Цель деятельности учителя | развитие двигательных качеств; закрепление и развитие знаний о зимних видах спорта, употребления спортивной лексики в речи учащихся, проверка знаний учащихся по теме "Подчинительные союзы и их употребление" |
Тип урока | урок обретения новых умений и навыков |
Вид урока | урок смешанного типа |
Цель урока | формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности о эимних видах спорта, употреблению спортивной лексики и подчинительных союзов в ходе группового взаимодействия, индивидуальной деятельности |
Задачи урока | - обеспечение осознания и усвоения названий зимних видов спорта и другой спортивной лексики; - формирование умений применения знаний спортивной лексики в условиях решения учебных задач; - проверка усвоения темы "Подчинительные союзы и их употребление"; - освоение и закрепление комплекса упражнений; - развитие аналитических способностей, внимания, мышления, речи учащихся; - развитие координации движений, быстроты и ловкости; - воспитание уважительного отношения к зимним видам спорта; - воспитание внимательности, дисциплинированности, взаимовыручки, ответственного отношения к своему здоровью, умения работать в команде, здорового духа соревнования |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): обеспечение осознания и усвоения названий зимних видов спорта и другой спортивной лексики, употребление спортивной лексики и подчинительных союзов Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): развитие познавательной активности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), развитие умения делать выводы ; работа с текстами Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности, его значения в процессе получения школьного образования, выполнять различные социальные роли в коллективе Регулятивные: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий Познавательные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя, умение находить, преобразовывать и передавать информацию Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
методы и приёмы обучения | наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная самостоятельная работа, групповая работа, викторина, работа с тестами |
Образовательные (цифровые) ресурсы | 1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. 2. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс /С.И.Пименова и др.. – М. : Дрофа, 2012. 5. Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net; http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru; http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку |
Наглядно-демонстрационный материал | Рабочие листы, карточки, раздаточные листы, стенд, сигнальные карты правописания слов из спортивной лексики, секундомер; фотокарты деталей, отражающих зимние виды спорта |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Учёт врем. | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1.Организационный момент. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Организовать направленное внимание на начало урока. | 2 м. | Учитель физкультуры. Приветствие. Провести построение, проверить готовность к уроку, создать эмоциональный настрой к работе. Расчет на 1, 2, 3. Расчёт проведен с целью деления на группы. | Готовятся к уроку. Улыбаются друг другу. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения Познавательные: осознают познавательную задачу Коммуникативные: работают в группе | |
2.Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание | | 3 м. | Учитель русского языка здоровается с учениками и объявляет тему урока. - Здравствуйте, ребята, вам, конечно, непривычно видеть меня здесь, в спортивном зале. Однако мое присутствие здесь совсем не случайно. Сегодняшний урок физкультуры мы совмещаем с уроком русского языка и посвящаем его зимним видам спорта. Почему мы сейчас проводим такой урок? В феврале 2018 г. в Южной Корее прошли 23 Зимние Олимпийские игры, вы все её смотрели и болели за наших спортсменов. Я думаю, что вам будет интересно расширить свои знания в области спорта и узнать что-то новое. Давайте попробуем сформулировать цели урока, исходя из темы: вспомнить... узнать... научиться... Вы не только узнаете и запомните правописание многих слов, а также поймете, что правильно употреблять спортивную лексику тоже очень важно. Мы поговорим о зимних видах спорта на 1 уроке. А на 2 уроке будем использовать полученные вами знания и проверим усвоение темы "Подчинительные союзы". - Какие слова вы использовали при расчете по порядку? (Имена числительные). - Как называются люди, профессионально занимающиеся спортом? (Спортсмены). - Что спортсмены должны делать постоянно? (Тренироваться). - А что должен делать каждый человек для поддержки своего здоровья и сохранения хорошей физической формы? (Зарядку, разминаться). | Рассуждают. Делают выводы. | Фронтальная Индивидуальная | Предметные: повторение Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в группе | Устные ответы. |
