№ | Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организовать взаимодействие с детьми. | Приветствие: - Ребята, здравствуйте, повторяйте вместе со мной: Худ. Слово. - Я очень рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и подарим немного тепла, чтобы оно сопровождало нас целый день! | Форма организации: «Круг друзей». Словесный метод: использование худ слова. | Дети стоят в кругу с воспитателем, выполняют упражнение, приветствуют друг друга. | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
Мотивировать детей на предстоящую деятельность. | Мотивация деятельности: - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: У бумажных Птиц Сто крылышек – страниц. (книга) - Верно! Сегодня мы будем читать вот эту книгу. Посмотрите, какая она красочная, яркая! Посмотрите, сколько в ней страниц. Все они шелестят и рассказывают нам удивительные истории! - Ребята, почему говорят: «Книга – это клад»? Разве книга может быть кладом? - Ответить на этот вопрос нам помогут интерактивные кубы. Если вы считаете, что книга может быть кладом, то переверните свой куб желтым кружочком вверх, а если вы считаете, что не может – синим квадратов вверх. - Ребята, вы ответили, что книги могут быть кладом, почему вы так считаете? (Они нас многому учат, а знания – это настоящий клад и сокровище) - Припомните, пожалуйста, название сказки, которую мы начинали читать в прошлый раз? (Цветик-семицветик) - Садитесь, пожалуйста, на кубы. Спины держим прямо, ноги вместе. | Словесный прием: художественное слово – загадка. Практический прием: привлечение внимания детей через рассматривание книги. Побуждение детей к объяснению смысла поговорки с помощью интерактивных кубов. Словесный прием: пояснение воспитателя о назначении книги. Форма организации: дети сидят на интерактивных кубах полукругом перед воспитателем. | Дети отгадывают загадку. Дети рассматривают книгу. Дети отвечают на вопрос воспитателя с помощью интерактивных кубов, обосновывая свою точку зрения. Дети садятся на интерактивные кубы. | Дети знают, что книги не только развлекают, в них можно найти много интересного и поучительного. Дети настроены на предстоящее восприятие произведения. |
2. | Основной этап |
2.1. | Этап постановки проблемы | Обозначить противоречие между разными мнениями детей. | Постановка проблемного вопроса: - Как вы думаете, может ли помощь другому сделать человека счастливее? (- Да, ведь, когда ты делаешь добрые дела, добро начинает возвращаться! - Нет, я становлюсь счастливым, когда добро делают мне, а не я) - Вопрос один, а мнения у вас разные. Чтобы разобраться, предлагаю прочесть, что было дальше. | Наглядный пример: иллюстрирование вариантов ответов на проблемный вопрос. Словесный прием: побуждение детей к осознанию противоречия различных мнений, постановка проблемного | Дети выдвигают различные гипотезы, мотивируют свои предположения, осмысливают противоречие. | Дети понимают проблемный вопрос, выдвигают свои предположения, слушают ответы сверстников. |
Раскрыть краткое содержание сказки, выразить личностное отношение к произведению. | Аннотация: - Произведение «Цветик-семицветик» написал русский писатель – Валентин Петрович Катаев. - Я с детства очень люблю эту сказку, потому что она заставляет задуматься над своими поступками. - Однажды, девочка Женя заблудилась и попала в чудесный сад, где Старушка дала ей волшебный цветок Цветик-семицветик. Женя тратила лепестки на самые разные желания, но не одним из них не была довольна. Когда у нее остался последний лепесток, она стала думать, чего бы загадать. - А что произошло дальше, мы сейчас и узнаем. | Словесные приемы: - высказывание педагогом личностного отношения к сказке; - краткое изложение начала произведения. вопроса. | Дети слушают воспитателя. | Дети вспоминают произведение, настраиваются на его восприятие. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Создать условия для восприятия содержания произведения. Раскрыть значение незнакомого слова: «салки», закрепить значение слова «гляди». | Работа над незнакомыми словами: - Но вначале уточним значение незнакомого слова: как вы думаете, что означает слово «салки»? Это игра, в которой игроки догоняют друг друга. - Давайте прочтем, что было дальше! Макушка смотрит вверх, спина ровная. Выразительное чтение отрывка: Со слов: «Рассуждая таким образом…» до слов: «как ни старалась». Гляди, что значит – смотри. | Словесный прием: словарная работа. Словесный метод: выразительное чтение. | Дети предполагают возможное значение слова, запоминают новые слово. Дети слушают отрывок произведения. | Дети запоминают новые слова. Дети знают содержание сказки. |
Помочь детям запомнить содержание сказки. Помочь детям выявить и объяснить связь между поступком, мотивом и нравственными качествами героини сказки (милосердие, бескорыстие, доброта). | Разъяснительная беседа по содержанию произведения: - Ребята, вот мы и прочли сказку. Что вам больше всего понравилось в ней? - Кто главная героиня сказки? (Женя) - Какая она была в начале сказки? (легкомысленная, рассеянная) Послушайте, как об этом пишет автор: «…» - На что женя потратила 6 желаний? (на желания, которые не принесли ей радости) - Кого встретила Женя в конце произведения? (мальчика Витю) - Каким был мальчик? (добрый, красивый, не драчун) - Давайте вспомним, как об этом говорится в сказке: «…» - Почему Женя потратила свой последний лепесток на помощь Вите? (потому что она была доброй, милосердной и бескорыстной) - С какими чувствами Женя загадывала последнее желание? Я начну, а вы продолжите: «… - от счастья». Напоминание проблемного вопроса: - Какой вопрос мы задавали вначале? - Может ли помощь другому сделать человека счастливее? - Как думали сначала? Как оказалось на самом де? Чье мнение оказалось верным? | Словесный прием: беседа. Словесные приемы: - повторное чтение; - выборочное чтение; - «закончи предложение». Наглядный прием: иллюстрация с вариантами решения проблемы. | Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию произведения, слушают фрагменты произведения. Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем, словами из рассказа. Дети решают проблемный вопрос. | Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию произведения. Дети называют качества характера героев, раскрывают мотивы поступков. |
| - А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть! Встаньте в колонну друг за другом, идем и повторяем движения за мной. Физ минутка. | Словесный прием: художественное слово. Практический прием: проведение физ минутки. | Дети выполняют физ минутку и продвигаются к доске. | Дети разминаются. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Формировать практический и игровой опыт детей. Закрепить знания сюжета произведения. Передать правильную цветовую гамму цветика-семицветика, путем приклеивания лепестков клеем ПВА: наносить небольшое количество клея, промокать сухой салфеткой. | Дидактическая игра на ИКТ-оборудовании: ТБ работы с интерактивной доской. Объяснение правил игры: - А играть мы будем в «Колесо удачи». Перед вами две фигуры, разделенные на 3 части. За ними скрываются изображения из сказки «Цветик-семицветик». Вам нужно по очереди крутить колесо, выпавшее число соответствует цифре одной из частей какой-либо фигуры. Отвечает на вопрос тот, чье число выпало. Если ответ верный, игрок открывает часть картинки. Победит тот, кто первый откроет картинку. - А сейчас кидайте кубик, у кого выпадет большее число, тот и начнет игру. Задания для игры: -
Почему Женя заблудилась? (потому что собака съела ее баранки и она гналась за ней) -
На какое желание Женя потратила первый лепесток? (оказаться дома с баранками) -
Как мама называла девочку? (тяпа-растяпа) -
Что закричала Женя, оказавшись на Северном полюсе? (Мамочка, замерзаю) -
Почему Витя не мог бегать? (у него была хромая нога) -
Какие слова произносила Женя, когда загадывала желание? (лети-лети лепесток…) - Отлично поиграли, молодцы! - Мы внимательно следили за игрой, давайте дадим глазам немного отдохнуть. Голова на месте, за предметом следят только глаза. Гимнастика для глаз. Продуктивная деятельность: - Ребята, хотели бы вы сделать цветик-семицветик из нашей сказки? - Посмотрите, какого цвета лепестки у цветика-семицветика в сказке. - Вам нужно приклеить лепестки к середине цветка в той последовательности, в которой они нарисованы на иллюстрации. - Напоминаю, что с клеем мы работаем осторожно, его не разбрызгиваем его. Приступайте. - Ребята, вы отлично справились с заданием, молодцы! | Форма организации: дети стоят лицом к доске. Словесные приемы: - разъяснение техники безопасности; - объяснение правил игры; - сообщение игровых заданий детям. Словесный прием: худ слово – гимнастика для глаз. Практический прием: гимнастика для глаз; - приклеивание лепестков. | Дети подходят к доске, вспоминают технику безопасности. Дети слушают правила игры, выражают желание в ней поучаствовать. Дети – участники игры, выполняют задания воспитателя и игровые действия. Дети выполняют гимнастику для глаз. Дети приклеивают лепестки к середине цветка. | Дети играют, пытаются быстрее другого открыть картинку. Дети знают сюжет рассказа. |
3. | Заключительный этап. | Анализировать процесс и результат, подвести итоги занятия. Помочь детям выразить свое отношение к пословице. | Подведение итогов: - Ребята, чем мы сегодня занимались? (Читали сказку «Цветик-семицветик», отвечали на вопросы, играли, делали цветик-семицветик) - Чему нас научило это произведение? (тому, что нужно подумать, прежде чем что-то желать и, что нужно делать добрые дела, тогда и сам станешь счастливее) - Да, ребята, ведь не даром говорят: Жизнь дана на добрые дела. - Как вы понимаете эту пословицу? - Если вам понравилось наше занятие, переверните ваши кубы желтым кружочком вверх, а если что-то не понравилось – синим квадратом вниз. - Я рада, что у всем вам понравилось наше занятие. - Вы сегодня постарались, и я надеюсь, что эту сказку вы хорошо запомните. - Скоро мы отправимся в другое увлекательное путешествие по удивительным произведениям. - Спасибо вам за занятие! | Словесный прием: беседа-рефлексия. | Дети садятся на кубы вокруг воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети выражают свое эмоциональное состояние с помощью кубов. |