2.2. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы. Содействие закреплению навыка конструирования модели «Самолет», включая элементы экспериментирования и модификации. Дальнейшее формирование элементарных навыков начального программирования в среде программы LEGO. Закрепление в речи названия элементов конструктора. Закрепление умения фиксировать результаты измерений движения роботов. | - Конечно! Самолет – самый быстрый транспорт! - Предлагаю пройти в наше конструкторское бюро. Занимайте свои места, так как вам удобно. Спина – прямая, ноги – вместе, руки – на стол. Посмотрите, у нас есть модель «Самолет», но что с ней не так? Как же быть? На нем мы не сможем отправиться к Атлантическому океану! Что нужно сделать? - Чтобы решить эту проблему я подготовила детали конструктора LEGO и бланки таблицы данных. Детали конструктора очень мелкие, поэтому нужно быть с ними очень осторожными и внимательными. Также нужно очень осторожно обращаться и с компьютером, чтобы не повредить монитор. Сейчас вы будете командой. Команда всегда все делает слаженно и дружно. Поэтому подумайте и договоритесь, кто будет достраивать самолет, а кто подготовит бланк для таблицы измерений роботов. Перед тем как приступить к работе, разомнем пальцы: Чтоб здоров был пальчик наш. Сделаем ему массаж. Посильнее разотрем. И к другому перейдем. - Теперь приступаем к работе! - Самолет достроен? Проведем предварительный запуск. На экране вы видите программу. Маша, нажми, пожалуйста, на блок начало! Ничего не происходит, запишите это в таблице данных. Мощность мотора стоит на нуле, движений нет. Что же делать? Мощность мотора можно запрограммировать от 0 до 10. Какую мощность выберите? Проверим. Здорово, зафиксируйте результат. - Теперь у нас есть самолет, и мы можем лететь к Атлантическому океану и познакомиться с новыми морскими животными! - Завели моторы! Полетели! П/И «Самолеты» | Вопросы Напоминание Сообщение техники безопасности при работе с конструктором и компьютером Схемы и алгоритмы конструирования Пальчиковая гимнастика Экспериментирование Модификация путем изменения конструкции Подвижная игра | Предположения Ответы Воспитанники занимают места за столами Рассматривают модель «Самолет» Вспоминают названия деталей конструктора и правила работы: пластина белая 2х8, мотор, кирпичи Лего-коммутатор Воспитанники договариваются, распределяют обязанности Дети выполняют действия в соответствии с текстом Дети достраивают модель «Самолет» и заполняют таблицу данных Дети выполняют экспериментирование в программе Фиксируют результаты измерений движения роботов | У воспитанников вызван положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Сформировано умение работать в команде, договариваться Доработанная детьми подвижная LEGO-конструкция, оригинальная, приводимая в действие с помощью программы LEGO. Заполненная таблица данных. Снятие напряжения. |
2.3. | Этап ознакомления с материалом | Расширение объема знаний и представлений детей о морских животных закреплять умение выделять характерные и существенные признаки объектов природы: форма тел, размер, цвет | - Познакомиться с новыми животными нам поможет мобильный планетарий. Ребята, слушайте внимательно, как надо себя вести внутри планетария. Свет там будет выключен, и дверь закрыта, но все это нужно для того чтобы вам было лучше видно изображение на куполе. Как только вы войдете занимайте места на ковриках, так чтобы ваши глазки смотрели на дверь, голова лежала на валиках. Я войду в планетарий первая и подам вам руку. Проходите. Чтобы вам было еще приятнее наблюдать, укройтесь пледом до пояса. Не мешайте никому Проведение виртуальной экскурсии: - Ребята, вот мы и оказались в подводном мире. Посмотрите как здесь красиво. - Кто помнит, в каком океане наша экскурсия? В подводном царстве живет очень много самых разных обитателей. - Что есть у всех рыб? Верно! У рыб есть плавники и хвост, они помогают рыбам плавать под водой. Также у рыб есть специальное приспособление для дыхания – жабры. - А вы знаете, чем рыбы друг от друга отличаются? Конечно, формой тела, размером, цветом. Рыбы бывают хищные и мирные. Хищные питаются другими рыбами, а мирные рыбы питаются листьями, стеблями подводных растений. - Наше путешествие продолжается. И вот! Знакомьтесь – это ламантин! - Ламанти́н – это крупное морское млекопитающее. Это травоядное животное обитает на мелководье и питается водной растительностью. Ламантинов иногда называют морскими коровами, так как они имеют огромные размеры, и отличаются добротой и очень спокойным, дружелюбным характером. Исследователи утверждают, что ламантины наделены способностью решать экспериментальные задачи так же, как