3.Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | 5 м. | Учитель физкультуры. Разминка. 1. - Для чего необходимо проводить разминку в начале урока? (Чтобы подготовить организм к предстоящей работе). -Молодцы! Итак, начнем с разминки. 2. .Медленный бег 3.Разновидности ходьбы: -обычная; -на носках; -на пятках; -спиной вперед; -обычная. 4.СБУ в чередовании с ходьбой: -с высоким подниманием бедра; -с захлестывание6м голени -ускорение 5. ОРУ. -И.п.-о.с. наклон головы вперед, назад, вправо, влево. -И.п.- ст. ноги врозь, руки в стороны. 1-4 вращение в кистевом суставе; 5-8 вращение в локтевом суставе; 9-12 вращение в плечевом суставе -И.п.-ст. ноги врозь, руки перед грудью. 1-2 отведение согнутых рук назад; 3-4 отведение прямых рук назад. И.п.- ст.ноги врозь, руки к плечам. 1- наклон к правой ноге; 2- наклон вперед; 3- наклон к левой ноге; 4- и.п. -И.п.- ст. ноги врозь, руки вперед-вверх. 1.скрестный мах левой;2.и.п. 3.скрестный мах правой;4.и.п. -И.п.- выпад вперед на левой, руки на колене. 1-2 пружинистые приседания на левой; 3-4 пружинистые приседания на правой. -И.п- ст. ноги врозь, руки за спину 1-4 прыжки на правой, левую в сторону; 5-8 прыжки на левой, правую в сторону. -Дыхательные упр. Учитель русского языка. Во время перестроения учеников из одной шеренги в колонну учитель русского языка показывает сигнальные карты правописания слов КОЛОННА, ШЕРЕНГА, ИНТЕРВАЛ, ДИСТАНЦИЯ, КОМБИНАЦИЯ и др. Дети проговаривают эти слова хором. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выполняют задание. | Двигательная активность |
4. Формирование новых понятий | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | 10 м. | Учитель русского языка - Игра «Крокодил». Командам даются карточки с определением зимних олимпийских видов спорта. Ребята на оборотной стороне должны написать верное название, отдать учителю и показать пантомимой этот вид спорта, если другая команда угадывает, то обе команды получают по дополнительному очку. Также поясняются критерии оценивания. Критерии оценивания: 1 задание 5 баллов + доп. балл 1 за показ и отгадывание вида спорта. 2 задание 5 баллов за каждый правильный ответ + доп. 1 балл за названный вид спорта. 3 задание 7 баллов за каждый правильный ответ. "5" - 24 - 23 б. "4" - 22 - 18 б. "3" - 17 б. и менее КЁРЛИНГ - командная спортивная игра на ледяной площадке. В процессе состязаний участники двух команд поочередно пускают по льду специальные тяжелые гранитные снаряды в сторону размеченного на льду специального поля. ХОККЕЙ - игра, название которой произошло от названия посоха с крючком у пастухов. Командная спортивная игра, в которой нужно специальный плоский мячик забить в ворота соперника. Игра проводится на льду в зимних олимпийских играх, а еще может проводиться на траве и даже в зале. ШОРТ-ТРЕК - разновидность конькобежного спорта: бег на коньках по овальной дорожке, которая, как правило, размечена на хоккейной площадке. Командам даются карточки с определение слов, ручки. Далее ребята присаживаются на скамейки и готовят ответ. | Формулируют собственные мысли в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: слушают и повторяют, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточнения информации |
5. творческая практическая деятельность Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и построение нового способа действия. | Раскрытие сущности понятий, усвоение способов учебной и умственной деятельности учащихся. | 10 м. | Учитель русского языка. Викторина «Зимние виды спорта». Учитель физкультуры контролирует выставление очков за верные ответы, если ученики правильно отвечают, учитель русского языка показывает сигнальную карточку с правописанием этого слова, просит произнести вслух это слово и образовать от него слово, называющего спортсмена, занимающегося данным видом спорта. Критерии: за каждый правильный ответ 5 баллов. "5" - 30 б. "4" - 25 б. "3" - 20 б. и менее -Сколько существует зимних олимпийских видов спорта? (7; в России 15). Вопрос не входит в оценивание баллом. -Назовите зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из малокалиберной винтовки. Входит в олимпийскую программу с 1960 года. (Биатлон; биатлонист). -Скоростной спуск по специальной ледовой трассе в виде жёлоба на санях (бобах). В программу Олимпийских игр этот вид спорта был включен в 1924 году. (Бобслей; бобслеист). -Скоростной спуск на двухполозных санях с утяжеленной рамой по санно-бобслейной трассе. Официально стал зимним видом спорта в 2002 году. (Скелетон; скелетонист). -Разновидность конькобежного спорта: бег на коньках по овальной дорожке, которая, как правило, размечена на хоккейной площадке. Включен в программу с 1992 года. В переводе с английского «короткая дорожка», является относительно молодым, но самым экстремальным и опасным видом конькобежного спорта. (Шорт-трек; шорт-трекист). -Самый молодой из лыжных видов спорта, который заключается в спуске с заснеженных склонов гор на специальном снаряде. В переводе с английского языка этот снаряд называется «снежная доска». Включен в программу зимних олимпийских игр в 1998 году. (Сноуборд; сноубордист). -Еще одна разновидность лыжного спорта, фигурные прыжки с горы, ранее представляли собой горное шоу. Изначально предназначался для развлечения отдыхающих. Включен в программу зимних олимпийских игр в 1992 году. (Фристайл; фристайлист). - Вы сейчас назвали 6 видов спорта. Еще два зимних вида спорта вы показали в игре «Крокодил». Сколько осталось не названных? (7). Давайте их просто назовем, название этих видов спорта представляют собой словосочетания: Горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, скоростной бег на коньках, фигурное катание. -В каких видах спорта используется музыкальное сопровождение? (Фигурное катание). | В сотрудничестве с учителем и одноклассниками наблюдают за языком | Фронтальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. . Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, работа в группах. |
