«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»
(математика, география, искусство).
Верещагина Лариса Николаевна, учитель искусства.
2017-2018 уч. год.
Тема: Изображение участка центрального парка села Бердюжье на плоскости.
Презентация «Масштаб», «Выразительные возможности линии» выполненная в Power Point 2003,штативы, рулетки, вешки.
технология критического мышления, проблемно-диалоговая, учебно-исследовательская
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельности учащихся | УУД |
Организационный момент | Проверить готовность учащихся Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок по теме: «Изображение участка центрального парка села Бердюжье на плоскости» Этот урок, ребята, будет для вас несколько необычным, вы видите перед собой не одного, а трех учителей: учителя математики и учителя географии и учителя искусства. Чем это вызвано? Сегодня мы своим уроком хотим помочь вам понять, как все наши школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок обок, помогая вам разобраться в трудных вопросах этой жизни. Создать благоприятный психологический настрой на работу. Обратите внимание на наше красивое дерево на доске. На нем листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета). Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место. Варианты ответа детей. Выбирают, берут с дерева осенние листья (любого цвета) | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация опорных знаний | Ребята. На столе в файлах возьмите белый лист. Вы видите таблицу из трех колонок. В столбик «до» поставьте «+», если вы знаете это понятие, или «_», если вы не знаете это понятие. Продуктивная технология (ЭЙ АР ГАЙД) До | Утверждения | После | | Определение масштаб | | | Линейный масштаб | | | Численный масштаб | | | Именной масштаб | | | Вешка | | | Визирная линейка | | | «колючая» линия | | | «воздушная» линия | | | условный знак «дерево» | | | условный знак «мост» | | К этому заданию мы вернёмся в конце третьего урока. | Учащиеся ставят в столбик «до» «+», если знают это понятие, или «_», если не знают это понятие. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Изучение нового материала. 1. Мотивация и целеполагание | Фронтальный опрос (презентация). - Ребята, сейчас мы посмотрим с вами на некоторые рисунки. -Что объединяет все эти рисунки? (чертеж, план, схема). -Любой ли предмет можно изобразить в натуральную величину на листе тетради? (Нет) -Что нужно сделать, для того, чтобы их изобразить? (Уменьшить или увеличить). -Что для этого используется? (Масштаб). Сегодня при изображении участка центрального парка села Бердюжье мы будем использовать понятие МАСШТАБ. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя На основе рисунков, ответов, учащиеся делают вывод и выводят понятие «Масштаб» | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения (география) | Организация работы с информационным листом. А теперь ребята посмотрите на листочки, которые вы сняли с дерева. На оборотной стороне листочков написаны слова «Численный масштаб», «Именнованный масштаб», «Линейный масштаб». Посмотрите название каждого стола, соответствует надписи на вашем листочке. Вам нужно рассесться за столы, создав свою группу. Сейчас я каждой группе выдаю информационный лист и задание. Вам нужно за три минуты выполнить задание. Время пошло. Приложение 1. | Рассаживаются по группам с учетом выбранных осенних листочков. Работая в группах, выполняю задание. Выступление каждой группы. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения (математика) | Ребята, так как мы сегодня будем работать с линейкой, рулеткой, вспомним перевод одних единиц в другие. Продолжите цепочку, записанную на доске. Продолжите цепочку единиц измерения. 1мм;1см;… (1дм;1м;1км) Выразите одну единицу измерения в другую. 1км=1000м 1м=100см 1см=10мм Решение задачи. №1. Расстояние на местности от Москвы до Тюмени по прямой 1710 км. Найдите расстояние между городами на карте, если масштаб карты в 1см 200 км. Округлите результат до целого числа. см Ответ: 9 см. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся совместно с учителем решают задачи. Решение задач записывается в тетрадях с обсуждением | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Первичное закрепление (математика и география) | Работа в группах. Решение задач. Приложение 2. | Обсуждают ход решения задачи. Решают в тетради. Каждая группа выступает с решением задач. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: слушают ответы товарища |
Практическая работа | Выяснение способов изображение плана местности. В обычной жизни, особенно на уроках географии, истории мы широко пользуемся различными изображениями земной поверхности. Вспомним. Какие существуют способы изображения поверхности Земли. Это: фотография, аэрофотоснимки, рисунки, планы местности. Каким мы способом воспользуемся для изображения плана местности….? Но мы можем изобразить местность в виде схемы, рисунка, фотографии. Каждая группа получает маршрутный лист с первым заданием. Приложение 3. Каждая группа получает маршрутный лист со вторым заданием. Приложение 4. Приложение 5. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Выполняют задание из маршрутного листа: - измеряют расстояние между точками 1-2, 2-3, 3-4. - полученный результат округляют до целого числа. -используют именованный масштаб, рассчитывают расстояние. - полученный результат записывают в бланк ответа. Распределяют обязанности в группе (в группе 5 человек): один рисует, один фотографирует, три выполняют замеры и расчеты. - На схеме с помощью визирной линейки начертите направление к объектам обозначенные на местности вешками (зеленая, желтая, красная) и запишите на схеме название объектов. (ель, церковь, мост). - Рулеткой измерьте расстояние на местности до этих же объектов и запишите результаты над проведенными линиями. - Округлите измерения до целого числа. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Интрига урока. | А теперь проверим, как вы выполнили первое задание. Как вы думаете, справились ли вы? Проверим. В этом чемодане мы спрятали вкусный для вас сюрприз, вам нужно ввести код первого задания, если вы выполнили все верно то - чемодан отроится. Дерзайте! | Каждая группа вводит результат первого задания. | |
Усвоение новых знаний и способов усвоения (искусство) | Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Презентация Выразительные возможности линии | Отвечают на вопросы учителя. Выполняю практическую работу. Изображают один сюжет разными по характеру линиями. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Выполнение практической работы. | Каждая группа должна составить на основе схемы участка центрального парка села Бердюжье – ПЛАН. Приложение 6. Приложение 7. | Каждая группа выполняет практическое задание. перенести из схемы точки своей стоянки; от точки перенести направления до объекта из схемы; перевести в масштабе 1 см. : 2 м. расстояние от стоянки до объектов; заменить название объектов условными знаками; закончить рисунок, используя выразительные возможности линий. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Рефлексия | Оправдались ли ваши ожидания? До | Утверждения | После | | Определение масштаб | | | Линейный масштаб | | | Численный масштаб | | | Именной масштаб | | | Вешка | | | Визирная линейка | | | «колючая» линия | | | «воздушная» линия | | | условный знак «дерево» | | | условный знак «мост» | | Произошли ли изменения? Какие? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учащиеся записывают домашнее задание. Выполнить мини проект, в виде презентации из фотографий 3-4 слайда. | |