дельфины. Ламантины имеют вес как у 5 взрослых человек, вместе взятых и рост – как от пола до потолка. Самки крупнее и тяжелее самцов. Для ламантинов характерна веретенообразная (от слова веретено) массивная форма, которая полностью покрыта толстым слоем кожи. Голова плавно перетекает в туловище, практически сливаясь с ним. Характерны серый окрас и отсутствие волосяного покрова. На лицевой части головы расположены большие, гибкие, подвижные губы, роль которых собирать пищу. Еда собирается одновременно в обе губы. Хвост ламантина имеет форму весла, который помогает перемещаться в воде. Ласты служат животным руками, с помощью которых они перемещаются по воде и по дну, а также помогают захватывать пищу и отправлять ее в рот. На ластах есть плоские ногтеподобные копытца, напоминающие слоновьи. Зоологи утверждают, что прямым и ближайшим родственником ламантина на земле является слон. Так же, как и у слонов, у ламантинов происходит смена зубов на протяжении всей жизни. Новые зубы появляются в ряду сзади, постепенно сменяя старые. Сильные, мощные зубы легко перетирают любую растительную пищу. Шейных позвонков у ламантина не семь, как у большинства млекопитающих, а шесть. В связи с этим они не имеют возможности поворачивать голову в разные стороны. При необходимости повернуть голову, они поворачиваются сразу всем телом. Ламантинам приходится крутиться по оси, чтобы рассмотреть местность. Ламантины признаны единственными водными травоядными, существующими в мире. Название “морская корова” дали из-за того, что ламантин питается только травой. - Скат Манта или Морской дьявол – одна из самых больших рыб в мире. Это самый крупный из скатов, ширина тела достигает размера 3-этажного дома, а масса – как у автомобиля. Название «Манта» в переводе с португальского и испанского означает мантию (плащ или одеяло). Морские дьяволы легко передвигаются в океане благодаря своим большим грудным «крыльям». Жабры расположены на нижней стороне тела. Скаты Манты имеют короткий, подобный кнуту хвост, который, в отличие от многих других скатов, не имеет острого зубца. Кожа морского дьявола грубая и чешуйчатая, как у большинства акул. Эти рыбы питаются зоопланктоном. Они постоянно плавают с открытыми большими ртами, отфильтровывая планктон и другую мелкую пищу из воды. - Подводный морской мир очень многообразен, интересен и нам предстоит узнать еще много нового. Но об этом в другой раз. - А нам пора возвращаться в детский сад. - Сейчас мы выйдем из мобильного планетария, я подам вам руку. Никуда не уходите, ждем всех ребят! Мы долго смотрели на купол, наши глазки устали, отдохнем. Надо сделать гимнастику для глаз: Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! - проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз); - прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.). - поморгать глазами. Хорошо глазки ваши отдохнули! За кем мы с вами сегодня наблюдали? Что есть у осьминога? Какие отличия есть у ламантина? Какое это животное? Чем питаются ламантины? Чем морские дьяволы отличаются от других скатов? Скат Манта – хищник? Чем он питается? - Отлично все запомнили! | Сообщение техники безопасности Напоминание Проведение виртуальной экскурсии Рассказ воспитателя Вопросы Повторения Игровой прием Гимнастика для глаз Поощрения | Внимательно слушают и выполняют установки воспитателя Воспитанники наблюдают в ходе виртуальной экскурсии в мобильном планетарии, отвечают на вопросы Выполняют инструкции воспитателя Выполняют действия в соответствии с текстом Отвечают, дополняют | У воспитанников вызван положительный эмоциональный настой на проведение виртуальной экскурсии в мобильном планетарии Заходят в мобильный планетарий Внимательно слушают и запоминают У воспитанников сформировано представление о морских животных (Ламантине – морской корове; скате Манта – морском дьяволе) Выходят из мобильного планетария Снятие нагрузки с глаз Правильно называют морских животных, их особенности (у ламантина – ногтеподобные копытца, веретенообразное тело; у Манты – огромные крылья-плавники, хвост без зубца) |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | - Ребята, где мы сегодня побывали? - Что интересного вы узнали на экскурсии? - Что вам понравилось больше всего? - Как мы исправили самолет? - Что было легко для вас, что было сложно? - Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а подводный вездеход мы будем использовать для игр и следующих путешествий в подводный мир! | Рефлексия Вопросы Поощрения | Ответы детей | Сформированы представления о морских животных, навыки создания подвижной конструкции, включая элементы экспериментирования и модификации и сформированы навыки самооценки |