СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного занятия "Цветик семицветик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного занятия "Цветик семицветик"»

Технологическая карта интегрированного занятия

Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия: «Жизнь дана на добрые дела» (на материале сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»)

Цель занятия: описание поступка главной героини произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик» - Жени; выявление мотивов поступка и нравственных качеств (милосердие, бескорыстие, доброта) героев через слушание сказки, беседу по содержанию произведения, ИКТ-дидактическую игру, продуктивную деятельность в ходе интегрированного занятия.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • ответить на вопросы по содержанию отрывка произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик»;

  • узнать, чем закончилось произведение, описать происходящие в нем события.

Развивающие:

  • внимательно слушать сказку В. П. Катаева «Цветик-семицветик»;

  • запомнить события, описанные в конце произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик»;

  • выявить и объяснить связь между поступком, его мотивом и нравственными качествами героини – Жени (милосердие, бескорыстие, доброта) сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик».

Воспитательные:

  • выразить свое отношение к пословице «Жизнь дана на добрые дела»;

  • уважительно относиться к сверстникам.

Дополнительные задачи:

Игровая задача (для ребенка): первым открыть свою картинку.

Дидактическая задача (на игру для педагога): закрепить знания о сюжете произведения.

Изобразительная: передать правильную последовательность цветов каждого лепестка цветика-семицветика.

Техническая: поупражняться в работе с клеем – наносить небольшое количество кончиком кисти, промокать сухой салфеткой.

Словарная работа: раскрыть значение незнакомого слова: «салки», закрепить значение слова «гляди».

По продуктивной деятельности:

Планируемый результат занятия:

  • дети отвечают на вопросы по сюжету произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик» (в 2-3 предложениях);

  • знакомятся, запоминают и описывают события конца произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик» (в 4-5 предложениях);

  • описывают поступок главной героини произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик» – Жени (в 2-3 предложениях);

  • дети объясняют связь между поступком, мотивом и нравственными качествами героини – Жени (легкомыслие, рассеянность, доброта);

  • дети выражают свое отношение к пословице «Жизнь дана на добрые дела»;

  • дети играют в игру «Колесо удачи» и закрепляют знания сюжета сказки;

  • дети передают правильную последовательность цветов каждого лепестка цветика-семицветика, упражняются в работе с клеем.

Подготовительная работа:

- чтение начала сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик»;

- рассказ про автора произведения Валентина Петровича Катаева, рассматривание портрета писателя;

- знакомство со значением слова «гляди»;

- подготовка воспитателя к выразительному исполнению произведения;

- разработка ИКТ-дидактической игры;

- ознакомление детей с правилами игры «Колесо удачи».

Материалы и оборудование:

- интерактивная доска, персональный компьютер, интерактивная игра «Колесо удачи»;

- документ-камера;

- интерактивные кубы;

- иллюстрированная книга с произведениями детской художественной литературы;

- листы а4, краски, клей, ножницы.

































Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организовать взаимодействие с детьми.

Приветствие:

- Ребята, здравствуйте, повторяйте вместе со мной:

Худ. Слово.

- Я очень рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и подарим немного тепла, чтобы оно сопровождало нас целый день!

Форма организации: «Круг друзей».

Словесный метод: использование худ слова.

Дети стоят в кругу с воспитателем, выполняют упражнение, приветствуют друг друга.

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Мотивация деятельности:

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

У бумажных Птиц

Сто крылышек – страниц. (книга)

- Верно! Сегодня мы будем читать вот эту книгу. Посмотрите, какая она красочная, яркая! Посмотрите, сколько в ней страниц. Все они шелестят и рассказывают нам удивительные истории!

- Ребята, почему говорят: «Книга – это клад»?

Разве книга может быть кладом?

- Ответить на этот вопрос нам помогут интерактивные кубы. Если вы считаете, что книга может быть кладом, то переверните свой куб желтым кружочком вверх, а если вы считаете, что не может – синим квадратов вверх.

- Ребята, вы ответили, что книги могут быть кладом, почему вы так считаете? (Они нас многому учат, а знания – это настоящий клад и сокровище)

- Припомните, пожалуйста, название сказки, которую мы начинали читать в прошлый раз? (Цветик-семицветик)

- Садитесь, пожалуйста, на кубы. Спины держим прямо, ноги вместе.

Словесный прием: художественное слово – загадка.

Практический прием: привлечение внимания детей через рассматривание книги.

