СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевна и семи богатырях" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта поможет учителю подготовиться к уроку и провести его в соответствии требованиям ФГОС,

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевна и семи богатырях" (4 класс)»

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4 «Б» Учитель Войнаровская Е.И.

Технологическая карта урока



Тема

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (обобщение)

Цель

Обобщение знаний учащихся по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»


Задачи

Образовательные: обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие: развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к книге, к чтению, способствовать формированию положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой. 


Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока

Урок обобщения знаний учащихся.




Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.



Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.








Организационный момент.


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Покажите, где душа у человека (дети показывают).

Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «От всей души», то прикладывает ладонь к груди.

- У меня к вам просьба: положите ладонь на место, где может быть душа у человека, т.е. на грудь, улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица.

- Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.

Сегодня мы будем добрыми волшебниками и попробуем совершить чудо!

Главное наше волшебство будет доброта наших сердец!

Вы готовы творить добро?

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.


2













3

Актуализация знаний.












Формулировка темы, цели и задач урока.

Учитель читает строки из сказки А.С. Пушкина

- Ребята, скажите кто автор этих строк?

«…Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…»


У царицы злой-презлой

Собеседник непростой.

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую.

Отгадайте, что за предмет в чёрном ящике? Сформулируйте тему, цель и задачи урока. Раскрасьте первый лепесток цветика-семицветика в зелёный цвет, если цель и задачи сформулировали легко. В жёлтый – если испытывали затруднения, в красный – если не удалось.


Дети мы с вами уже не первый год изучаем творчество великого русского писателя А.С. Пушкина. Вспомним основные моменты биографии, прослушав выступление нашей первой творческой группы под руководством Коваленко Глеба.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Вопросы к тесту:(Слайд 3-4)

1.Кому царица велела избавиться от царевны?

2.Где Чернавка оставила царевну?

3. Кто помог королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха царевны?

5. В какой гроб уложили царевну богатыри?

6. Сколько было богатырей в сказке?

7. К кому обращалась за советом царица?

8. Как называлось место в котором жила царевна в тереме?

Внимательно слушают учителя.

- Александр Сергеевич Пушкин (Слайд 1)







Решают кроссворды в парах.

















 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

и

 

 

 

7

з

е

р

к

а

л

ь

ц

е

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

6

с

е

м

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

ь

 

3

 

 

 

 

 

1

ч

е

р

н

а

в

к

е

 

 

 

 

 

с

 

ы

 

е

 

 

 

 

 

 

 

у

 

й

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

е

л

и

с

е

й

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 



4

Обобщение и закрепление изученного.



- Вспомните, какие бывают сказки? К какой группе мы можем отнести нашу сказку?

- В чём разница между этими двумя видами сказок? Работа в группах. Первая группа расскажет о авторских сказках, а вторая о народных.(Слайд 5)

Послушаем выступление второй творческой группы под руководством Алины Куликовой. История создания «Сказки о мёртвой царевне…»







-А на какие группы мы можем поделить сказки по содержанию? К какой группе относится наша сказка?

(Слайд 6)


-Какие признаки таких сказок вызнаете?


-Какие волшебные предметы или необычные помощники нам встречались в сказке?(Слайд 8-10)

-Совершенно верно? Я уверена, что мы сможем вспомнить ещё несколько признаков.



-Найдите пожалуйста троекратный повтор в сказке Александра Сергеевича.





-Ну и конечно ни одна сказка не может обойтись без борьбы добра со злом. Есть такая фраза «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируем проблему урока.

Инсценировки.




-Авторские и народные. Наша сказка авторская.

1 группа:

Всегда известно кто их написал. Они существуют только в одном варианте. Нельзя определить когда была написана

2 группа:

Автор неизвестен. Есть несколько вариантов, так как передавалась из уст в уста. Можно узнать когда была написана сказка.


- Бытовые, о животных. Наша сказка волшебная.



1. Зачин (Начало)(Слайд 7)

2. Наличие волшебных предметов, помощников.

– Зеркальце царицы, отравленное яблоко, королевичу помогали Солнце, Ветер и Месяц

3. Троекратный повтор.



- Царица расспрашивает зеркальце три раза, у королевича Елисея три помощника: Солнце, Месяц и Ветер.

4. Развязка. Обычно всё заканчивается свадьбой или пиром.

5. Добро побеждает зло.

- Разбираться, что такое добро, что такое зло.

Определить положительных и отрицательных героев.



