Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Технология построения урока | Личностно-ориентированная |
Тема урока | Древние образы в народном искусстве |
Цель урока | Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей и смысловой составляющей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. |
Основные термины, понятия | Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. |
Оборудование | Оборудование для учащихся: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.: ил. Краски, кисти, альбом для рисования ,палитра |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, Индивидуальная | Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н. А. Горяева, О. В. Островская; |
Планируемый результат |
Предметные умения - Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся; - Умение компоновать рисунок; | Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; Межпредметные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий. Предметные: Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент, понимать его смысл. |
Этапы урока | Цели этапа | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Цель: выявить уровень подготовки учащихся к уроку. | Осознают свои интересы (что значит понимать народное искусство и почему этому надо учиться?) Осознание необходимости получения новых знаний. | Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку, вводное слово. Ориентирует учащихся относительно места в учебном курсе. Беседа о роли и месте декоративно-прикладного искусства у древних славян: ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.) . | Погружение в учебную ситуацию. Слушают учителя. Задают вопросы. Ориентируются в теме урока основываясь на личном опыте. |
Постановка учебной проблемы | Цель: пробуждать и всесторонне развивать духовность и творческие способности. любовь к народному искусству. | Способность к сотрудничеству с учителем, одноклассниками Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах современных предметов быта. | Формирует вместе с учащимися цели урока Формирование умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни? Птицы счастья, матери –земли? Беседа о значении образов в жизни крестьянина. | Формируют вместе с учителем цели урока. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта. Слушают учителя. Задают вопросы. |
Организация выполнения плана деятельности. | Цель: реализовать план действий, составленный на предыдущих этапах. | Осознание роли символов, как основы мироздания крестьян. Умение строить речевые высказывания в устной форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества | Представляет варианты изготовления творческой работы. Изображение дерева , образа птицы , образа коня , и матери земли(женский образ) Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу. | Выбирают вариант исполнения творческой работы Выбирают способ выполнения практической части работы . |
Самостоятельная работа учащихся. | Цель: Выявить недостающие знания и умения у учащихся на практике. | Освоение способов художественного самовыражения личности. Приобретение собственного опыта творческой деятельности Использование нового знания в выполнении творческого задания | Организация самостоятельной творческой работы учащихся. Помощь в определении сюжетов, композиционных и цветовых решений. | Создают продукт самостоятельной творческой деятельности, приобретая навык творческого самовыражения |
Просмотр работ учащихся. | Цель: Выявить уровень и характер подготовки учащихся | Умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы | Предлагает оценить работу у соседа по парте и самостоятельно поставить аргументированную оценку. Соглашается или не соглашается с самооценкой. -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) | Самостоятельно оценивают свою работу с образцами Народного ДПИ. Сравнивают полученный результат с изображением на слайдах. Выставляют оценку соседу по парте. Высказывают свое мнение, показывают конечный результат своей работы |
Итог урока | Цель: Проверить правильность выполнения поставленной задачи, оценить степень достижения цели. | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Умение читать орнамент, понимать его смысл. Умение излагать свое мнение в диалоге. | Беседа по вопросам: -Что такое ДПИ? Какие предметы относятся к ДПИ? - Что относится к материалам ДПИ? - Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте? | Отвечают на вопросы ,высказывают своё мнение. Закрепляют ,повторяют пройденный материал. Излагают свое мнение по теме урока. |