Побуждение детей к объяснению смысла поговорки с помощью интерактивных кубов.

Словесный прием: пояснение воспитателя о назначении книги.

Форма организации: дети сидят на интерактивных кубах полукругом перед воспитателем.

Дети отгадывают загадку.



Дети рассматривают книгу.



Дети отвечают на вопрос воспитателя с помощью интерактивных кубов, обосновывая свою точку зрения.






Дети садятся на интерактивные кубы.




Дети знают, что книги не только развлекают, в них можно найти много интересного и поучительного.


Дети настроены на предстоящее восприятие произведения.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Обозначить противоречие между разными мнениями детей.

Постановка проблемного вопроса:

- Как вы думаете, может ли помощь другому сделать человека счастливее?

(- Да, ведь, когда ты делаешь добрые дела, добро начинает возвращаться!

- Нет, я становлюсь счастливым, когда добро делают мне, а не я)

- Вопрос один, а мнения у вас разные. Чтобы разобраться, предлагаю прочесть, что было дальше.


Наглядный пример: иллюстрирование вариантов ответов на проблемный вопрос.

Словесный прием: побуждение детей к осознанию противоречия различных мнений, постановка проблемного

Дети выдвигают различные гипотезы, мотивируют свои предположения, осмысливают противоречие.

Дети понимают проблемный вопрос, выдвигают свои предположения, слушают ответы сверстников.

Раскрыть краткое содержание сказки, выразить личностное отношение к произведению.

Аннотация:

- Произведение «Цветик-семицветик» написал русский писатель – Валентин Петрович Катаев.

- Я с детства очень люблю эту сказку, потому что она заставляет задуматься над своими поступками.

- Однажды, девочка Женя заблудилась и попала в чудесный сад, где Старушка дала ей волшебный цветок Цветик-семицветик. Женя тратила лепестки на самые разные желания, но не одним из них не была довольна. Когда у нее остался последний лепесток, она стала думать, чего бы загадать.

- А что произошло дальше, мы сейчас и узнаем.

Словесные приемы:

- высказывание педагогом личностного отношения к сказке;

- краткое изложение начала произведения.

вопроса.

Дети слушают воспитателя.

Дети вспоминают произведение, настраиваются на его восприятие.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Создать условия для восприятия содержания произведения.

Раскрыть значение незнакомого слова: «салки», закрепить значение слова «гляди».

Работа над незнакомыми словами:

- Но вначале уточним значение незнакомого слова: как вы думаете, что означает слово «салки»? Это игра, в которой игроки догоняют друг друга.

- Давайте прочтем, что было дальше! Макушка смотрит вверх, спина ровная.

Выразительное чтение отрывка:

Со слов: «Рассуждая таким образом…» до слов: «как ни старалась».

Гляди, что значит – смотри.

Словесный прием: словарная работа.




Словесный метод: выразительное чтение.

Дети предполагают возможное значение слова, запоминают новые слово.


Дети слушают отрывок произведения.

Дети запоминают новые слова.




Дети знают содержание сказки.

Помочь детям запомнить содержание сказки.

Помочь детям выявить и объяснить связь между поступком, мотивом и нравственными качествами героини сказки (милосердие, бескорыстие, доброта).

Разъяснительная беседа по содержанию произведения:

- Ребята, вот мы и прочли сказку. Что вам больше всего понравилось в ней?

- Кто главная героиня сказки? (Женя)

- Какая она была в начале сказки? (легкомысленная, рассеянная)

Послушайте, как об этом пишет автор: «…»

- На что женя потратила 6 желаний? (на желания, которые не принесли ей радости)

- Кого встретила Женя в конце произведения? (мальчика Витю)

- Каким был мальчик? (добрый, красивый, не драчун)

- Давайте вспомним, как об этом говорится в сказке: «…»

- Почему Женя потратила свой последний лепесток на помощь Вите? (потому что она была доброй, милосердной и бескорыстной)

- С какими чувствами Женя загадывала последнее желание? Я начну, а вы продолжите: «… - от счастья».

Напоминание проблемного вопроса:

- Какой вопрос мы задавали вначале? - Может ли помощь другому сделать человека счастливее?

- Как думали сначала? Как оказалось на самом де? Чье мнение оказалось верным?

Словесный прием: беседа.





Словесные приемы:

- повторное чтение;

- выборочное чтение;

- «закончи предложение».