Доказать на примере сказки, что Добро побеждает Зло.



5

Дин.пауза.

Звучит музыка «В мире много сказок…»

Повторяют движения за физоргами.

5

Изучение нового материала. Работа с текстом.


-А кто мне скажет, что такое добро, а что такое зло?






- Вспомните, что такое антонимы?




-Можно ли сказать, что «добро» и «зло» являются антонимами?

- Определите, добрых и злых героев сказки.





- Наша с вами задача, сейчас определить, у кого из персонажей очень ярко видны положительные и отрицательные черты.

- Да они можно сказать что они главные герои сказки. Ведь без них не получилось бы описать основные события в сказке.

Начнём читать по цепочке начиная с первой колонки и отмечать карандашиком описание наших главных героинь. Ребята на чётном ряду отмечают описание Царицы, а на нечётном ряду описание Царевны.(Слайд 11-12)




- Что значит ломлива?

- Своенравна?


Откройте свои тетрадки, разделите страничку на две части и запишите с одной стороны то какой была Царица.










-Что значит кроткий нрав?

Запишите в тетрадях с другой стороны какой была Царевна.



-Какие средства выразительности использует авто, чтобы описать героинь?

- Какие отношения были между ними?

- Почему она не любила Царевну?



- В каких строчках мы это можем увидеть?


- Что значит «Чёрная» зависть? Завидовать по-чёрному?



-А можно завидовать по- доброму?


-Правильно, это мотивирует вас к тому, чтобы сделать первые шаги, к тому чего вы желаете.

- Найдите в тексте к чему привела «чёрная» зависть Царицы?







- Завершился ли план Царицы?

- Почему Чернавка решила отпустить её? Что спасло Царевну?


-Какая пословица подошла бы в данном случае?

-Обе наши героини были очень красивы внешне. Можно ли сказать тоже самое о их внутренней красоте?




-Давайте сделаем выводы. Как можно определить добрый человек или злой?

- Добро - что-то хорошее, положительное, добрые поступки, когда приносишь кому-нибудь счастье, радость, поддерживаешь близких.

Зло – что-то нехорошее, отрицательные поступки, когда кого-нибудь обижаешь, делаешь больно, приносишь беды и страдания.

- Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения.

- Да, это противоположные по значению слова.

- Добрые: Царь, Царевна, богатыри, королевич Елисей, Месяц, Солнце, Ветер.

Злые: Царица, Чернавка.

-Царевна и Царица. Царевна очень добрая, а Царица постоянно злится и обижает царевну.

Определяют на каком ряду сидят. Читают по цепочке со страницы 71.

1.«…Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»

-Капризна, упрямая

- Взбалмошный, поступающий по своему


Работают в тетрадях.

Царица - гордая, злая, хитрая, своенравная, ломливая, ревнивая, капризная, завистливая.


2. «… Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…»


- Тихий, скромный, не вспыльчивый характер.

Царевна - добрая, трудолюбивая, кроткая, милая, скромная.


-Эпитеты.


- Царица не любила Царевну.

- Она ревновала. Царевна была молода, красива, её все любили. Царица ей завидовала. Она тоже была красивой, но злой. Любила только себя.

- «Она,
Черной зависти полна…»

- Это когда завидуешь по- злому. Желаешь чего-то плохого, тому у кого есть то, что хочешь ты.


-Можно, когда восхищаешься какому-нибудь достижению. Хочешь тоже так уметь.




«…Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,

Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам…»

- Нет, Чернавка отпустила Царевну.

- Чернавка, пожалела её. Царевна была добра, относилась ко всем хорошо, не держала ни на кого зла.

- «Относись к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе»


- Так можно сказать только про Царевну, она положительный персонаж. А Царица – отрицательный персонаж, она «чёрной зависти полна»

-По тому как он поступает.

5

Закрепление. Самостоятельная работа с текстом.


-Мне кажется, что мы с вами поторопились когда отнесли Чернавку лишь в отрицательные персонажи. Найдите пожалуйста отрывок когда Чернавка заводит Царевну в лес. Подумайте Можем ли мы найти доброту в это девушке?

Работают с текстом. Понимают, что чернавка пожалела Царевну и отпустила. Это является добрым жестом.




6

Рефлексия.


- Сказка — ложь, да в ней намек. Чему вас научила эта сказка?

К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.


Делают выводы.



7

Домашнее задание.


Прочитать сказку, которую не читали ранее.

Записывают задание в дневник.