Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема урока: Строим город (Макетирование пространственной среды сказочного города из бумаги) |
Класс: 1 |
Цель: создание коллективной работы «Сказочный город» |
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая |
Средства обучения: Учебник, цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши. |
Ожидаемые результаты: | Личностные: У ученика будут сформированы: позитивный опыт участия в творческой деятельности; положительное отношение к уроку; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность. Предметные: Ученик научится: анализировать и характеризовать особенности рассматриваемых зданий; приёмам конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел; приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Метапредметные: Познавательные: базовые исследовательские действия: Ученик научится: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий. работа с информацией: Ученик научится: Коммуникативные: общение: Ученик научится: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к учителю и одноклассникам; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. совместная работа: Ученик научится: выполнять правила совместной деятельности; ответственно выполнять свою часть работы. Регулятивные: самоорганизация: Ученик научится: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. самоконтроль: Ученик научится: |
Методические задачи урока: | Обучающие: формировать практические умения изготовления конструкций из бумаги. Развивающие: развивать творческие способности обучающихся; познавательный интерес к предмету; развитие образного мышления. Воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, самостоятельность. |
Этап урока | Задание, деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия (метапредметные) | |
1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент) | Здравствуйте, ребята! Что нам стоит, дом построить? нарисуем, будем жить, и уж, точно, непременно, в нём не будем мы тужить. Тротуар раскрасим мелом, разберём карандаши, сложим стих, о зодчем смелом, что рисует от души. От души цветов налепим, пластилиновых кустов, обязательно пометим, место для дворовых псов. Акварелью, мы пройдёмся, невзначай, так, по стене, после нарисуем солнце, радугу, кота в окне. Тушью нарисуем шторы, телевизор и паркет, лёгким росчерком узоры, лягут на махровый плед. И уют, тепло прибудет, в этом доме расписном. Потому, что жить в нём будет, Ты и Я, и Он – наш дом. О чем это стихотворение? | Приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя. | | Личностные: Положительное отношение к уроку, учебной деятельности. | |
2. Актуализация знаний; фиксация затруднения в деятельности | Сегодня я приготовила для вас несколько изображений. Приложение 1. Рассмотрите их внимательно и скажите, как одним словом можно назвать все, что изображено на картинках? А кто их построил? А кто в обычной жизни строит дома? | Рассматривают изображения. Отвечают на вопросы учителя. | | Коммуникативные: Вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к учителю и одноклассникам. | |
3. Постановка учебной задачи | Сегодня мы с вами вновь примерим на себя роль строителей, а что будем строить, вам предстоит узнать из сказки. Приложение 2. Что строил Митька? А какие материалы он использовал? А посмотрите на ваших столах, какие материалы? Значит, что мы с вами будем строить? | Отвечают на вопросы педагога. | | Коммуникативные: Вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Личностные: Положительное отношение к уроку | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие детьми новых знаний). | Познакомимся с некоторыми сказочными городами на страницах нашего учебника. Откройте стр.80. Рассмотрите домики. Какие материалы использовали строители? Из чего состоят эти домики? А из чего можно еще построить домики в сказочном городе? Рассмотрим домики на стр.81. Скажите, ребята, а как вы думаете, чтобы построить целый город достаточно ли только одного строителя? А почему? Вы правы. Для этого нужна целая строительная бригада. Поэтому, чтобы нам с вами построить целый город, мы разделимся с вами на «бригады» с помощью жеребьевки. Приложение 3. | Открывают учебники. Отвечают на вопросы учителя. | Анализировать и характеризовать особенности рассматриваемых зданий. | Коммуникативные: Вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. Познавательные: Умение работать с учебником. | |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Чтобы приступить к работе, нужен план, и сейчас мы его с вами построим. 1) Что нужно сделать в первую очередь? 2) А какими могут быть домики? Чем они отличаются друг от друга? Показывает, как сделать домики разных форм. 3) А что в сказочном городе еще может быть кроме домиков? 4) Для того, чтобы расположить все ваши постройки в одном месте, мы с вами будем использовать картон. Подумайте все вместе, каким он будет, ваш сказочный город, кто в нем будет жить, придумайте небольшую историю, связанную с этим городом, почему его называют сказочным. | Определиться, кто, что будет делать, какую постройку создавать. Высокими и низкими. В форме цилиндра, параллелепипеда, куба. | | Коммуникативные: Вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к учителю и одноклассникам. | |
Физминутка | Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх. Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана») |
6. Самостоятельная работа | А сейчас прежде, чем приступить к работе, вспомним правила работы с ножницами и клеем. И в этом нам с вами помогут карточки. Мы с вами обговорили примерный план, вспомнили правила работы с клеем и ножницами, можно начинать работать над рассказом. Педагог помогает, если у кого-то возникают затруднения, и контролирует процесс. Ребята, пора завершать наши работы, потому что урок подходит к концу. | Проговаривают правила работы с ножницами и клеем. Выполняют коллективную работу. | Умение использовать приемы конструирования из бумаги. Приобретение опыта пространственного макетирования. | Регулятивные: Уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. Познавательные: Проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий. Личностные: Позитивный опыт участия в творческой деятельности. Проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность. Коммуникативные: Понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи. Выполнять правила совместной деятельности. Ответственно выполнять свою часть работы. | |
8. Итог урока. | У каждой строительной бригады получился свой необычный сказочный город. Расскажите немного о них. Кто в них живет, расскажите небольшую историю, связанную с этим городом, почему его называют сказочным. Молодцы, ребята. Отлично сегодня поработали. | Отвечают на вопросы педагога. | | Регулятивные: Выполнять действия контроля и оценки. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Оцените свою работу на уроке с помощью «Гномиков». Приложение 4. 1 гномик. Урок мне понравился. Я доволен. 2 гномик. Урок мне не понравился. Задания для меня были трудные. 3 гномик. Я узнал много нового, интересного и был удивлён. 4 гномик. Мне было безразлично. 5 гномик. Весь урок я скучал. 6 гномик. Мне было грустно на уроке. 7 гномик. Я ничего не понял. Весь материал перепутался в моей голове. Спасибо за урок! | Анализирую свою деятельность на уроке и удовлетворенность ей. | | Регулятивные: Выполнять действия контроля и оценки. | |
Учебник по изобразительному искусству. 1 класс (УМК «Школа России»)
Приложение 1
Приложение 2
Тихи, задумчивы сентябрьские дни. Просторнее, светлее становится старый парк. В темных заводях пруда ржавеют и тонут листья кувшинок. Внезапно ночной морозец опалил клены, и они сделались золотыми. А потом задули ветры, потек листопад,
По утрам дворник Архип подметает аллеи парка. Однажды за ним увязался пятилетний внук Митька. Сперва он бойко махал веником, но вскоре это ему надоело; мальчик спрятал веник в кусты и глянул по сторонам. У забора он приметил холмик листвы и вообразил, будто это терем, в котором живет серебряный еж. И Митька решил построить разноцветные дома. В одном поселит оловянных солдатиков, в другом — плюшевого мишку-топтыжку, в третьем будет ночевать самосвал.
Митька берет охапку листьев и раскладывает их по цветам. Мальчик увлечен работой, творит, изобретает, строит.
Вокруг Митьки один за другим растут дома. Красные, оранжевые, фиолетовые… Наконец сказочный город почти готов. Но тут налетел ветер, и дома, точно бабочки, поднялись в воздух. Кружатся над головой, порхают и неприметно садятся на дорожки, на скамьи, на плечи Митьке, но строитель не огорчается. Ему нравится, что дома в его городе летают. Улыбаясь, он ловит листья и принимается строить все заново. А чтобы город не улетел снова, присыпает дома песком. Непослушный петушиный вихор и лоб — все в песке.
Решив передохнуть, дед снимает рукавицы, поворачивается к внуку:
— Ишь перемазался как! Вот погоди, достанется тебе на орехи!
— Ну и пусть…— Митька надувает щеки.— Зато я город построил!
— Какой такой город?
— Вон, гляди…— Внук берет деда за руку, осторожно ведет по улицам города.
— Где песочница — наш садик. А здесь труба, завод.
— Ишь ты!— усмехается Архип и показывает на большую груду листьев.— А там что будет?
— Дом высотный! Сорок этажей!
— А в нем кто?
— Я с тобой… На самом верху!
— Это почему ж на самом? — В недоумении дед почесывает бороду.
— Голубей бумажных пускать здорово!
— Ну и ну! — дивится Архип. Ему, видно, по душе работа внука. Отложив метлу в сторону, он не спеша идет к забору, несет охапку листьев.
— Зачем, дедушка?
— А то как же… Город-то у тебя новый, а про вокзал забыл. Где ж гостей принимать будешь?
Архип опускается на корточки и вместе с внуком сооружает вокзал.
— Как назовешь город?
Митька задумывается, теребит вихор и неожиданно выпаливает:
— Дружный! Как наш отряд в садике!
— Так-так…— согласно кивает дед, и они продолжают строить.
Изредка аллеи старого парка пересекают прохожие. Одни останавливаются, понимающе кивают друг другу: «Чудаки!» Другие молча улыбаются. Наверное, им тоже хочется построить из оранжевых листьев свой сказочный город.
Приложение 3
Приложение 4