Наглядный прием: иллюстрация с вариантами решения проблемы.


Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию произведения, слушают фрагменты произведения.


Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем, словами из рассказа.


Дети решают проблемный вопрос.

Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию произведения.

Дети называют качества характера героев, раскрывают мотивы поступков.


- А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть! Встаньте в колонну друг за другом, идем и повторяем движения за мной.

Физ минутка.

Словесный прием: художественное слово.

Практический прием: проведение физ минутки.

Дети выполняют физ минутку и продвигаются к доске.

Дети разминаются.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Формировать практический и игровой опыт детей.





Закрепить знания сюжета произведения.





















Передать правильную цветовую гамму цветика-семицветика, путем приклеивания лепестков клеем ПВА: наносить небольшое количество клея, промокать сухой салфеткой.


Дидактическая игра на ИКТ-оборудовании:

ТБ работы с интерактивной доской.

Объяснение правил игры:

- А играть мы будем в «Колесо удачи». Перед вами две фигуры, разделенные на 3 части. За ними скрываются изображения из сказки «Цветик-семицветик». Вам нужно по очереди крутить колесо, выпавшее число соответствует цифре одной из частей какой-либо фигуры. Отвечает на вопрос тот, чье число выпало. Если ответ верный, игрок открывает часть картинки. Победит тот, кто первый откроет картинку.

- А сейчас кидайте кубик, у кого выпадет большее число, тот и начнет игру.


Задания для игры:

  1. Почему Женя заблудилась? (потому что собака съела ее баранки и она гналась за ней)

  2. На какое желание Женя потратила первый лепесток? (оказаться дома с баранками)

  3. Как мама называла девочку? (тяпа-растяпа)

  4. Что закричала Женя, оказавшись на Северном полюсе? (Мамочка, замерзаю)

  5. Почему Витя не мог бегать? (у него была хромая нога)

  6. Какие слова произносила Женя, когда загадывала желание? (лети-лети лепесток…)

- Отлично поиграли, молодцы!

- Мы внимательно следили за игрой, давайте дадим глазам немного отдохнуть. Голова на месте, за предметом следят только глаза.

Гимнастика для глаз.

Продуктивная деятельность:

- Ребята, хотели бы вы сделать цветик-семицветик из нашей сказки?

- Посмотрите, какого цвета лепестки у цветика-семицветика в сказке.

- Вам нужно приклеить лепестки к середине цветка в той последовательности, в которой они нарисованы на иллюстрации.

- Напоминаю, что с клеем мы работаем осторожно, его не разбрызгиваем его.

Приступайте.

- Ребята, вы отлично справились с заданием, молодцы!

Форма организации: дети стоят лицом к доске.

Словесные приемы:

- разъяснение техники безопасности;

- объяснение правил игры;

- сообщение игровых заданий детям.





Словесный прием: худ слово – гимнастика для глаз.

Практический прием: гимнастика для глаз;

- приклеивание лепестков.

Дети подходят к доске, вспоминают технику безопасности.

Дети слушают правила игры, выражают желание в ней поучаствовать.

Дети – участники игры, выполняют задания воспитателя и игровые действия.




Дети выполняют гимнастику для глаз.







Дети приклеивают лепестки к середине цветка.

Дети играют, пытаются быстрее другого открыть картинку. Дети знают сюжет рассказа.

3.

Заключительный этап.

Анализировать процесс и результат, подвести итоги занятия.

Помочь детям выразить свое отношение к пословице.

Подведение итогов:

- Ребята, чем мы сегодня занимались? (Читали сказку «Цветик-семицветик», отвечали на вопросы, играли, делали цветик-семицветик)

- Чему нас научило это произведение? (тому, что нужно подумать, прежде чем что-то желать и, что нужно делать добрые дела, тогда и сам станешь счастливее)

- Да, ребята, ведь не даром говорят:

Жизнь дана на добрые дела.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Если вам понравилось наше занятие, переверните ваши кубы желтым кружочком вверх, а если что-то не понравилось – синим квадратом вниз.

- Я рада, что у всем вам понравилось наше занятие. - Вы сегодня постарались, и я надеюсь, что эту сказку вы хорошо запомните.

- Скоро мы отправимся в другое увлекательное путешествие по удивительным произведениям.

- Спасибо вам за занятие!

Словесный прием: беседа-рефлексия.

Дети садятся на кубы вокруг воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети выражают свое эмоциональное состояние с помощью кубов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс