СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира с использованием шахмат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира с использованием шахмат»

Технология карта интегрированного урока окружающего мира с использованием шахмат

Учитель Капанадзе Алена Андреевна, 1 квалификационная категория, МОУ СОШ № 12

Класс: 3

Тема: Насекомые. Пауки

Тип урока – объяснительный

Цель: создание условий для организации исследования зависимости между строением тела и образом жизни насекомых.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знают представителей насекомых, строение тела, среду обитания, образ жизни;

- определяют среду обитания насекомых;

-имеют представление о многообразии насекомых;

Метапредметные:

-формулируют тему и задачи урока;

-извлекает информацию, представленную в разных формах

- устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями пове­дения и условиями обитания насекомого;

-соблюдают правила коммуникации при работе в группе;

Личностные:

- осознают богатство, многообразие мира насекомых и уникальность каждого представителя.


Этапы урока

Деятельность учителя

Актуализация знаний

Какие мысли у вас возникают, когда вы слышите фразу «Ход конем»? (шахматы, крылатое выражение)

Верно, к нашему уроку подойдут оба варианта.

Сегодня мы с вами сыграем в необычную партию в шахматы.

Посмотрите на слайд (Слайд, где находится шахматная доска с фигурами, а на белых конях сидят насекомые, на черных – пауки).

Что необычного вы заметили?

На какой шахматной фигуре находятся насекомые и пауки? А как ходит конь?

В разнообразии насекомых есть такое насекомое конек. Показ фотографии на слайде и среди пауков – паук-скакун. Показ фотографии на слайде.

Предположите, почему они получили такое название? (прыгают)

Правильно. Насекомое конек относится к семейству саранчовых. Паука скакуна называют чудом природы. Он выделяется умением прыгать и является обладателем отменного зрения. Многие исследователи утверждают, что он даже обладает интеллектом.


Каких представителей насекомых и пауков вы уже знаете?


Слайд «Шахматная доска с фигурами, где на каждой белой фигуре находятся насекомые, а на каждой черной – пауки».

Ребята, вы назвали много представителей насекомых и пауков, посмотрите на слайд и скажите, кто сегодня будет играть против друг друга? (насекомые против пауков)

Предположите, какая тема урока? (Насекомые и пауки).

(Открываю запись на доске «Насекомые, пауки – беспозвоночные животные. Сравнение»).

Для чего мы с вами будем это изучать?


Но играть сегодня мы будем только конями. Слайд шахматное поле, на котором черный конь с пауком-скакуном и белый конь с насекомым коньком.


А как может закончиться наша игра в шахматы? (можно выиграть, проиграть, ничья)

Давайте сыграем!


Вам нужно за 4 хода добраться конем от начала доски до противоположного края доски. Для того, чтобы сделать ход конем, нужно назвать информацию про насекомых и пауков, поэтому для начала нужно собрать информацию про насекомых и пауков. Затем, представляя всему классу найденную информацию, можно будет сделать ход конем.


Скажите, какие источники информации вы знаете? (находясь в классе) (книги, компьютер, взрослые)


Мы будем работать в группах. Разрешите, ребята, я сама разделю вас на команды.

Первый ряд будет искать информацию про насекомых. Третий ряд – про пауков. К концу работы вы представляете найденную информацию в таблице (показываю лист А3, заготовленной таблицы для внесения ответов, для каждой группы.) Как только вы находите в источниках информации ответ на представленный вопрос, поднимаете руку, и я выдаю для приклеивания в таблицу, найденный вами ответ. (в целях экономии времени)

Перед тем как начнем работать, давайте составим критерии, по которым будем подводить итоги работы каждой группы.

(Ребята предлагают варианты, если они не называют наши критерии или не получается их обобщить под наши критерии, то я говорю: «А я вам предлагаю такие критерии» На слайде отображены: работа с информацией, личный вклад в работу группы).


Открытие нового знания

Ребята, сколько времени вам потребуется, чтобы найти информацию?

И так, начнем! Команда насекомых занимает 1,2 парты второго ряда. Команда пауков – 3, 4 парты второго ряда.

На партах лежат учебники, выжимки из книг и ноутбук, в котором есть выжимка в электронном варианте из интернета.

1 ряд – группа насекомых

Вопросы для первой группы насекомых (первая парта второго ряда):

1)Строение тела насекомого. Число конечностей.

2) Органы чувств насекомых.


Вопросы для второй группы насекомых (вторая парта второго ряда):

  1. Чем питаются насекомые.

  2. В каких местах обитают насекомые


3 ряд –группа пауков.

Вопросы для первой группы пауков (третья парта второго ряда):

1)Строение тела паука. Число конечностей.

2) Органы чувств пауков.


Вопросы для второй группы пауков (четвертая парта второго ряда):

  1. Чем питаются пауки

  2. В каких местах обитают пауки.

По окончанию времени, ребята собираются в 2 группы и делятся найденной информацией. Может быть, в этот момент у каждой группы будет шахматная доска с конем, они продумают, как за 4 хода добраться до противоположного края доски.


Самооценка по ранее составленным критерием. Может с использованием голосования на интерактивной доске (в целях экономии времени).


По итогам спросить: Над чем еще нужно поработать. Какие советы дадите себе и одноклассникам.


Затем 4 представителя от каждой команды, с составленной таблицей, выходят к доске.


Теперь вы владеете информацией. Давайте сделаем ход конем.

Напомните правила игры.

Начнем.

Отвечая на пункты плана, один из представителей группы «Насекомые» делает ход.

Затем информацию по этому же вопросу предоставляет команда «пауки» и тоже делает ход команда.

Каждая команда делает по 4 хода.

Как только одна из команд добирается до противоположного поля открывается вопрос: «Ребята, кто должен выиграть: насекомые или пауки?».

Ребята высказывают свои предположения (насекомые, пауки, может кто-нибудь скажет, что никто).

Предположим, ребята ответят «выиграют насекомые».

Хорошо, а вспомните, чем питаются пауки? (насекомыми). А если их не будет, чем же будут питаться пауки?

Предположим, ответят «Выиграют пауки».

Давайте представим, что на Земле не осталось ни одного насекомого. Что произойдет? Насекомые являются чей-то пищей, тогда и другие группы животных погибнут.

Вывод: в природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего.

Рефлексия

Какая тема урока?

Какие открытии вы сделали для себя?

Продолжить предложения.

Дифференцированное домашнее задание: (У каждого ребенка до начала урока будет конверт, в котором представленные ими таблицы работы в группах уже будут там лежать). Повторить изученный материал, представленный в таблице. По желанию найти в дополнительных источниках информации материал про отдельных представителей насекомых и пауков.


Со звонком предложить ребятам выбрать коня с одним из насекомых или пауком (на обратной стороне написано 1-2 интересных факта о нем). Предлагаем детям тех представителей, которые были на слайде «Насекомые против пауков».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!