может пересказать правило своими словами, поднимаем ручку. | Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи. Выполняют установку учителя. Шепотом обсуждают упражнение, записывают его, выполняя взаимопроверку обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? | Регулятивные : волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, выдвижение гипотез. Коммуникативные : прислушиваться к высказыванию других. |
Первичное закрепление | Вернемся к первому предложению про лисицу. -Посмотрите на предложение. Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? -Правильно, ребята. Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать. - Значит, слова какой части речи уточняют, поясняют имена прилагательные? Какой вывод можно сделать? - Давайте выполним упражнение, в котором мы в этом убедимся, откройте стр.87, упр. 150. Прочитайте задание самостоятельно. Кто отгадал загадку? -Назовите выделенные слова, докажите, что это имена прилагательные? -Найдите имена существительные, с которыми они связаны по смыслу. Задайте вопрос. -Молодцы, ребята, теперь запишите эту загадку в тетради, поставьте вопрос от существительного к прилагательному, подчеркните прилагательное волнистой линией, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание у соседа. -Скажите, так с какой частью речи «дружат» прилагательные? | Смотрят на доску, где написано предложение Имена существительные. имя прилагательное употребляется при именах существительных читают задание отвечают , чтоо отгадка гусь отвечают на вопросы прилагательного, обозначают признак предмета выполняют упражнение с именами существительными | Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей. Коммуникативные : уметь слушать мнение другого, вступать в диалог |
Физминутка | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Раз – подняться, потянуться, Два – в ладоши два хлопка, Три – головою три кивка, На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Выполняют движения | | Личностные : здоровье сберегающая |
Вторичное закрепление | Посмотрите на доску. На ней в двух столбиках слова, вам необходимо составить из них словосочетания и записать в тетрадочку Кот Огненное Пламя Пушистый Солнце Вкусная Пол Обжигающее Конфета грязный | Выполняют самостоятельную работу | Познавательные : Ориентироваться в системе знаний. Коммуникативные : уметь слушать мнение другого, отстаивать свое мнение. |