6. Закрепление с комментированием ним во внешней речи. Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | 10 м. | Учитель физкультуры. Эстафета «Зимние виды спорта» Учитель физкультуры объявляет об эстафете, в которой участники должны угадать вид спорта по деталям на фото и правильно подписать названия. Командам даются подсказки в виде списка названий видов зимних олимпийских игр. Командам раздаются фотокарты с изображением детали какого-либо вида спорта. Ученики должны угадать вид спорта, правильно подписать фотокарту и наклеить фотокарту на стену. Критерии: кто выполнит быстрее и подпишет без ошибок, то команда получает 7 баллов и менее, если совершена ошибка в названии или вид спорта не угадан. "5" - 21 б. "4" - 14 б. "3" - 7 б. и менее | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осуществляют нравственно-этическое переоценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, письменные работы, работа в группах. |
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, контроль | 5 м. | Подведение итогов и выставление отметок. Команды получают баллы и отметки.. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Самооценка |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Учёт врем. | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1.Организационный момент Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Организовать направленное внимание на начало урока. | 1 м. | Учитель русского языка. На 2 уроке мы продолжаем разговор о зимних видах спорта, но не обо всех , так как нам не позволят это сделать рамки урока, а только о фигурном одиночном катании, шорт-трек и кёрлинге. | Готовятся к уроку. Улыбаются друг другу. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения Познавательные: осознают познавательную задачу Коммуникативные: работают в коллективе | |
2.Мотивация к учебной деятельности Формирование новых понятий Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | 5 м. | Учитель физкультуры Презентация по заявленным видам спорта (история происхождения этих видов спорта) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации |
3. творческая практическая деятельность Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и построение нового способа действия. | Раскрытие сущности понятий, усвоение способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языком | 25-30 м. | Учитель русского языка. Работа в группах. Время работы 25-30 минут. Вы уже разделились на три группы: шорт-трек, кёрлинг и фигурное катание, внимание, правила игры: У каждой группы на столах лежат оценочные листы, подпишите их, в них вам мы будем проставлять баллы. На доске написаны критерии по которым вы получите отметки: На шорт-треке, это скоростной бег на коньках, поэтому вы должны быстро выполнить 6 тестовых заданий, по одному баллу за каждое выполненное задание. Кёрлинг – это командная игра, выполнять задание будите вместе всей группой, и баллы у вас тоже будут у всех одинаковые. Нужно составить текст-напутствие тренера своей команде перед игрой из 4 предложений, используя подчинительные союзы. За каждое предложение до 2 баллов. В одиночном фигурном катании необходимо обязательно выполнить короткую программу, проставив в тексте знаки препинания и обозначив сочинительные и подчинительные союзы. За это задание можно получить до 3 баллов. После обязательного задания, если у вас останется время можно выполнить произвольную программу, то есть дополнительное задание и заработать плюсом до 3 баллов. Полученные баллы суммируются и переводятся в отметки, критерии на доске. Шорт-трек - 6 баллов. Кёрлинг - 8 баллов Фигурное катание - 3 балла + доп. 3 балла. 17 -16 б. - "5" + 3б. ещё одна "5" 15- 13 б. - "4" + 3 б. оценка "4" 12 - 8 б. - "3" + 3 б .оценка "4" | В сотрудничестве с учителем и одноклассниками наблюдают за языком | Фронтальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. . Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Письменная работа, работа в группах. |
4. Закрепление с комментированием ним во внешней речи. Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике | 5 м. | Учитель физкультуры. Презентация о наших олимпийских чемпионах в этих видах спорта. | Беседа | Индивидуальная, групповая | Личностные: осуществляют нравственно-этическое переоценивание усваиваемого содержания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы |
5. Подведение итогов. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, контроль | 5 м. | Учитель русского языка. Дайте оценку вашей работе. Посмотрите все ли свои работы вы оценили, поставьте себе на последней карточке оценку за урок. | | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Самооценка. |
6. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка деятельности | Заключительная беседа по вопросам | | -Что узнали нового на уроке? - Где вы можете использовать полученные знания? - Что было особенно интересно, а что вовсе не понравилось? Домашнее задание. 1. Составить словарную диктовку из словосочетаний, включая термины "Зимние виды спорта" (12-15 словосочетаний). 2. Повторить правописание союзов. 3. Ежедневно советуем делать утреннюю гимнастику. Спасибо за работу! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и аналитических умений Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Устные ответы. |
Строительство закрытых ледяных площадок содействовало большой популярности всех видов фигурного катания.
На IX Олимпийских играх Людмила Белоусова и Олег протопопов завоевали золотые медали.
Рекорд по количеству завоёванных медалей был установлен нашими мастерами в 1985 году.